МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: АПРЕЛЬ’96.

Публикуемые данные основаны на сообщениях периодической печати,
правозащитных организаций и журналистов, а также агентства
“Экспресс-Хроника”
АЗЕРБАЙДЖАН
Апрель, 12-16. Со ссылкой на источники в правоохранительных органах
Азербайджана, корреспондент азербайджанской службы радиостанции “Свобода” в
Баку Эльмира Ахундова сообщила об списке лиц, намеченных к задержанию и
передаче властям, в том числе обозревателя московской “Независимой газеты”
Мехмана Гафарлы. Редакция газеты выразила недоумение этой информацией,
поскольку Мехман Гафарлы, во-первых, за последние три года не приезжал в
Азербайджан, во-вторых, он является гражданином Российской Федерации. Посол
Азербайджана в Москве направил главному редактору “Независимой газеты”
письмо, в котором принес извинения Мехману Гафарлы за неточность информации.
Апрель, 18. В очередном номере оппозиционной газеты “Азадлыг” цензурой был
снят материал, занимавший четверть страницы. Вместо статьи редакция
поместила рисунок цветка за тюремной решеткой.
АРМЕНИЯ
Апрель, 19. Редакция газеты “Айжм” получила из Спандарянского районного суда
Еревана копию искового заявления, в котором содержится требование
Центральной избирательной комиссии приостановить деятельность комиссии на 3
месяца. Этот иск был предъявлен после публикации в апрельском N 11 газеты
статьи “Как была принята Конституция”, в которой содержалась информация о
фальсификации результатов референдума по принятию Конституции Армении.
Апрель, 23-25. Государственная типография издательства “Парберакан”
отказалась печатать очередной тираж газеты “Азг”, мотивируя это тем, что
газета не поместила в логотипе упоминания о том, что она является
официальным органом общественной организации “Представительство партии
Рамкавар-Азатакан”. Коллектив редакции отказался выполнять решение
министерства юстиции, поскольку учредителем газеты является совет из пяти
человек. Редакция газеты выпустила листовку тиражем 99 экземпляров, в
которой опубликовано Обращение к аккредитованным в Армении посольствам
иностранных государств и международным организациям. В Обращении, в
частности, говорится, что лишение совета учредителей своих прав без
судебного разбирательства является грубым нарушением законов и Конституции
Армении. Главный редактор газеты А.Аведикян заявил на пресс-конференции, что
лидеры правящего Армянского общенационального движения “неоднократно
заявляли о своем желании видеть газету “Азг” закрытой”. 25 апреля Общество
по защите гражданских прав “Достоинство” распространило заявление, в котором
выражен протест против решения министерства юстиции, рассматривая его как
грубейшее нарушение свободы слова. С протестом выступил также Хельсинкский
комитет Армении. Вице-председатель партии Союз “Конституционное право” Айк
Бабуханян заявил корреспонденту ереванского независимого агентства “Ноян
топан”, что “в Армении утверждается диктатура”, что видно в связи с
преследованиями газет “Азг” и “Айжм”. 25 апреля руководителя ряда армянских
средств массовой информации – газеты “Аравот”, “Голос Армении”, “Лрагир ор”,
“Арар”, агентства “Армен-пресс”, “Факт”, “Ноян топан” – обратились к
президенту Армении, председателю Конституционного суда и Генеральному
прокурору республики с решительным протестом “в связи с явным беззаконием и
подчеркиваем, что оно является посягательством на закрепленные Конституцией
свободы слова и печати в республике”.
Апрель, 24. На улице Григора Лусаровича в Ереване, около 22:00 часов
неизвестный автомобиль сбил коммерческого директора газеты “Айжм” Георгия
Саркисяна, у которого обнаружены черепномозговая травма и переломы обеих
ног. Врачи определили состояние Саркисяна как крайне тяжелое. Водитель
автомобиля не оказал помощи пострадавшему и скрылся.
Апрель, 26. Народный суд Спандарянского района Еревана (судья Елизавета
Даниелян) отклонил иск, поданный против газеты “Айжм” 19 апреля.
БЕЛОРУССИЯ
Апрель, 2. Фотокорреспондент газеты “Советская Белоруссия” Василий Федосенко
был задержан сотрудниками милиции на проспекте Машерова в Минске во время
прохождения там демонстрации. В Центральном РОВД Минска был составлен
протокол, согласно которому журналист “организовывал массовые беспорядки и
призывал людей идти на площадь Независимости”.
