НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И ПРЕССЫ, ОСВЕЩАЮЩИХ СОБЫТИЯ В ЧЕЧНЕ.

Август, 1. На своей пресс-конференции в Москве директор Федеральной службы
безопасности Николай Ковалев заявил, что “на счету банды Хайхароева
убийство двух петербургских журналистов”. Он также уточнил, что “мы
занимались их поиском, розыском, и вот сейчас выясняются некоторые
подробности”. Август, 1-2. Пресс-секретарь Государственной комиссии по
урегулированию конфликта в Чечне Сергей Слипченко заявил корреспонденту
агентства ИТАР-ТАСС, что репортажи информационных выпусков ОРТ, ВГТРК
“Россия” и телекомпании НТВ “необъективны”. Однако на пресс-конференции,
состоявшейся в Москве перед отъездом комиссии в Чечню, Сергей Слипченко
опроверг сообщения о его высказываниях по поводу работы телекомпаний,
заявив: “Я не говорил эти вещи. Я сегодня с большим удивлением прочитал
это в газете. Были и архивные планы и планы, которые в этот день
действительно пришли из Чечни, и корреспонденты действительно снимали бой,
снимали, как работают системы”. Это подтвердили и другие члены комиссии.
Сергей Степашин, тем не менее, заявил, что ему “не нравится дозировка,
расставление акцентов, но это дело творческое”. 2 августа члены комиссии
встретились с руководителями телекомпаний. Тем не менее, 2 августа,
согласно сообщению программы “Вести” Российского телевидения,
пресс-секретарь главы Чеченской республики Руслан Мартагов заявил
корреспонденту агентства ИТАР-ТАСС, что “некоторые СМИ в погоне за
сенсацией преподносят отдельные операции федеральных войск против
разрозненных банд как крупномасштабные военные действия. Для этого часто
используются архивные видеоматериалы”. Август, 2. На блок-посту
федеральный войск на окраине города Аргун был задержан
корреспондент-стрингер телевизионной службы агентства “Рейтер” Дмитрий
Кузнец. Как сообщили Фонду защиты гласности, у журналиста была отобрана и
не возвращена видеокамера. Август, 3. Директор Федеральной службы
безопасности России Николай Ковалев заявил в интервью газете “Российские
вести”, что в гибели петербургских журналистов Максима Шабалина и Феликса
Титова виноват полевой командир чеченских ополченцев Руслан Хайхароев. Он
сказал, что “имеются документальные подтверждения их расстрела.” Август, 6.
Съемочная группа телекомпании НТВ была подвергнута обстрелу федеральными
войсками в районе селения Гойты. Август, 6-15. Группа из пятнадцати
журналистов, представляющих государственные средства массовой информации –
фотокорреспонденты агентства ИТАР-ТАСС Геннадий Хамельянин и Андрей Климов,
корреспондент агентства ИТАР-ТАСС Сергей Трофимов, корреспондент агентства
РИА-“Новости” Василий Дьячков, корреспондент телекомпании ОРТ Константин
Точилин, оператор ОРТ Олег Никифоров и инженер ОРТ Михаил Сотников,
корреспондент “Радио России” Владимир Трушковский, инженер связи “Радио
России” Анатолий Шушкевич, корреспондент, оператор и инженер ВГТРК “Россия”
Абрек Байков, Ярослав Малышев и Владимир Сельцов оказались блокированными в
гостинице управления федеральных властей в Грозном, когда чеченская столица
было занята чеченскими ополченцами утром 6 августа. 9 августа руководство
агентства “Интерфакс” обратилось к федеральным властям и руководству
чеченской оппозиции с призывом организовать коридор для вывода журналистов
из эпицентра боев в Грозном. Обращение направлено государственной комиссии
по урегулированию конфликта в Чечне и руководству чеченской оппозиции.
