МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: НОЯБРЬ’95

Публикуемые данные основаны на сообщениях периодической печати,
правозащитных организаций и журналистов, а также агентства
“Экспресс-Хроника”
АЗЕРБАЙДЖАН
Ноябрь, 11. Президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ о помиловании
четырех журналистов – Аяза Ахмедова, Ядигара Мамедова, Аскера Ахмедова и
Малика Байрамова, осужденных 19 октября к различным срокам по обвинению в
“оскорблении чести и достоинства президента”. В указе говорится, что
журналисты освобождены “исходя из гуманных соображений, а также идя
навстречу просьбам и ходатайствам родителей осужденных”.
БЕЛОРУССИЯ
Ноябрь, 22. Председатель Верховного Совета Белоруссии Мечислав Гриб заявил
корреспонденту еженедельника “Московские новости”, что по распоряжению
президента страны Александра Лукашенко ему препятствуют выступить по
национальному телевидению Белоруссии в прямом эфире.
КАЗАХСТАН
Ноябрь, 4. Независимый еженедельник “Караван-Блиц” (Алма-Ата) опубликовал
статью о том, что в Казахстане готовится новый закон о средствах массовой
информации. В статье цитируются некоторые положения законопроекта. Например,
в ст.4 сказано: “Недопустима диффамация (публикация материалов сомнительного
или ложного содержания) в отношении граждан Республики Казахстан”. В ст.6
отмечается, что “право приступить к выпуску средства массовой информации
наступает со дня получения свидетельства о регистрации и сохраняется в
течение одного года”.
Ноябрь, 13. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на собрании
административно-хозяйственного актива Алма-Аты, сделал заявление, в котором
обвинил российские средства массовой информации в предвзятости, в частности,
по отношению к аресту казачьего атамана Николая Гунькина. Он сказал, что во
все редакции каналов телевидения и газет разослана “правдивая информация”,
уточнив, что теперь “у нас есть возможность всем Казахстаном проверить
объективность информации редакций газет и телевидения, наших и российских, а
заодно и их отношение к нам, к казахстанцам”.
КИРГИЗИЯ
Ноябрь, 9. Председатель Правозащитного движения Кыргызстана Рамазан
Дырылдаев сообщил, что несколько претендентов на пост президента республики
на выборах в декабре распространили заявление, в котором обвиняют все
средства массовой информации Киргизии в том, что они ведут агитацию в пользу
одного кандидата – Аскара Акаева.
Ноябрь, 15. У себя на квартире в Бишкеке арестован доктор медицинских наук
Кубанычбек Апас, называющий себя политическим оппонентом президента
Кургазстана Аскара Акаева. С санкции генеральной прокуратуры арест проводили
оперуполномоченные уголовного розыска Октябрьского РОВД Бишкека. Уголовное
дело против К.Апаса возбуждено в июне по статьям 128 часть 2 – “клевета в
печатном виде” и 129 – “оскорбление” УК Кыргызской Республики. С заявлением
обратилась некая организация “Общественный комитет по защите президента”. В
октябре в связи со злостным уклонением К.Апаса на него был объявлен розыск и
дана санкция на арест. Поводом для претензий к К.Апасу стала статья
“Обманутая страна”, опубликованная в газете “Кыргыз руху” 25 мая 1995 г. – о
коррупции в высших эшелонах власти.
МОЛДАВИЯ
Ноябрь, 17. Сотрудники министерства государственной безопасности
Приднестровской Молдавской республики (ПМР) пытались воспрепятствовать
съемке репортажей группами тираспольской телекомпании “Тивик-А” и российской
телекомпании НТВ во время митинга студентов тираспольских вузов перед
зданием Верховного Совета и правительства ПМР.
РОССИЯ
(Кроме сведений о нарушениях прав журналистов, освещающих чеченский
конфликт)
Ноябрь, 1. В Кировском народном суде Архангельска состоялось судебное
заседание по иску Управления внутренних дел к газете “МИГ” на основании
публикации “Начальник УВД Волкодав разваливает астраханскую милицию”.