Апрель, 4-6. На пресс-конференцию президента Беларуси Александра Лукашенко
не были допущены российские журналисты, аккредитованные в Беларуси от
российских телекомпаний ОРТ -Людмила Вилюга, Российского ТВ – Леонид
Свиридов, НТВ – Александр Ступников, а также радиостанции “Радио России” –
Юрий Свирко. Корреспонденту “Радио России” заместитель главы администрации
президента Владимир Заметалин заявил, что со стороны журналиста “было
безнравственно рассказывать слушателям “Радио России” о демонстрациях
протеста в Минске против подписания союзного договора России и Беларуси”. На
самой пресс-конференции Александр Лукашенко обвинил российских журналистов в
том, что они “тенденциозно излагают” события: “Ну я должен сказать, меня
удивляют некоторые средства массовой информации. Я вот сейчас активно
вступил в диалог с руководителями ОРТ, РТР, НТВ, я полностью нашел
взаимопонимание, и я полагаю, эти журналисты тоже наверное последние дни
работают в Республике Беларусь, и мы не позволим интерпретировать эти
события таким образом, как им хочется, потому что это уже не просто
тенденциозно излагают, а просто занимаются подлогом. Эти тоже мы имеем
материалы… Если говорить однозначно, то мое отношение к этой акции
(демонстрации) такое же, как и у вас. Но ни ОРТ, ни РТР, ни другие об этом
не сказали – что это была незаконная акция. А в западных средствах массовой
информации все было спланировано и я об этом уже говорил, потому что в
течение нескольких минут все прошло в средствах массовой информации западных
государств. Пекутся о нашей демократии. А я говорю, если бы у вас это
произошло – там бы не разбирались, кто там шел. Вы видели на экранах
телевизоров как там реагируют на подобные незаконные действия…” Однако
руководители НТВ и ОРТ не подтвердили слова белорусского президента о том,
что была какая-либо договоренность по поводу работы журналистов в Минске.
Посол Беларуси в России Виктор Даниленко также обвинил телекомпанию НТВ в
предвзятости: “Прежде всего о телевидении. Все прекрасно понимают, что оно
может показать митинг в том свете, в каким пожелает. Так вот, НТВ всегда
было настроено против интеграции Беларуси и России. И именно поэтому, по их
оценке, такие мероприятия собирают в Минске огромное количество людей. …А
людей там намного меньше, чем хотелось бы представить организаторам
мероприятия”. Как стало известно радиостанции “Эхо Москвы”, после массовых
демонстраций оппозиции 24 марта и 2 апреля в Минске, все корпункты
телекомпаний ОРТ, РТВ и НТВ получили письменные запросы от белорусской
прокуратуры с просьбой предоставить видеоматериалы, снятые на демонстрациях.
Депутат Государственной Думы России Сергей Юшенков заявил, что “действия
Александра Лукашенко, который выступил с угрозами ограничить свободу слова,
несовместимы со статусом демократического государства”. Фонд защиты
гласности распространил заявление, в котором выразил протест заявлением
Александра Лукашенко. С заявлением выступила также Конфедерация
журналистских союзов.
Апрель, 22-25. На контрольно-пропускном пункте литовско-белорусской границы
“Гудагай” был арестован поэт и публицист Славомир Адамович, которому
инкриминируется противозаконные действия в связи с публикацией в витебской
газете “Выбор” стихотворения “Убей президента”. В публикации не указывается
имя какого-либо президента, тем не менее Славомир Адамович арестован и
помещен в следственный изолятор КГБ Беларуси за “призывы к совершению
террористического акта”. В редакции минской газеты “Наша нива” был проведен
обыск, санкцию на которую подписал генеральный прокурор Беларуси Василий
Капитан. Обыск проведен в связи с публикацией нескольких статей Славомира
Адамовича, в частности статьи “Обыкновенный фашизм-2″, в которой
рассказывалось о правых организациях Беларуси и России.
Апрель, 26-28. Во время разгона демонстрации, проводимой в рамках акции
“Чернобыльский шлях”, в Минске сотрудниками ОМОН МВД Беларуси были избиты
несколько журналистов – корреспонденты белорусской службы радиостанции
“Свобода” Эдвард Тарлецкий и Винцесь Мудров, у которого также поврежден
диктофон, свободный фотожурналист Владимир Кормилкин, у которого также
разбита фотоаппаратура, корреспондент польского издания “Gazeta wyborcza”
Цезарь Голинский, корреспонденты минского еженедельника “Имя” Елена
Лукашевич и Олег Бебенин, корреспондент Российского телевидения Леонид
Свиридов, корреспондент газеты “Наша слова” Алесь Миколайченко и
корреспондент журнала “Спадчина” Вячеслав Ракитский. Двое журналистов были
задержаны сотрудниками милиции – корреспондент белорусского радио Владимир
Дюба, независимый журналист Олег Тризно, которые позднее осуждены на три и
пять дней административного ареста. Трое суток в камере предварительного
заключения содержались украинские тележурналисты Наталья Чангули и Любомир
Шумаков, которые после задержания объявили голодовку, и были выпущены после
вмешательства посольства Украины в Минске. Заместитель руководителя
администрации президента Беларуси Владимир Заметалин позвонил в
корреспондентский пункт Общественного Российского телевидения и предупредил,
чтобы журналисты не смели снимать оппозиционный митинг. Анонимный звонок с
угрозами был в корреспондентский пункт российской телекомпании НТВ с
предупреждением, что если корреспондент Александр Ступников появится на
альтернативном митинге, то будет избит. С заявлениями протеста выступили
Фонд защиты гласности, а также Белорусская ассоциация журналистов, осудившая
распространение дезинформации, исходящую от официальных источников, по
поводу избиения журналистов якобы не сотрудниками милиции, а демонстрантами.