Среди присоединившихся к обращению – “Радио России”, газета “Guardian”
(Великобритания), телекомпания НТВ, радиостанция “Orient” (Франция),
представитель агентства IRNA (Иран), радиостанция “Эхо Москвы”, газета
“Nepszabadsag” (Венгрия), газета “Сегодня”, газета “Trouw” (Нидерланды),
агентство TANJUG (Югославия), газета “Борба” (Югославия), газета “L Unita”
(Италия), радио Словакии, газета “Вечерний Севастополь”, бюро агентства MTI
(Венгрия), газета “Boston Globe” (США), агентство EFE (Испания), бюро
агентства SANA (Сирия), радиостанция “Серебрянный дождь” и другие.
Американский комитет защиты журналистов распространил 10 августа по этому
поводу пресс-релиз, направив также телеграмму, в которой призывают
Президента Бориса Ельцина и главу чеченского штаба Аслана Масхадова создать
коридор жизни для выхода журналистов. Газета “Московский комсомолец” 11
августа собщила, что журналисты и гражданские лица перебрались из подвала
гостиницы в подвал здания ФСБ Чеченской республики. Утром 11 августа двое
журналистов – оператор телекомпании ОРТ Михаил Сотников и фотокорреспондент
ИТАР-ТАСС Андрей Климов выбрались из центра Грозного на военную базу
федеральных войск в Ханкале: они вынесли с собой отснятые фотопленки и
видеокассеты. По сообщению агентства “Интерфакс” от 12 августа все
журналисты и другие гражданские лица, находившиеся в подвале гостиницы Дома
правительства в центре Грозного, вывезены вечером 11 августа. 15 августа в
Доме журналистов в Москве состоялась пресс-конференция журналистов,
которые, в частности, подтвердили свои опасения, что в их гибели были
заинтересованы как федеральные войска (Владимир Трушковский), так и
чеческие ополченцы (Константин Точилин). Август, 8. На дороге между
селениями Петропавловское и Центурой-Юрт несколько военных вертолетов
обстреляли автомашину телекомпании WTN, в которой находились продюссер Эрад
Фаист, оператор Вахтанг Забашта, корреспондент агентства “France Press”
Себастьян Смит, стрингер агентства “EFE” Владимир Долин и корреспондент
радиостанции “Свобода” Андрей Бабицкий. В тот же день вертолетами был
обстрелян автомобиль телекомпании CNN (США), в которой находились
корреспондент-продюссер Стивен Харриган, оператор Сергей Волков,
звукооператор Владимир Рыбальченко и водитель Адбула Гудантов. Фонд защиты
гласности распространил заявление, в котором излагаются факты обстрела
журналистов российскими веротолетами, а также содержится призыв к
правозащитным и общественным организациям потребовать от федеральных
властей в Чечне “воздержаться от каких-либо мер, направленных на
ограничение работы журналистов”. Американский комитет защиты журналистов
направил Президенту России Борису Ельцину письмо протеста в связи с этим
инцидентом. Август, 11. Корреспондент Общественного российского
телевидения в Чечне Рамзан Хаджиев был убит двумя выстрелами из БТР на
блок-посту федеральных войск при выезде их Грозного. 12 августа по
сообщению информационной программы ОРТ, от его корреспондента не было
никаких известий шесть дней – а 13 августа в программе “Новости” было
сказано, что тело Хаджиева опознал в морге селения Толстой-Юрт один из
охранников Доку Завгаева. Та же телекомпания выдвинула версию о том, что
журналист был убит чеченскими сепаратистами. Телекомпания НТВ и ВГТРК
“Россия” в своих информационных программах показали интервью с водителем
автомашины, в которой находился во время инцидента Рамзан Хаджиев, его жена
и сын. Водитель рассказал, что после того, как военнослужащие федеральных
войск проверили документы журналиста, и машина отъехала от блок-поста,
вслед машине раздались выстрелы из БТРа. Соболезнование по поводу гибели
своего корреспондента выразил генеральный директор ОРТ Сергей Благоволин,
который одновременно отметил, что ОРТ не получило соболезнований от
руководства Чеченской республики. Американский комитет защиты журналистов
распространил пресс-релиз по поводу убийства Рамзана Хаджиева. Август, 12.
