МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: СЕНТЯБРЬ’96.

Публикуемые данные основаны на сообщениях периодической печати,
правозащитных организаций и журналистов,
а также агентства “Экспресс-Хроника”
АЗЕРБАЙДЖАН
Сентябрь, 4. По сообщению газеты “Азербайджан”, Министерство юстиции
Азербайджана отказало в регистрации Азербайджанской ассоциации прессы,
мотивировав это несоответствием учредительных документов законам республики.
Сентябрь, 5. Цензурой изъяты со 2-ой и 3-ей страниц независимой газеты “7
гюн” материалы Правозащитного центра Азербайджана о нарушениях прав человека
в тюрьмах республики и статья о бывшем президенте страны Абулфазе Эльчибее.
Сентябрь, 7. Газета “Азадлыг” сообщила о том, что продолжится издание
газеты “Авразия”. Об этом сообщил учредитель газеты Ирфан Сапмаз. Газета
“Авразия” прошла перерегистрацию в Министерстве информации и печати
Азербайджана.
Сентябрь, 14. Газета “Зеркало” опубликовала статью, в которой излагается
заявление коллектива газеты “Йени Азербайджан” (орган одноименной правящей
партии) и описывается конфликт в редакции, который возник в связи с
отставкой главного редактора Хейраддину Годжи и попытками Политсовета партии
“Йени Азербайджан” назначить нового редактора без согласования с
коллективом. В связи этим в заявлении коллектива редакции газеты “Йени
Азербайджан” сказано, что “коллектив редакции, основываясь на законе “О
печати”, будет вынужден рассмотреть вопрос о реорганизации газеты из
партийного органа в независимое издание”.
Сентябрь, 17. Газета “Йени мусават” сообщила о том, что Коммунистическая
Единая партия Азербайджана (КЕПА) обратилась с кассационной жалобой в
Бакинский городской суд, протестуя против отказа Министерства печати и
информации в регистрации газеты “Коммунист”. Генеральный секретарь КЕПА
С.Саядов заявил, что в случае отказа в иске, партия намерена обратиться в
Верховный Суд, а в случае, если и это не поможет, провести
общереспубликанскую акцию протеста. Газета “Коммунист”, тем временем, была
издана тиражом 99 экземпляров (максимально разрешенный законодательством
тираж незарегистрированной газеты).
Сентябрь, 17. Цензурой изъята часть статьи гостя газеты “Йени мусават” –
главного редактора газеты “7 гюн” Мамеда Сулейманова, который посвятил свой
материал анализу событий, связанных с Президентом Гейдаром Алиевым. Цензурой
изъят также материал из газеты “Хуррийят”.
Сентябрь, 19. Решением суда по иску одного из лидеров Демократической
партии Азербайджана Гурбана Мамедова к газете “Йени мусават”, газета
оштрафована на сумму 3,5 миллиона манатов (816 долларов США).
Сентябрь, 20. Министерство печати и информации Азербайджана за последнее
время дважды вынесло официальное предупреждение газете “Тезадлар”
(“Контрасты”). Редакция газеты считает, что чиновникам не нравится ироничное
комментирование событий.
Сентябрь, 21. Газета “Гюнай” опубликовала имена государственных чиновников,
более двух лет назад принявших решение о закрытии независимого телеканала
BMTI. Это бывший председатель парламента Расул Гулиев, бывший Генеральный
прокурор Али Омаров, бывший государственный советник Габиль Гусейнли и
бывший председатель государственного комитете по телевидению и радиовещанию
Азербайджана Бабек Гусейноглу.
Сентябрь, 21. Цензурой изъяты несколько материалов из газеты “Мухалифат”.
Вместо изъятых статей газета поместила карикатуры – человеческая голова с
зашитым ртом и пробками в ушах.
Сентябрь, 22-28. По сообщению Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА),
поводом для закрытия в последнее время независимых телеканалов в различных
районах республики стало письмо и.о. министра юстиции Азербайджана Судабы
Гасановой от 26 июня 1996 года (N 10/6-72). В разосланном главам районных
администраций письме говорится, что “ввиду того, что не существует закона,
на основании которого могут существовать коммерческие телерадиокомпании,
закрыть их до тех пор, пока такой закон не будет принят”. Аналогичное письмо
9 июля (N 15/1403) было направлено главам администраций за подписью
заместителя начальника социально-политического отдела исполнительного
аппарата Президента А.Гасанова. Таким образом были закрыты телеканалы в
Дивичи, Кусаре и Шемахе, на грани закрытия находятся каналы в Товузе,
Закатале, Губе и Хачмазе. В настоящее время, как сообщает ПЦА, лишь 4
коммерческих телекомпаний имеет лицензии. Независимое Объединение
журналистов “Йени несил” выразило протест по поводу действий министерства
юстиции и призвало “все прогрессивные силы защищать свободу слова и прессы”.