28 апреля секретарь управы Белорусского Народного фронта, член
Белорусско-Хельсинкского комитета Сергей Наумчик распространил заявление для
прессы, в котором, в частности, говорится, что “монополизировав радио и
телевидение, загнав в подполье независимую печать, Лукашенко пытается лишить
своих политических оппонентов возможности непосредственного общения с
народом, при этом коммунистам и российским фашистам предоставляется полная
свобода действий”. Главный редактор польской газеты “Gazeta Wyborcza”
направил послу Беларуси в Варшаве протест в связи с избиением корреспондента
этой газеты Цезария Голинского.
КАЗАХСТАН
Апрель. Главному редактору издающейся в г. Кокчетаве газеты “Орда” Кажибай
Кабулову изменена мера пресечения – он освобожден из-под стражи. Кажибай
Кабулов находился в следственном изоляторе Алма-Аты с декабря 1995 года и
был подвергнут психиатрическому обследованию.
Апрель, 3. Главный редактор еженедельника “Доживем до понедельника”
(Алма-Ата) Эрик Нуршин был вызван к начальнику отдела общего надзора
Алма-Атинской прокуратуры Г.Тену для объяснений. Как сообщило
Казахстанско-Американское бюро по правам человека и соблюдению законности,
поводом для вызова стали публикации, в которых газета освещала действия
чиновников властных структур, приводящих к нарушениям прав человека и
коррупции. Городская прокуратура пытается предъявить Эрику Нуршину обвинения
по статье 118 УК Казахстана – “клевета”.
Апрель, 4. Распоряжением президента телерадиокорпорации Казахстана
А.Копишева, на середине транляции была прервана программа “Не наступи на
грабли”, которую подготовил для Казахстанского ТВ собственный корреспондент
радиостанции “Свобода” Батырхан Даримбетов. Причиной стал критический
материал передачи по отношению к главе администрации одной из областей
республики.
Апрель, 9. Главный редактор еженедельника “Доживем до понедельника” Эрик
Нуршин в качестве ответчика получил повестку в Ленинский районный суд
Алма-Аты, заседание которого намечено на 29 апреля. Исковое заявление подал
глава администрации Джамбульской области Амалбек Тшанов, который усмотрел
“оскорбление своей чести и достоинства” в публикации статьи “Как “дровосек”
Тшанов пытается зарубить курицу, несущую золотые яйца” в N 11 еженедельника
“Доживем до понедельника”. Свою честь Амалбек Тшанов оценил в 50 миллионов
тенге (около 800 тысяч долларов США).
Апрель, 9. Казахстано-Американское бюро по правам человека и соблюдению
законности распространило заявление, в котором выражена “крайняя
озабоченность складывающейся ситуацией со свободой слова, печати и средств
массовой информации и расценивает происходящее как попытки ограничить
информацию”.
Апрель, 16. Международный Конгресс русских общин направил председателю
Конфедерации журналистских союзов Эдуарду Сагалаеву письмо, в котором
изложена просьба содействовать освобождению журналиста Сергея Васильева,
арестованного в Усть-Каменогорске 23 января и находящегося в следственном
изоляторе Алма-Аты с 26 марта.
Апрель, 29. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на третьей
сессии Ассамблеи народов Казахстана и характеризуя внутриполитическую
ситуацию в республике, заявил, в частности, что “закрываться будут и
средства массовой информации, которые нарушают Конституцию и раскачивают наш
общий дом”. Нурсултан Назарбаев однако не уточнил какие из средств массовой
информации, по его мнению, нарушают Конституцию.
Апрель, 29. Судебное заседание по иску главы администрации Джамбылской
области Амалбека Тшанова к главному редактору алма-атинского еженедельника
“Доживем до понедельника” Эрику Нуршину перенесено на 13 мая в связи с
затребованием дополнительных документов и сведений, а также приглашением
свидетелей.
КИРГИЗИЯ
Апрель, 9. Пресс-секретарь Президента Кыргызстана Камиль Баялинов посетил
редакцию газеты “Слово Кыргызстана” и объявил, что согласно указа Президента
Аскара Акаева, от должностей освобождены главный редактор газеты Александр
Малеванный, а также его два заместителя – Элла Таранова и Даниил Кыштобаев.