По возвращении из Чечни секретарь Совета безопасности Александр Лебедь
провел пресс-конференцию, на которой дал ценку работе пресс-служб МВД и МО.
Он, в частности, сказал: “Пятерку Удугову за работу. Вот он работает. А
потом вас всех обвиняют в том, что вы не в том ключе, не в том плане
преподносите деятельность силовых структур. А как ее преподносить, если
никакой информации. Все отключили телефоны. Связи у них нет. Языки запали”.
Август, 13. Фонд защиты гласности распространил заявление, в котором
обратил внимание Генеральной прокуратуры РФ на факты преднамеренного
дезинформирования средств массовой информации государственными чиновниками.
Август, 14. Корреспондент газеты “Комсомольская правда” Виктор Сокирко
написал в своей статье о некоем приказе в 166-й мотострелковой бригаде,
согласно которому командир взвода артиллерийской батареи заставил солдата
расписаться в ведомости, запрещающей общаться с журналистами. Август, 14.
Управление информации и общественных связей МВД РФ и Управление информации
Министерства обороны РФ выступили с совместным заявлением, в котором
опровергают отдельные сообщения прессы о противостоянии между
военнослужащими Вооруженных Сил МО и внутренних войск МВД. Август, 14. По
сообщению агентства РИА-“Новости”, Министерством обороны России создана и
направляется в Чечню рабочая группа МО по информационному обеспечению
журналистов, которая, как заявили в Управлении информации МО, призвана
“готовить текущую информацию для российских и зарубежных средств массовой
информации”. Согласно информации агентства РИА-“Новости”, такое решение МО
связано с критикой секретаря Совета безопасности РФ Александра Лебедя,
выразившего недовольство работой Управления информации МО. Август, 16.
Руководство УВД Пермской области запретило сотрудникам пермского СОБРа и
березниковского ОМОНа передавать информацию из Чечни “из первых рук”
независимой телекомпании “Рифей” (Пермь). Такое решение принято после того,
как телекомпания сообщила о том, что омоновцам приходиться варить себе пищу
на дождевой воде и урезать паек. Август, 16. В Тимирязевском суде Москвы
началось слушание дела по иску корреспондента телекомпании НТВ Елены Масюк
к редакции газеты “Щит и меч”. В публикации этого издания, являющегося
органом МВД России, от 25 января 1996 года было сказано, что Елена Масюк,
работая в Чечне, взяла интервью у Джохара Дудаева и Шамиля Басаева, получив
за это деньги от сепаратистов. В своем иске Елена Масюк потребовала
публикации опровержения и извинения. Представитель редакции газеты “Щит и
меч” Александр Андреев заявил на суде, что ответственность за публикацию
несет автор статьи – не то Кузьмин, не то Кузнецов. Судебное заседание
было перенесено на 23 сентября. Август, 19. По инициативе еженедельника
“Общая газета” несколько крупнейших российских газет образовали
организационный комитет по проведению массовой акции протеста против войны
в Чечне. Предполагалось, что намеченная акция пройдет в Москве 5 сентября.