Заседание перенесено на декабрь, поскольку суд счел законным требование
редакции дождаться результатов проверки деятельности УВД.
Ноябрь, 2. В ночь с 1 на 2 ноября в г. Обнинске Калужской области
неизвестными ограблена редакция еженедельника “Час пик”: были украдены 4
компьютера, 2 принтера, другое оборудование на общую сумму более 20
миллионов рублей. Корреспондент этой газеты Вячеслав Шапошников, сообщивший
Фонду о случившемся, считает, что нападение было совершено по уголовным
мотивам.
Ноябрь, 2. В Савеловском межмуниципальном суде Москвы началось слушание дело
по иску бывшего председателя КГБ Таджикистана Владимира Петкеля к
еженедельнику “Московские новости” и корреспонденту Санобар Шерматовой. Суд
отложил слушание до 6 декабря, пока не будет сделана лигвистическая
экспертиза статьи, опубликованной на таджикском языке в газете “Адолат”.
Ноябрь, 3. Президент Конфедерации журналистских союзов Эдуард Сагалаев
направил президенту Республики Башкортостан Муртазе Рахимову и Генеральному
прокурору РФ Юрию Скуратову открытое письмо, в котором излагается несколько
фактов преследования, в том числе избиений, журналистов на территории
Республики Башкортостан. Эти и другие проблемы обсуждались 21 сентября на
пленуме правления Союза журналистов Башкортостана, однако, подчеркивает
Сагалаев, “голос наших коллег не был услышан”. Поэтому он обратился к
Муртазе Рахимову с просьбой “внимательно отнестись к этому письму и
информировать о принятых мерах”.
Ноябрь, 3. Распространитель газеты “Комсомсомольская правда” 60-летний
Виктор Кучерук подвергся нападению сотрудников милиции, которые задержали
его в вагоне электропоезда и доставили в отделение милиции Павелецкого
вокзала Москвы. Более того, ему вручили повестку в суд по делу “об
оскорблении сотрудников правоохранительных органов”.
Ноябрь, 3. Вечером возле своего дома в Москве неизвестными был избит
секретарь Союза писателей Москвы, главный редактор газеты “Литературные
новости” Валентин Оскоцкий. У него был похищен портфель с документами и
материалами очередного номера газеты. С сотрясением мозга и тяжелыми
травмами Валентин Оскоцкий был доставлен в 36-ю больницу.
Ноябрь, 3. В г.Дербент (Дагестан) российскими пограничниками задержаны два
турецких журналиста, представляющих газету “Салам”, – Мехмет Алитекин и
Талиб Эльчелик. По сообщению Центра общественных связей ФСБ РФ, журналистам
и еще трем турецким гражданам предъявлено обвинение по ст.83 УК РФ –
“незаконный выезд за границу и незаконный въезд”.
Ноябрь, 4. “Компетентный источник” сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что
обвиняемый в организации убийства Владислава Листьева один из активных
членов так называемой солнцевской преступной группировки не признает своего
участия.
Ноябрь, 4. Рядом со своим домом неизвестными избит журналист, автор газеты
“Правда” Александр Тарасов. Нападавшие забрали паспорт журналиста, не тронув
деньги, диктофон и личные вещи.
Ноябрь, 4. Корреспондент газеты “Панорама” (Липецк) Марк Гольдман был избит
неизвестными около 14.30 часов рядом с Домом печати Липецка. Нападавшие
обыскали журналиста. По его мнению, они искали диктофон с записью судебного
разбирательства по иску кандидата в депутаты А.Пресекина.
Ноябрь, 7. Неизвестными была подожжена автомашина “Нива”, принадлежащая
редакции газеты “Русский Север” (Вологда). По мнению редакции, это была
свообразная акция устрашения. По мнению следователя, расследующего этот
инцидент, поджигатель “действовал целенаправленно и профессионально”.