Решение было принято Аскаром Акаевым в связи с “ротацией руководящих кадров
государственных средств массовой информации”. Этим же указом был снят
главный редактор газеты “Свободные горы-Эркин Тоо” Мелис Айдаркулов и
председатель государственной телерадиокомпании А.Матисаков (на его место
назначен бывший секретарь ЦК Компартии республики по идеологии
А.Карыпкулов). Редакция газеты “Слово Кыргызстана” распространила открытое
письмо Аскару Акаеву, в котором выражен протест в связи с отставкой главного
редактора, а также с просьбой принять журналистов. Было также выражено
желание провести забастовку, в которой могут принять и журналисты газеты
“Свободные горы-Эркин Тоо”. Французская организация “Репортеры без границ” и
организация “Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки” распространили свои заявления, в
которых выражен протест в связи с действиями администрации Президента Аскара
Акаева.
Апрель, 12. Утром в собственной квартире в Бишкеке сотрудниками Нарынской
областной прокуратуры арестован корреспондент независимой газеты “Res
Publica” Рысбек Омурзаков. Ему инкриминируется распространение листовок,
“порочащих честь и достоинство Президента Аскара Акаева” в декабре 1995
года, когда журналист был членом инициативной группы поддержки кандидата в
президенты Медеткана Шеримкулова (бывший спикер киргизского парламента).
Сотрудники Кыргызско-Американского бюро по правам человека и соблюдению
законности посетили Рысбека Омурзакова в прокуратуре Нарына, куда он был
доставлен из Бишкека. По словам Омурзакова, условия его содержания в
следственном изоляторе удовлетворительные, никаких мер физического
воздействия не применяется. Через несколько дней Омурзакову будет
предъявлено обвинение. На иждивении журналиста остались неработающая жена,
10-месячный сын и несовершеннолетняя дочь. По сообщению
Кыргызско-Американского бюро по правам человека и соблюдению законности, в
конце апреля Рысбеку Омурзакову предъявлено обвинение по статье 128 части 3
УК Кыргызстана – “клевета, соединенная с обвинением в совершении особо
опасного государственного или иного тяжкого преступления”.
МОЛДАВИЯ
Апрель, 24. Парламент Молдовы проголосовал за отмену статьи 203/6 Уголовного
кодекса республики, которая предусматривала уголовное наказание вплоть до
лишения свободы за публичные оскорбления или клевету против главы парламента
и президента республики. Оппозиционные фракции парламента также призывают
внести поправки в статью 4 закона Молдовы о прессе. Фонд защиты гласности
констатирует, что Молдова, таким образом, стала единственной страной СНГ,
где отменена статья о публичном оскорблении или клевете против высшего
руководства государства.
РОССИЯ
Апрель. Еженедельник “Северный Кавказ” опубликовал информацию, согласно
которой похищение 28 марта экономического обозревателя телерадиокомпании
“Алания” (Северная Осетия) Людмилы Выховцевой связано не с ее
профессиональной деятельностью, а “с денежным выкупом, который требуют от ее
сына-коммерсанта похитители”.
Апрель. Снята с эфира передача “Слово – депутатам” телекомпании “5-й канал.
Санкт-Петербург”, выходившая еженедельно по воскресеньям. По мнению
редактора Виталия Волкова, передача была снята временно в связи с наличием в
эфире большого количества политических программ в период избирательной
кампании. Однако, по мнению экспертов Фонда защиты гласности, решение
телекомпании противоречит законам РФ “О статусе депутата Совета Федерации и
статусе депутата Государственной Думы” (ст. 16) и “О средствах массовой
информации” (ст. 35).
Апрель, 2. Съемочная группа программы “Времечко” телекомпании АТВ –
корреспондент Борис Соболев и оператор Андрей Лебедянский – была задержана
службой охраны в поселке Барвиха в Подмосковье, когда журналисты снимали
репортаж о строительстве дачи начальника управления по воспитательной работе
министерства обороны России генерал-майора Сергея Здорикова.
Непредставившийся офицер и вооруженные солдаты задержали журналистов под
предлогом того, что они снимали “секретный объект”, однако не смогли
показать документ, подтверждающий секретный статус дачи Здорикова. Тем не
менее, журналистов задержали на 6 часов, требуя размагнитить пленку с
отснятым материалом. Только после вмешательства редакции программы
“Времечко” журналисты были освобождены.
Апрель, 9. Советский суд Липецка приговорил ранее судимых Г.Черных и
П.Макевнина, напавших на корреспондента газеты “Панорама” Марка Гольдмана в
ноябре 1995 года, к четырем годам лишения свободы по ст.206 УК РФ
“хулиганство”. Третий нападавший – Ю.Баранов осужден на два года. Моральный
ущерб журналисту был оценен в 2 миллиона рублей. Однако суд не смог
определить мотивы преступления или возможных заказчиков.
Апрель, 9. Заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга Владимир
Яковлев обвинил мэра города Анатолия Сабчака в создании “информационной
блокады в муниципальных средствах массовой информации”. Он также заявил, что
ему известны имена журналистов, которым угрожали увольнением за объективное
освещение избирательной кампании.