Сентябрь, 24. Правление Объединения журналистов-экономистов приняло
обращение к Президенту Азербайджана, в котором выражен протест в связи с
отказом Министерства юстиции зарегистрировать Объединение без указания
причин.
АРМЕНИЯ
Сентябрь. В Ереване распространена официальная информация о предварительных
результатах расследования убийства главного редактора еженедельника “Еркир
Наири” Вардеса Петросяна в апреле 1995 года. По новой версии следствия,
убийство было заказным, а в качестве подозреваемой в организации убийства
арестована жена журналиста Сона Тигранян.
Сентябрь. Европейский институт проблем средств массовой информации и
Ереванский пресс-клуб подготовили предварительный доклад об использовании
средств массовой информации в период предвыборной президентской кампании. В
частности, вызвала нарекания работа первого канала государственного
телевидения, который, как утверждается в докладе, “создал более
предпочтительные условия Президенту Тер-Петросяну, передавал многочисленные
заявления интеллигенции и различных политических организаций в его
поддержку, а также тенденциозно показал последние дни кампании Вазгена
Манукяна”.
Сентябрь, 17. Лидер правящего Армянского общенационального движения
Тер-Усик Лазарян обвинил кандидата в президенты от оппозиции, лидера
Национально-демократического союза Вазгена Манукяна в нарушении 6-ой статьи
Закона о президентских выборах и Закона о средствах массовой информации
Армении. В частности, как заявил Тер-Усик Лазарян, на брошюре с изложением
предвыборной программы кандидата Вазгена Манукяна не указаны реквизиты
издания.
Сентябрь, 25 – Октябрь, 5. По сообщению эксперта Фонда защиты гласности,
после столкновений 25 сентября сторонников оппозиции с правительственными
подразделениями МВД, недовольных результатами президентских выборов,
прекратила свою работу независимая радиостанция “HAI-FM 105,5″
(музыкально-информационные программы). Около полуночи 25 сентября в студию
радиостанции пришли сотрудники милиции и потребовали прекратить вещание и
удалиться из помещения работникам радиостанции, объясняя это тем, что на
митинге якобы раздавались призывы к захвату электронных средств массовой
информации. Вещание было восстановлено только 27 сентября в 15:00, однако
эксперт Фонда защиты гласности отмечает две особенности инцидента:
во-первых, не было сотрудники МВД не было предъявили каких-либо документов,
обосновывающих запрет деятельности радиостанции, во-вторых, на митинге никто
не призывал к захвату электронных средств массовой информации. Во время
беспорядков сторонники оппозиции окружили здание Государственного комитета
по телевидению и радиовещанию, требуя предоставить эфир лидерам оппозиции.