Ноябрь, 8. Начальник Регионального управления по оргпреступности ГУВД Москвы
Владимир Рушайло заявил агентству “Интерфакс”, что “в ближайшее время могут
произойти определенные подвижки в расследовании убийства Владислава
Листьева, однако отказался дать какую-либо информацию, сославшись на тайну
следствия.
Ноябрь, 8. В Красноярске комиссия, состоящая из искусствоведов, врачей и
педагогов, официально признала, что русское издание журнала “Плейбой” не
является эротическим изданием. Конфликт между правоохранительными органами
Красноярска и агентством “Начало дня”, являющимся официальным представителем
“Плейбоя” начался в конце октября, когда сотрудники милиции конфисковали из
торговли часть тиража, руководствуясь постановлением мэра Красноярска от 30
октября 1992 года, запрещающем продажу эротической литературы. Русское
издание журнала официально зарегистрировано Комитетом РФ по печати.
Ноябрь, 8. В пруду микрорайона Первомайский Иркутска найдено тело пропавшего
8 марта руководителя пресс-службы Восточно-Сибирского РУОПа Сергея Ананьева.
Эксперты не обнаружили следов насильственной смерти, однако при Сергее
Ананьеве не оказалось табельного оружия.
Ноябрь, 9. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
признала информацию корреспондента агентства ИТАР-ТАСС Виктора Макарова о
требованиях шахтеров шахты “Промышленная” в Воркуте достоверной. Судебная
палата рассматривала заявление председателя Государственной думы РФ Ивана
Рыбкина, который посчитал информация ИТАР-ТАСС “не соответствующей
действительности и наносящей ущерб депутатам накануне выборов”.
Ноябрь, 9. Корреспондент газеты “Московский комсомолец” Андрей Семенов и
референт отдела экономики этой же газеты Игорь Панарин подверглись нападению
сотрудников охраны московского ночного клуба “Белый медведь”
(м.Алексеевская) и капитана милиции, который отказался представиться и
угрожал журналистам задержанием, демонстративно расстегивая кобуру с
табельным оружием.
Ноябрь, 10. Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов заявил корреспонденту
радиостанции “Эхо Москвы”, что дела Кивелиди и Листьева имеют хорошие
перспективы, но я бы не взял на себя смелость говорить сейчас о конкретных
результатах”. Днем раньше заместитель Генерального прокурора Олег Гайданов
сообщил корреспонденту агентства “Интерфакс”, что подозреваемый в
причастности к убийству Владислава Листьева арестован на 10 суток.
Ноябрь, 10. Группа общественных связей ЦК Коммунистической партии РФ
распространила сообщение, в котором подвергла резкой критике информацию
некоторых средств массовой информации о количестве участников митинга в
Москве 7 ноября. Информация была названа неверной, подчеркнуто также, что
“срок годности источников питания (или пропитания) для ангажированных
нынешней властью журналистов очень скоро истечет”.
Ноябрь, 11. Комментатор радиостанции “Голос России” Виктор Литвинов
подвергся нападению неизвестными, когда он возвращался поздно ночью домой.
Нападение предположительно произошло возле станции метро “Проспект
Вернадского”. Нападавшие похитили сумку, деньги, наручные часы, пытались
снять с него куртку. Виктор Литвинов самостоятельно дошел до своего дома,
затем был увезен на машине “скорой помощи” в больницу, где утром 12 ноября
скончался от кровоизлияния внутренних органов. Политические или иные мотивы,
связанные с профессиональной деятельностью, коллеги журналиста исключают.
Ноябрь, 12. Журналист газеты “Московский комсомолец” Вадим Поэгли
прокомментировал заявление заместителя председателя Московского городского
суда Валентина Кузина, сделанное еще до вступления в силу приговора, о том,
что он считает, что Павлу Грачеву действительно было нанесено оскорбление.
Вадим Поэгли подает жалобу в Верховный суд РФ, и вместе с адвокатом Генри
Резником считает, что необходимо привлечь внимание общественности по поводу
незаконности высказываний судьи.