Апрель, 10. Коллегия Министерства обороны РФ опубликовала заявление, в
котором говорится, что “в последнее время в ряде средств массовой информации
появляются различного рода публикации, авторы которых пытаются внедрить в
общественное сознание идею разобщенности по политическим взглядам среди
руководящего состава Вооруженных Сил РФ”. Коллегия заявляет, что “результаты
опросов являются фальсификацией”.
Апрель, 10. Лидер Аграрной партии России Михаил Лапшин заявил на своей
пресс-конференции в Москве, что “крестьяне лишены права на объективную
информацию”. Это заявление связано с тем обстоятельством, что митинг
крестьян у Дома правительства РФ не был освещен российскими телекомпаниями.
Апрель, 11. В ночь на 11 апреля во Владикавказе у центрального входа
государственной телерадиокомпании “Алания” взорвалась граната РГД-5, взрывом
которой были выбиты окна. Пострадавших нет, задержан подозреваемый.
Заместитель министра внутренних дел Северной Осетии Сослан Сикоев заявил,
что взрыв является не диверсией, а оплошностью охранника, который случайно
(!) выдернул чеку, а затем бросил гранату на козырек над входом в здание.
Апрель, 15. Савеловская межрайонная прокуратура, на основании проверки
законности увольнения корреспондента газеты “Советская Россия” Надежды
Гарифуллиной, признала действия главного редактора нарушением статей 25, 402
и 74 КЗОТ РФ.
Апрель, 16. Генеральный директор ТПО “Отечество”, ведущий телепрограммы
Российского телевидения “Аты-Баты” Игорь Серебряков получил из администрации
ВГТРК “Россия” письмо, в котором говорится, что “в связи с реорганизацией
ВГТРК и изменением структуры вещания мы не имеем возможности разместить в
эфире вашу программу, начиная с 13 мая 1996 года. Соответственно мы
предлагаем пересмотреть Договор и считать его прекратившим действие с 13 мая
1996 года”. Газета “Московский комсомолец” предположила, что это решение
продиктовано тем, что программа “Аты-Баты” критиковала министра обороны
Павла Грачева.
Апрель, 17-19. Директору информационных программ ВГТРК “Россия” Александру
Нехорошеву заместителем председателя ВГТРК Борисом Непомнящим предложено
покинуть свой пост и перейти на работу корреспондентом программы в Брюсселе.
Об этом в очередном выпуске программы 18 апреля сообщил комментатор
Александр Гурнов. 19 апреля коллектив программы потребовал от председателя
ВГТРК Эдуарда Сагалаева личной встречи, на которой была высказан угроза
сорвать выпуск программы в 20:00 часов, если Александр Нехорошев будет
отправлен в отставку. В результате переговоров Нехорошев был оставлен в
должности.
Апрель, 18. Прокуратура Центрального округа Москвы возбудила уголовное дело
по факту нападения на журналиста Андрея Жданкина, совершенное 19 сентября
1995 года. Следствие ведет 136-е отделение милиции Москвы.
Апрель, 22. Скончался фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Валерий Зуфаров. Причиной
смерти является заболевание, полученное после съемки Зуфаровым аварии
Чернобыльской АЭС. Эксперты Фонда защиты гласности усматривают в действиях
властей нарушение прав журналиста, не обеспечивших безопасную работу в зоне
Чернобыльской АЭС.
Апрель, 24. Газета “Санкт-Петербургские ведомости” опубликовала статью о
принятии Комитетом по средствам массовой информации и полиграфии
Ленинградской области документа -“Предложения по совершенствованию
информационного обслуживания населения Ленинградской области”, в котором
выдвинут ряд “рекомендаций по освещению событий в области и стране в целом”.
В частности, в “Предложениях…” даются рекомендации руководителям СМИ о
порядке освещения позитивных перемен в стране и области, способах изложения
основных положений предвыборных платформ партий и отдельных кандидатов, о
способах формирования у читателей “жизнеутверждающей позиции”. В отношении
изданий, которые “будут продолжать искажать достоверность сообщаемой ими
информации”, Комитет намерен пересматривать объемы их финансирования из
областного бюджета вплоть до полного отказа от своих прав и обязанностей
соучредителя, если таковым является.
Апрель, 24. В Санкт-Петербурге в подъезде жилого дома избиты и ограблены
заведующий кафедрой телевидения и радио факультета журналистики
Санкт-Петербургского университета Владимир Осинский и доцент факультета
журналистики Московского университета Игорь Тхагушев. О мотивах нападения
ничего не известно.
Апрель, 25. Управление государственного надзора Ростовской области
предписало радиостанции АОЗТ “Радио Ростова” прекратить вещание на частоте
101,6 Мгц. В качестве обоснования для подобного предписания указывается
несоответствие техническим требованиям, предъявляемым к средствам вещания.
Главный редактор радиостанции Сергей Бондаренко назвал причины закрытия
политическими.