Организаторы акции заявили, что “СМИ вынуждены были прибегнуть к такой
форме протеста, исчерпав все доступные им средства”. К инициативе
журналистов присоединились общественные и политические деятели. Август,
21. Председатель Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов (Савенко)
обратился в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ с
просьбой рассмотреть “факт широкого предоставления эфира рядом СМИ
(радиостанция “Свобода”, телекомпания НТВ, радиостанция “Открытое радио”,
радиостанция “Эхо Москвы” и пр.) представителю чеченских бандформирований,
так называемому “министру информации Чеченской республики” Мовлади
Удугову”. Он также потребовал в своем заявлении “остановить скандальное
использование русского эфира бандитами”, а также принять решение “о
передаче дела радиостанции “Свобода” в прокуратуру РФ”, а его директора
привлечь “к уголовной ответственности”. Август, 24-Сентябрь, 10. После
съемки и публикации в газете “Коммерсант-Daily” (от 30 августа) фотографии,
на которой министр внутренних дел РФ Анатолий Куликов и секретарь Совета
безопасности РФ Александр Лебедь пожимают друг други руки,
фотокорреспондент объединенной редакции МВД Владимир Подлегаев приказом
министра Куликова от 10 сентября уволен с работы, хотя устное
неудовольствие генерала Куликова фотожурналисту было передано
заблаговременно. Объединенная редакция МВД приняла от Подлегаева заявление
об уходе по собственному желанию. Август, 28. Пресс-секретарь Совета
Безопасности РФ Александр Бархатов обвинил ряд средств массовой информации
в распространении информации, приписываемой пресс-службе СБ. Александр
Бархатов, по сообщению агентства “Интерфакс”, не считает ложные сообщения
“простым следствием погони ряда СМИ за сенсацией”, по его мнению
деятельность секретаря Совета Безопасности Александра Лебедя в Чечне
встречает растущее противодействие “определенных политических сил в
Москве”. Август, 28. После публикации в N 32 еженедельника “Общая газета”
мнения главных редакторов нескольких ведущих московских газет, редакциями
газет “Известия”, “Московский комсомолец” и еженедельника “Общая газета”
принято решение провести в Москве журналистскую акцию протеста. К заявлению
присоединились также руководители еще нескольких газет, в том числе
“Труда”, “Независимой газеты”, “Новой газеты – Понедельник” и других.
Правительство Москвы приняло решение разрешить проведение шествия и митинга
5 сентября численностью 30 тысяч человек с 18:30 до 21:00. Окончательное
решение о проведении акции, как заявил на пресс-конференции главный
редактор еженедельника “Общая газета” Егор Яковлев, будет принято 3
сентября. Август, 28. Председатель правления московской правозащитной
организации “Право на жизнь и гражданское достоинство” Виктор Коган-Ясный
сообщил агентству “Интерфакс”, что ему стало известно о пропаже в Чечне
двух украинских журналистов – Виталия Шевченко и Андрея Базавлука, которые
работают в независимой телекомпании (по другим данным под этим названием
действует информационное агентство) “Лита-М”. Последний раз журналистов
видели в Грозном 9 августа. Лидер харьковского отделения украинской
организации УНА- УНСО Олесь Бабий сообщил корреспонденту агентства
“Интерфакс-Украина”, что пропавшие журналисты принимали участие в
переговорах об обмене семи украинских граждан, участвовавших в Минске в
несанкционированной демонстрации, на четырнадцать российских пограничников,
удерживаемых чеченскими боевиками. По словам Олеся Бабия, Виталий Шевченко
и Андрей Базавлук 11 августа направились в сторону Ачхой-Мартана на встречу
с чеченским полевым командиром Хасаевым. Вместе с пропавшими журналистами в
процессе переговоров об обмене принимала участие еще одна представительница
“Лита-М” Елена Петрова, которая и сообщила 21 августа о пропаже Шевченко и
Базавлука. Руководство УНА- УНСО, как сообщили Фонду защиты гласности из
Харьковской правозащитной группы, считает исчезновение журналистов акцией
ФСБ России. Август, 30. Еженедельник “Завтра” опубликовал в N 35
редакционную статью под названием “Россия – Родина. Лебедь – предатель”, в
которой телекомпания НТВ представлена как поддерживающая неудачу российских
войск в Чечне. В другой статье “Волчьи слезы…”, подписанной “земляки Нины
Ефимовой, беженцы из Чечни”, корреспондент НТВ Елена Масюк называется
“прикормленной бабенкой”, а корреспонденты телекомпании НТВ Масюк,
Лусканов, Черкасов, корреспондент газеты “Комсомольская правда” Евтушенко,
корреспонденты газеты “Московский комсомолец” названы представителями
“антирусских СМИ”. ТАДЖИКИСТАН Август, 5-10. Пресс-служба группы
погранвойск России в Таджикистане распространила “справку для средств
массовой информации”, в которой обвинила корреспондента таджикской службы
радиостанции “Свобода”, аккредитованного в Таджикистане, в дезинформации. В
ответ таджикская служба радиостанции привела в своем комментарии,
переданном в эфир, несколько примеров о том, что распространенная ею
информация была передана несколькими информационными агентства, в том числе
– “Интерфакс” и DPA (Германия). К тому же, пресс-служба ГПВ неправильно
привела дату распространения “дезинформации”. Август, 16. Посол России в
Таджикистане Мечеслав Сенкевич заявил в своем интервью “Независимой
газете”, что “В СМИ много необъективности, целенаправленной предвзятости.