Ноябрь, 13. Неизвестный позвонил в 13.15 часов в ГУВД Москвы и сообщил, что
в одном из помещений редакции газеты “Московский комсомолец” заложено
взрывное устройство. Оперативная группа ничего не обнаружила.
Ноябрь, 16. Агентство ИТАР-ТАСС распространило сообщение о том, что
президент РФ Борис Ельцин распорядился “оперативно разобраться и внести
предложения по фактам, изложенным в публикации” статьи Виктора Филиппова в
газете “Известия”. В ней, в частности, говорилось о преследованиях
Вологодской областной администрацией журналистов газеты “Русский Север”
(Вологда). Распоряжение тщательно проверить факты, изложенные в публикации,
отдал и Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов.
Ноябрь, 16. Неизвестные дважды выстрелили из пистолета ТТ в дверь квартиры
главного редактора газеты “Молодежь Севера” (Сыктывкар) Евгения Хлыбова.
Предполагается, что причиной нападения являются публикации в газете статей,
критикующих правительство Республики Коми. Одновременно была обстреляна
дверь в квартиру родителей Евгения Хлыбова. Никто не пострадал. В
министерстве внутренних дел Коми создана специальная оперативно-розыскная
группа.
Ноябрь, 20. Председатель законодательного собрания Кемеровской области Аман
Тулеев подал исковое заявление о защите чести и достоинства, посчитав, что
газеты “Известия”, “Кузбасс” и “Наша газета” (Кемерово) опубликовали
статьи,в которых порочатся его “честь и достоинство как гражданина России,
так и политического деятеля”. Тема публикаций – обещание Тулеева оказать
материальную помощь террористу Евгению Жеренкову. Судебное заседание не
состоялось из-за неявки представителя А. Тулеева.
Ноябрь, 21. Около полудня 15 вооруженных сотрудников МВД РФ из управления
“Р” (радиоразведка) ворвались в помещение московской радиостанции “Русское
радио” и потребовали документы на право эксплуатации радиопередатчика.
Сотрудники радиостанции объяснили, что документы находятся в другом офисе,
после чего сотрудник МВД, показавший удостоверение лейтенанта Колесникова,
изъял синтезаторный блок передатчика. Корпорация “Русское радио” направила
официальное обращение в Басманную межрайонную прократуру Москвы с просьбой
“принять меры к возврату имущетсва и возобновлению работы радиостанции”. На
следующий день “Русское радио” возобновило свои передачи: изъятый блок был
возвращен радиостанции, а сотрудники милиции объяснили свои действия
“обычной проверкой”. Одной из версий причины нападения – месть одной из
национал-радикальных политических организаций, которой было отказано в
эфире.
Ноябрь, 22. Около 20 часов по дороге домой был избит заместитель главного
редактора газеты “Русский Север” (Вологда) Роман Романенко. Двое
неизвестных, по свидетельству пострадавшего, трезвые, спортивного
телосложения, не задираясь сразу же стали бить журналиста, советуя ему
больше не публиковать материалы о строительстве губернатором Вологодской
области дачи. Сотрудники милиции не нашли нападавших.
Ноябрь, 23. Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов заявил в беседе с
журналистами, что “по делу Листьева имеется несколько перспективных версий,
над которыми сейчас ведется работа”. В интервью корреспонденту газеты
“Коммерсант-Daily” Юрий Скуратов заявил, что “преступление готовилось очень
тщательно и концы во многом были оборваны”, а также заверил, что
“интенсивность работы не снижается”.
Ноябрь, 24. Во время пикетирования комитета в защиту Виктора Орехова у
здания администрации Президента РФ, к корреспондентам еженедельника
“Экспресс-Хроника” Артему Федорову и Рубену Арутюняну подошел сотрудник
службы безопасности администрации старший лейтенант Михаил Нестеров, который
потребовал засветить фотопленку, покольку, как он заявил, в кадр попало его
лицо. После того, как журналисты ответили отказом, он потребовал предъявить
редакционные удостоверения, заявив, что “если бы я был в штатском, то разбил
бы ваш фотоаппарат об ваши же лица, и ничего бы мне за это не было”, а после
ознакомления с ними заявил, что они “не могут быть удостоверениями
личности”. Затем он провел журналистов в здание и в присутствии старшего
лейтенанта милиции, отказавшегося представиться, отобрал удостоверения и
паспорта. Затем журналисты продолжили съемку. Спустя некоторое время
Нестеров вернул журналистам паспорта, однако редакционные удостоверения
вернуть отказался.