Апрель, 25. На внеочередное общее собрание торгово-промышленной палаты
Ростовской области было категорически запрещено пропускать журналистов. Как
заявил корреспонденту газеты “Вечерний Ростов” директор телерадиокомпании
“Дон-ТР” Н.Чеботарев, этот вопрос заранее оговаривался на заседании
правления торгово-промышленной палаты.
Апрель, 26. Пятнадцать сотрудников телерадиокомпании “Татарстан” объявили
предупредительную голодовку в знак протеста против методов руководства
председателя компании Тауфика Сагитова.
Апрель, 29. Неизвестный мужчина позвонил на работу корреспонденту газеты
“Российские вести” Натальи Вдовиной и посоветовал ей “приготовить гроб”.
Сама журналист сообщила Фонду защиты гласности, что этот инцидент может быть
связан с публикацией ее статьи 26 апреля, в которой рассказывалось о
конфликте между авиакомпаниями “Аэрофлот – Международные авиалинии” и
“Трансаэро”.
КОНФЛИКТ В ЧЕЧНЕ
Апрель, 2. Лидер партии “Демократический союз России”, публицист Валерия
Новодворская сообщила радиостанции “Эхо Москвы” о том, что 10 апреля ей
предложено явиться со своим адвокатом в прокуратуру Северо-Восточного округа
Москвы для предъявления обвинения. Следователь прокуратуры Станислав Иванов
предъявил ей распечатки телефонных разговоров с представителями Джохара
Дудаева, в которых Новодворская якобы советовала, какие города России
следовало бы чеченцам захватить в первую очередь. Однако, как уточнила
Новодворская, самих аудиозаписей разговоров у следователя нет, как нет и
заключения экспертизы этого разговора.
Апрель, 3. В составе подразделения специального назначения корреспондент
газеты группировки внутренних войск МВД РФ “Солдат правопорядка” Владимир
Бобров принимал участие в патрулировании окрестностей селения
Новогрозненское, когда их БТР подорвался на мине. Фотокорреспондент и
несколько солдат получили контузии и ранения разной тяжести.
Апрель, 4-10. Еженедельник “Общая газета” сообщил Фонду защиты гласности об
исчезновении корреспондента Надежды Чайковой, от которой нет никаких
известий с 20 марта. Журналистка уехала в Чечню 6 марта, и последний раз ее
видел чешский журналист Яромир Штетина в селении Серноводск. Надежда Чайкова
сообщила ему, что намеревается ехать в селение Самашки. Фонд защиты
гласности распространил сообщение о розыске Надежды Чайковой. 10 апреля
Американский комитет защиты журналистов распространил сообщение о пропаже
Надежды Чайковой, а также о четырех других журналистах.
Апрель, 4. Партия “Демократический союз России” направила в префектуру
Центрального округа Москвы специальное уведомление, в котором, в частности,
говорится, что если лидер партии, публицист Валерия Новодворская будет
арестована во время предъявления ей обвинения, то члены партии оставляют за
собой право провести пикетирование здания Генеральной прокуратуры РФ.
Апрель, 8. Корреспондент телекомпании НТВ сообщил о том, что с начала бевых
действий у селения Гойское “попасть туда журналистам стало практически
невозможно. Все контакты с прессой сведены до минимума, особенно в районах
боевых действий”.
Апрель, 10-15. В присутствии адвоката Генри Резника, лидеру партии
“Демократический союз России” публицисту Валерии Новодворской в прокуратуре
Северо-Восточного округа Москвы предъявлено обвинение по статье 74 часть1 УК
РФ – “разжигание межнациональной розни”, с нее также взята подписка о
невыезде. Валерии Новодворской инкриминируются публикации в различных
газетах. В постановлении прокуратуры сказано: “…в период 1993-1994 гг, в
написанных и опубликованных ею газетных статьях, а также в интервью
представителям средств массовой информации, в устной и письменной форме
Новодворская В.И. систематически высказывала суждения и пропагандировала
идеи о неполноценности русской нации и ее представителей”. 15 апреля
состоялась пресс-конференция Валерии Новодворской, депутата Государственной
Думы РФ Константина Борового и адвоката Генри Резника, который, в частности,
заявил, что уголовное дело против Новодворской составлено с грубейшими
нарушениями закона. Партия “Демократический выбор России” распространила
заявление, в котором потребовала прекратить преследования “убежденного
антифашиста и антикоммуниста” Валерии Новодворской.
Апрель, 11-17. Тело корреспондента еженедельника “Общая газета” Надежды
Чайковой найдено и похоронено в селении Гехи 30 марта. После эсгумации тела
и проведения судебно-медицинской стало известно, что Чайкова была убита
выстрелом в затылок из пистолета “Макаров”. Перед расстрелом она подверглась
избиениям. Еженедельник “Новое время” опубликовал записку Надежды Чайковой,
написанную 15 апреля 1995 года: “Я, Чайкова Н.В., заявляю, что в случае моей
смерти или ранения вся ответственность ложится только на российскую армию
или росс. спецслужбы. Т.н. “дудаевских боевиков” прошу в этом не обвинять”.