По телевидению можно увидеть репортаж о сегодняшних событиях,
иллюстрированный кадрами 1992 года. Оппозиция покупает СМИ, и информация
публикуется по заказу, есть определенные ставки, оплачиваемые “зелеными”.
Если учитывать, что средства массовой информации достаточно контролируемы
властями, то под определением “продажности СМИ” посол Мечеслав Сенкевич
подразумевает видимо российскую прессу, однако ни одного факта,
подтверждающего его утверждения, он не приводит. Август, 17. В интервью
“Независимой газете” мэр Душанбе, бывший первый вице-премьер Таджикистана
Махмадсаид Убайдуллоев заявил, что “Решением Верховного суда запрещена лишь
деятельность оппозиционной газеты “Чароги руз”, и она не издается у нас,
остальные могут выпускать свои издания в Душанбе”. Эксперты Фонда защиты
гласности не имеют информации о запрете Верховным судом Таджикистана
деятельности частного издания, зарегистрированного в России, газеты “Чароги
руз”. Решением Судебной коллегии Верховного суда Республики Таджикистан от
21 июня 1993 года запрещена деятельность шести газет, принадлежавших
партиям и движениям – “Адолат”, “Растохез”, “Ориен”, Оинаи Сикандар”,
“Бомдод” и “Наджод”. Август, 24. Пресс-секретарь Президента Таджикистана
Зафар Саидов в интервью российской радиостанции “Маяк” заявил, что в
следствии по факту убийства корреспондента Общественного российского
телевидения по Таджикистану Виктора Никулина есть “определенный прогресс и
что через некоторое время будет возможность сделать предварительные
результаты следственного процесса достоянием общественности”. УЗБЕКИСТАН
Август, 14. Еженедельник “Экспресс-Хроника” опубликовал отчет заместителя
председателя Общества прав человека Узбекистана (ОПЧУ) Михаила Ардзинова, в
котором сообщается о том, что ОПЧУ выступило против проведения в
Узбекистане совещания ОБСЕ по правам человека, если власти страны не
возьмут некоторые обязательства, касающиеся соблюдения прав человека. Среди
условий – регистрация Общества прав человека Узбекистана, освобождение
политзаключенных (некоторые из них осуждены за выпуск, распространение и
хранение оппозиционных газет), отмена цензуры в средствах массовой
информации. Август, 24. Член Общества прав человека Узбекистана Хазраткул
Худайбердиев направил послу ОБСЕ Аудей Ф. Гловер, исполнительному директору
правозащитной организации “Human Rights Watch/Helsinki” Холли Картнер,
представителю правозащитной организации “Amnesty International” Яну Горвину
и послу США в Узбекистане Стенли Эскудеро обращение, в котором обращает
внимание на нарушения прав человека в Узбекистане. В разделе “Свобода
слова”, как сообщается в обращении, отмечены многочисленные факты
увольнений с работы, преследований, арестов и сфабрикованных обвинений, что
отмечалось в докладах правозащитных организаций. В разделе “Свобода печати”
приводятся факты, которые свидетельствуют об информационной изоляции
Узбекистана, а также о трудностях, с которыми сталкиваются граждане страны,
пытающиеся доставлять печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые за
рубежом. Более 30 политзаключенных, сидящих в тюрьмах Узбекистана, осуждены
за доставку и распространение информационных материалов руководителей и
активистов оппозиции, находящихся в эмиграции. УКРАИНА Август, 2. При
пересечении украинско-российской границы у лидера общественного движения
“Союз коммунистов Украины” Камилы Ябровой украинскими таможенниками
конфисковано 600 экземпляров отпечатанного на Украине журнала “Марксизм и
современность”. Как считает координатор блока левых сил Киева и Киевской
области Василий Арестов, журналы были конфискованы “по наводке спецслужб,
которые в последнее время усилили внимание к левым партиям и движениям”. По
мнению таможенников журналы были изъяты из-за отсутствия товарных
документов. Август, 16. На пресс-конференции, состоявшейся в МВД Украины,
заместитель министра МВД Александр Штанько заявил, что одним из виновников
роста детской преступности являются средства массовой информации. Генерал
Штанько, в частности, обвинил телевидение за то, что оно “показывает то,
что не следовало смотреть детям”. Август, 20. По сообщению газеты
“Киевские ведомости”, в Одессе тремя неизвестными, вооруженными
металлическими прутьями, избит редактор журнала “Аргумент” Игорь Нечитайло.