Аккредитованных при Центральной избирательной комиссии журналистов не
пропустили в здание парламента, где располагается комиссия. Во время съемок
вечером 25 сентября у здания Национального собрания была повреждена
видеокамера и автомашина корпункта ВГТР “Россия”, однако корреспондент
Эдуард Сахинов не уверен, что это было сделано по чьему-то умыслу. В тот же
вечер министр информации Армении Грачья Тамразян, и.о. пресс-секретаря
Президента Армении Левон Зурабян и директор Армянского телецентра Перча
Степанян потребовали от Эдуарда Сахинова показать им передаваемый в Москву
репортаж. После просмотра они выразили недовольство содержанием репортажа и
отказали в передаче материала, мотивируя это тем, что ВГТРК “Россия”
задолжала за использование технического канала связи. В последующие дни
корреспонденту ВГТРК также чинились препятствия, в связи с чем ВГТРК
вынуждена была прислать в Ереван другую съемочную группу. В связи с этими же
обстоятельствами в Ереван была также направлена новая съемочная группа
российской телекомпании НТВ. 26 сентября военнослужащие отобрали камеру, а
корреспондент ОРТ Владимир Назарян получил угрозы расправы с ним и его
семьей. Камера ОРТ была возвращена спустя несколько дней. 26 сентября в
Министерство информации Армении был вызван корреспондент агентства ИТАР-ТАСС
Тигран Лилоян, которому предложили написать объяснительную записку о том,
почему он передал сообщение о событиях 25 сентября без предварительного
согласования с руководством Армении. Корреспондент ИТАР-ТАСС отказался
писать объяснение. По сообщению правозащитного агентства “Экспресс-Хроника”,
перестала также выходить в эфир радиостанция “Ласто”, работающая на
ультракоротких волнах. В ночь на 26 сентября вооруженные люди в камуфляже
ворвались в помещение частного телеканала “Майр айреник” (развлекательные
программы) и в ультимативной форме потребовали от сотрудников канала
покинуть помещение “в интересах безопасности”, не предъявив никаких
документов, подтверждающих законность этого требования. Помещение было
опечатано и телеканал возобновил работу только 6 октября. 26 сентября около
4 часов утра в Ереване арестован политический обозреватель газеты “Голос
Армении” Гагик Мкртчян: более десяти вооруженным автоматами людей ворвались
в Дом журналиста, который предварительно был блокирован. Затем Гагик Мкртчян
был доставлен в 6-е управление МВД Армении, без объяснения причин
задержания. Там же он подвергся жестоким избиениям, а затем в наручниках был
препровожден в следственный изолятор Министерства национальной безопасности,
где находился 10 дней. Во время первого допроса Мкртчяну было предъявлено
обвинение по статье 74 УК Армении (“организация массовых беспорядков,
сопровождающихся погромами, разрушениями и другими подобными действиями”).
Там же, в СИЗО МНБ ему была оказана медицинская помощь. 5 октября Гагик
Мкртчян был освобожден под подписку о невыезде, а первую публикацию в
газете “Голос Армении” он озаглавил “Меня били за то, что я из “Голоса”,
тем самым подчеркивая, что его арест и избиение связаны не с его
политической деятельностью, а с журналистской. Утром 26 сентября в киоски
города поступила только одна газета, орган правящей партии -“Айк”. Позднее
это было объяснено тем, что газеты во время не смогли доставить в киоски. По
сообщению программы “Вести” Российского телевидения, правоохранительные
органы препятствуют работе журналистов: у съемочной группы телевизионной
службы агентства Рейтер разбили камеру. 27 сентября не вышел очередной номер
газеты “Айжм”, поскольку здание, где располагается редакция, было опечатано.
Номер от 4 октября был отпечатан, но государственное агентство по
распространению газет “Ай мамул” не завезло тираж в киоски. 28 сентября и 5
октября не вышли номера еженедельника “Иравунк”, являющегося органом
оппозиционно-политической организации Союз Конституционного права. Эта
акция, по утверждению сотрудников еженедельника, была проведена в знак
протеста против ареста Гагика Мкртчяна.
БЕЛОРУССИЯ
Сентябрь, 1. Власти Белоруссии закрыли независимую радиостанцию “Радио
101,2″, а ее частотный канал передан белорусскому радио. 30 августа около
17:30 в редакцию радиостанции поступил факс следующего содержания: “С целью
исключения помех в приемных каналах ЦС РТС “Алтай” эксплуатация передатчика
на частоте 101,2 Мгц с использованием АФС на опоре по адресу: ул.
Коммунистическая, 6 прекратить с 1 сентября 1996 г. Нач. БелГИЭ
В.А.Никонов.” Утром 31 августа сотрудников радиостанции вновь предупредили
по телефону, а после вечернего эфира передатчик был отключен. Руководство
радиостанции намерено обжаловать решение властей в суде. С протестом против
закрытия радиостанции выступила международная организация “Репортеры без
границ”. С протестом 5 сентября также выступила Литовская ассоциация радио и
телевидения. В подписанном президентом ассоциации Гинтасом Сонгайлом
заявлении говорится, что “сотрудники литовского радио и телевидения
солидарны со своими коллегами в Беларуси и надеются, что принципы свободы и
демократии в конце концов победят и там”. 6 сентября депутат Верховного
Совета Беларуси Александр Добровольский направил премьер-министру Михаилу
Чигирю запрос, в котором указывается, что лишение радиостанции лицензии
противоречит статье 16 Закона Беларуси “О печати и других средствах массовой
информации”, в которой приостановление или прекращение деятельности средства
массовой информации может быть только по решению учредителя или судом в
порядке гражданского судопроизводства.