14 апреля Президент Борис Ельцин направил редакции еженедельника “Общая
газета” телеграмму с соболезнованиями. Надежда Чайкова была похоронена в
Москве на Пятницком кладбище.
Апрель, 12. Радиостанция ВВС, со ссылкой на сообщения турецкого радио и
телевидения сообщила о том, что в Дагестане к трем годам лишения свободы
приговорены два турецких журналиста из газеты “Salam” – Мехмет Алитекин и
Талиб Эльчелик. Они были признаны виновными по статье 83 УК РФ, за то, что,
как утверждает следствие, пытались проникнуть на территорию Чечни из
Азербайджана. Журналисты были арестованы в г. Дербенте (Дагестан)
российскими пограничниками. По сообщению Центра общественных связей ФСБ РФ,
присланному в Фонд защиты гласности, они и еще трое граждан Турции
находились в следственном изоляторе МВД Дагестана. 14 ноября 1995 года
журналистам было предъявлено обвинение по статье 83 УК РФ – “незаконный
выезд за границу и незаконный въезд”. 25 января 1995 года Международный
институт прессы (Вена) распространил требование к президенту РФ Борису
Ельцину об освобождении двух турецких журналистов, арестованных в Дагестане.
Французская правозащитная организация “Reporters sans frontieres” направила
президенту РФ Борису Ельцину письмо, в котором выражена озабоченность
арестом двух турецких журналистов Али Текина и Талипа Оцелика. Ранее письмо
с подобной просьбой направил Американский комитет защиты журналистов.
Апрель, 13. Редакция газеты “Комсомольская правда” провели на площади
Маяковского в Москве акцию “Не стреляйте в поэтов и журналистов”. Акция
собрала несколько сот человек и, как пояснил корреспонденту агентства
“Интерфакс” главный редактор газеты “Комсомольская правда” Валерий Симонов,
журналисты “решили привлечь внимание общественности не только к проблеме
свободы слова, но и права журналиста говорить правду без страха за свою
жизнь”.
Апрель, 14. В Грозном был ограблен корреспондентский пункт Общественного
Российского телевидения, располагающийся в частной квартире. Неизвестными
была вынесена аппаратура.
Апрель, 15. По сообщению корреспондента газеты “Сегодня”, “для
представителей СМИ путь в Веденский район оказался почти наглухо закрыт”.
Федеральные войска закрыли дорогу, ведущую из Шали в села Веденского района.
Апрель, 15. Корреспондент “Независимой газеты” Илья Максаков был остановлен
в Аргуне на одном из блок-постов федеральных войск, когда он направлялся в
сторону расположения формирований чеченских ополченцев. Военные отобрали у
Максакова редакционное удостверение, мотивировав тем, что оно
“недействительное”, в то же время предложив ему зайти за ним по возвращению
из поездки в горные районы, чтобы “поделиться” информацией.
Апрель, 18. Возле станицы Ассиновская погиб корреспондент журнала “На боевом
посту” внутренних войск МВД РФ Анатолий Ягодин. Вместе с военнослужащими
Софринской бригады внутренних войск Анатолий Ягодин выехал на танке в район
Ассиновской. Неподалеку от станицы они попали в засаду чеченских ополченцев:
были убиты военный журналист и офицер бригады. Анатолий Ягодин похоронен на
Митинском кладбище в Москве.
Апрель, 19. Лидер фракции ЛДПР в Государственной Думе Владимир Жириновский
предложил, во время обсуждения ситуации в Чечне, запретить поездки
журналистов на территорию Чеченской республики, а также ввести цензуру на
информацию из Чечни.
Апрель, 22. Управление информации министерства обороны РФ распространило
заявление, в котором программа “Итоги” телекомпании НТВ была обвинена в
фальсификации: в передаче “Итоги” 21 апреля был показан сюжет о выступлении
министра обороны Павла Грачева в Государственной Думе.
Апрель, 23. У съемочной группы НТВ были изъяты пропуска в пресс-центр
группировки федеральных войск в Грозном, а также было отказано в передаче
репортажей из грозненского телецентра. Сотрудники МВД Чеченской республики
заявили корреспондентам НТВ, что они имеют рекомендацию от силовых структур
ограничить контакты с телекомпанией.
Апрель, 26-29. На блок-посту у селения Герменчук военнослужащими федеральных
войск у корреспондента радиостанции “Свобода” Андрея Бабицкого была отобрана
видеокассета, у фотокорреспондента французского агентства “Sipa Press”
Майкла Яссюковича была засвечена фотопленка. По свидетельству Бабицкого,
военнослужащие были нетрезвые: когда журналист отказался отдавать кассету,
пьяный офицер приставил к его уху автомат и выпустил очередь. После этого
солдат выхватил у Бабицкого камеру, и только после этого журналист был
вынужден отдать взамен камеры отснятую кассету.