Журналист с сотрясением мозга, сломанными ребрами и многочисленными
ранениями доставлен в больницу. Одесская организация УНА, членом которой
является Нечитайло, выступила с резким заявлением, обвинив в организации
нападения “мафиозные структуры, связанные с Россией”. По словам самого
журналиста, как сообщает газета “Киевские ведомости”, ему неоднократно
угрожали по телефону как одному из организаторов пикета у Российского
консульства в Одессе, участники которого протестовали против действий
руководства РФ и федеральных войск в Чечне. Август, 20. Заключенные лагеря
ЮЕ 312-97, расположенном в городе Макеевка Донецкой области, направили в
правозащитные организации заявление, в котором выражен протест против
действий администрации лагеря, запрещяющей журналистам посещать лагерь.
Руководство лагеря объясняет свое отношение к журналистам запретом
управления исполнения наказаний Донецкой области, отметив, что журналисты
будут допущены в лагерь, если они “не будут клеветать и собирать компромат
на органы МВД”. Август, 23. Несколько неизвестных совершили нападение на
корреспондента и оператора российской телекомпании НТВ в Крыму Анну
Конюкову и Виктора Сосновского, которые в Севастополе снимали репортаж о
митинге левых организаций. У журналистов была отобрана камера, из которой
была выдрана кассета с отснятым материалом. Камера была разбита ударом об
асфальт. Журналисты были избиты, когда пытались воспрепятствовать
нападавшим. Сотрудники милиции, как сообщает правозащитное агентство
“Экспресс-Хроника”, на призывы журналистов помочь не отреагировали. Анна
Конюкова считает, что нападение совершено сотрудниками или по указанию
Службы безопасности Украины. В интервью радиостанции “Эхо Москвы” она
сказала: “Нам с самого начала не давали снимать, мешали, угрожали,
выключали камеру, били по камере. За нами был приставлен хвост, то есть в
полуметре от меня постоянно ходил человек с видеокамерой, который снимал,
как я снимаю. Несколько раз нам предлагали все бросить и уехать – иначе
хуже будет. Через 40 минут, когда мы все отсняли, мы побежали к машине,
потому что уже опаздывали. Следом за нами побежала группа парней
атлетического телосложения со стриженными затылками, которые нас выволокли
из машины, растащили в разные стороны, стали избивать, пытались у оператора
вырвать камеру, затыкали нам рты”. Недалеко от места нападения на группу
НТВ несколько человек в штатском подошли к корреспонденту агентства
“Экпресс-Хроника” Александру Спахову и потребовали от него ничего не
сообщать об инциденте. Первый заместитель директора департамента информации
и печати МИД РФ Михаил Демурин заявил на своем брифинге в Москве, что “в
Москве надеются, что украинские власти проведут расследование инцидента с
сотрудниками телекомпании НТВ в Севастополе и проинформируют российскую
сторону о его результатах”. Пресс-центр Управления службы безопасности
Украины в Севастополе официально опроверг сообщение об участии сотрудников
СБУ в избиении журналистов НТВ. Более того, пресс-центр расценил публикации
об этом провокацией. По сообщению заместителя начальника Ленинского РОВД
Севастополя подполковника милиции Анатолия Олейника, по факту нападения на
журналистов возбуждено уголовное дело и ведется расследование.