Ноябрь, 28. Население северных районов Амурской области вынуждено слушать
китайские радиостанции после того, как из-за неуплаты долгов был отключен
передатчик РВ-767, транслирующий программы российского радио и местного
радиовещания.
Ноябрь, 30. Руководитель администрации президента РФ Сергей Филатов сообщил
журналистам, что письмо по так называемому “хлебному делу” (см. публикации
вологодской газеты “Русский Север” и “Известий”) передано Борису Ельцину.
УЗБЕКИСТАН
Ноябрь, 30. Приостановлен выпуск семи крупнейших газет Узбекистана –
“Вечерний Ташкент”, “Ташкент ошкоми”, “Ватан”, “Ташкентская правда”, Ташкент
хакикати”, “Молодежь Узбекистана” и “Туркистон”. Издательско-полиграфический
концерн “Шарк” заявил о долге за полиграфические услуги.
УКРАИНА
Ноябрь, 4. Распоряжением министерства связи Украины корреспонденты
Общественного Российского телевидения, работающие в Днепропетровске, Одессе,
Харькове, Львове, Киеве и Крыму, лишены возможности передавать свои
материалы по релейным каналам связи. Это связано с задолженностью ОРТ в
оплате услуг.
Ноябрь, 14. Без санкции прокурора и решения суда в здание, где размещалась
телерадиокомпания “Пульс” (Красноперекопский район Республики Крым), ночью
проникли представители местной администрации района и вывезли аппаратуру.
Как сообщил корреспонденту агентства “Экспресс-Хроника” журналист
телерадиокомпании Игорь Кулик, это сделано с целью завладеть помещением.
Журналисты готовы начать голодовку в знак протеста против произвола властей,
и уже направили обращения в Верховный Совет Крыма и прокурору республики.
Ноябрь, 15-17. В Севастополе 15 ноября началось судебное заседание по делу о
роспуске Российской общины Севастополя и закрытии газеты “Российская община
Севастополя”, которая обвиняется в разжигании межнациональной розни. Исковое
заявление подал прокурор Севастополя. На заключительном заседании 17 ноября
суд отверг обвинения и оставил иск без удовлетворения (подробности см. в
статье М.Хазина “Как хотели закрыть газету” на с.8).
Ноябрь, 17. Украинский медиа-клуб (Национальный пресс-клуб Украины)
распространили заявление, в котором выражается протест против нападения на
корреспондента телекомпании “Нова мова” Василия Сикачинского. Корреспондент
“Новой мовы” 16 ноября снял сцену драки между депутатами в Верховном Совете
Украины, после чего первый заместитель председателя Верховного Совета
Александр Ткаченко и член фракции социалистов, секретарь постоянной комиссии
по вопросам науки и народного образования ВС Станислав Николаенко стали
вырывать у журналиста телекамеру, оказывая на него физическое давление.
Затем у него было незаконно изъято аккредитационное удостоверение, а также
предпринималась попытка шантажа. Ему угрожали применением серьзных мер в том
случае, если журналист обнародует съемку драки между депутатами. Украинский
медиа-клуб (Национальный пресс-клуб Украины) потребовал создания
парламентской комиссии для расследования грубейшего нарушения законов
Украины и норм этики народными депутатами Украины Николаенко и Ткаченко, а
также публичного извенения перед журналистом Василием Сикачинским и
телекомпанией “Нова мова”.
Фонд защиты гласности будет благодарен всем, кто заинтересован в защите
свободы слова, за предоставление информации о преследованиях журналистов и
прессы.