Апрель, 27. Съемочная группа программы “Пульс дня” 1-го канала польского
телевидения (TVP) – корреспонденты Рафал Дзеньчоловский и Анджей Папеж,
оператор Ярек Рончинский и звукооператор Юрек Голомбевский, а также
корреспондент еженедельника “Solidarnosc” Анджей Гельберг были задержаны в
Грозном на том основании, что у них не было аккредитации МИД РФ. Однако, как
утверждают журналисты, днем раньше они получили аккредитацию в правительстве
Чеченской республики. Два часа журналистов держали, как они утверждают, в
фильтрационном пункте, где военнослужащие им угрожали. Журналистам также
стало известно, что ранее военнослужащим был отдан приказ задержать машину
польского телевидения. 17 кассет съемочной группы журналистам не возвращены.
Апрель, 27-28. В московском аэропорту “Внуково” у корреспондента
радиостанции “Свобода” Андрея Бабицкого сотрудниками милиции изъяты три
видеокассеты, принадлежащие агентству “Reuters” и отснятые корреспондентом
телевизионной группы агентства Витаурасом Стремайтисом. По свидетельству
Бабицкого, сотрудники милиции сделали это по просьбе ФСБ. Агентство
“Reuters” обратилось в Фонд защиты гласности с просьбой вмешаться в
инцидент, поскольку у милиции нет никаких оснований изымать видеокассеты.
ТАДЖИКИСТАН
Апрель, 4. По сообщению газеты “Коммерсант-Daily”, сотрудники таджикских
спецслужб изъяли у телеоператоров съемочных групп ВГТРК “Россия”,
телекомпании НТВ и межгосударственной телекомпании “Мир” отснятые на
церемонии открытия совещания глав спецслужб СНГ кассеты. Объяснялось это
необходимостью “избежать рассекречивания чиновников, прибывших с
официальными представителями спецслужб”. Кассеты были возвращены только
вечером в тот же день.
Апрель, 5-12. 20 таджикских журналистов, работающих в местных и зарубежных
средствах массовой информации, распространили заявление, в котором выражен
протест по поводу убийства корреспондента Общественного Российского
телевидения Виктора Никулина. В документе авторы обращаются к властям
Таджикистана с требованием дать гарантии их безопасной работы, а также
объявляется об акции протеста: с 5 по 12 апреля все республиканские газеты
приостанавливают свою работу, с 5 по 7 апреля прекращают передавать
информацию все журналисты, работающие в зарубежных СМИ. Французская
организация “Репортеры без границ” выразила свою солидарность с акцией
таджикских журналистов .
УЗБЕКИСТАН
Апрель, 8. Восемь членов правления Общества прав человека в Узбекистане
распространили заявление в связи с подготовкой проведения в сентябре в
Ташкенте под эгидой ООН и ОБСЕ международного совещания по правам человека.
Инициатором совещания выступили власти Узбекистана. В распространенном
заявлении говорится о многочисленных фактах нарушений прав человека в
республике, в том числе и об отсутствии свободы слова и печати,
существовании “жесткой государственной цензуры”.
УКРАИНА
Апрель, 4. В ночь на 5 апреля на главного редактора газеты “Большевик”
(Одесса) Дмитрия Большого совершенно нападение. Неизвестные ударили его
металлическим предметом сзади по голове, нанеся ему шесть ран, при
медицинском обследовании обнаружен также перелом основания черепа. У
журналиста также пропал “дипломат” с документами.
Апрель, 11. Прокурор Одесской области В.Иванов направил председателю
Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной
преступностью при Одесской облгосадминистрации Р.Боделану письмо, в котором
изложены результаты расследования нападений на журналистов. В письме
сообщаектся, что по уголовному делу о нападении на корреспонденту газеты
“Вечерняя Одесса” Сергея Лебедева арестованы два подозреваемых. Однако до
сих пор не раскрыты нападения на пресс-секретаря Черноморского пароходства
С.Осташко, корреспондента газеты “Одесский вестник” Степана Конопко и
председателя правления телекомпании “Риск” Игоря Розова. Причины, как
сообщается в письме, заключаются “в низком качестве следствия”.
Апрель, 25. Члены молодежной группы организации украинских националистов
обратились в прокуратуру Львова с требованием расследовать факты
неоднократного – трижды в апреле – избиения корреспондента газеты
“Непокоренная нация” Виталия Цаповича, который в тяжелом состоянии находится
в больнице. По мнению авторов обращения, Цаповичу мстят коммунисты, за то,
что он “открыто разоблачает тайный коммунистический заговор против
независимой Украины”.
Апрель, 30. Заместитель главы администрации Севастополя Николай Глушко,
выступая по городскому телевидению, признал наличие цензуры. Он заявил, что
иногда для того, чтобы материалы депутатов городского совета были
опубликованы в газете или они могли выступить по телевидению, на текстах
должна стоять виза главы администрации Виктора Семенова, являющегося
соучредителем городской газеты и телерадиокомпании.