Сентябрь, 2. Ассоциация журналистов Беларуси распространила заявление, в
котором протестует против разработки законопроекта “О государственной
поддержке СМИ”, многие из положений которого противоречат Закону “О печати и
других средствах массовой информации”, не допускающего монополизацию СМИ. В
заявлении также выражается тревога по поводу преследований газет
“Белорусский рынок”, “Свабода”, “Minsk Business News”, “Белорусской деловой
газеты”, “Белорусской газеты” и других, а также закрытия радиостанции “Радио
101,2″.
Сентябрь, 3. Пресс-служба Объединенной гражданской партии распространила
заявление “О дальнейшем наступлении режима Александра Лукашенко на свободу
слова”, в котором, в частности, говорится о том, что “в преддверии
референдума президент демонстрирует готовность применить любые средства и
методы для достижения цели, не считаясь с законами, традициями, моралью”. В
документе отмечаются случаи закрытия радиостанции “Радио 101,2″, закрытие
банковских счетов газет “Свабода”, “Белорусский рынок” и “Белорусской
деловой газеты”. По мнению Объединенной гражданской партии, такая же участь
ожидает все негосударственные средства массовой информации. По сообщению
агентства “ИМА-пресс”, в настоящее время подобные проверки хозяйственной
деятельности проводятся в редакциях газет “Свободные новости”, “Народная
воля” и информационном агентстве “БелаПАН”. Председатель Верховного Совета
Беларуси Семен Шарецкий в Минске на встрече с парламентариями Великобритании
заявил, что власти сокращают число средств массовой информации, которые
могут воздействовать на общественное мнение.
Сентябрь, 4. Под предлогом ремонта аппаратной минской телестудии
корреспонденту ВГТРК “Россия” в Минске отказано в передаче материала в
Москву.
Сентябрь, 5. По сообщению агентства “БелаПАН”, в Верховном Совете Беларуси
прошло обсуждение фактов давления на средства массовой информации.
Заместитель председателя комиссии по международным делам Анатолий Лебедько,
в частности, отметил, что власть поменяла тактику и от силового давления
приступила к экономическому удушению негосударственных средств массовой
информации, назвав в качестве примера газеты “Свободные новости”, “Народная
воля”, “Белорусскую деловую газету” и “Имя”. Он также обратился к депутатам
с призывом принять участие в организации подписной кампании на независимые
средства массовой информации, а также к российским радио и телевидению с
просьбой “представить альтернативный взгляд на те политические события,
которые происходят в Республике Беларусь”. Заместитель председателя комиссии
по правам человека, национальным вопросам, средствам массовой информации,
связям с общественными объединениями и религиозными организациями Владимир
Нистюк огласил депутатский запрос к главе страны, в котором информирует
Александра Лукашенко “об очередных актах беззакония, осуществленных
государственными структурами по отношению как к независимым, так и к
государственным средствам массовой информации”. Он также сообщил о том, что
на одном из последних совещаний руководитель белорусского государственного
радио Владимир Ядринцев огласил специальный циркуляр относительно работы
радио по поддержке референдума, инициированного Президентом Лукашенко, а
также привел два факта отстранения журналистов “Радио-2″ от эфира – 26
апреля и 2 сентября – по устному указанию Ядринцева.
Сентябрь, 5. Согласно сообщению агентства “Интерфакс”, Государственная
налоговая инспекция Беларуси приняла решение заморозить счета независимых
газет “Имя”, “Белорусский рынок”, “Белорусской деловой газеты” и
“Белорусской газеты” – “по результатам проверки финансово-хозяйственной
деятельности”. В частности, в документе по результатам проверки “Белорусской
деловой газеты” сказано, что “редакция допускала нарушения по процедуре
списания нереализованного тиража, а также оформляла подписку юридическим
лицам за наличный расчет”. На издания наложены штрафы в размере от 700
миллионов до 1 миллиарда белорусских рублей (примерно 400.000-800.000
долларов США). Заместитель председателя постоянной комиссии по правам
человека и средствам массовой информации Верховного Совета республики
Владимир Нистюк расценил действия властей как “попытку административного
давления на негосударственную печать накануне предстоящего всенародного
референдума, инициированного Президентом республики Александром Лукашенко”.
Сентябрь, 6. По сообщению еженедельника “Имя”, на неопределенное время
приостановлен выпуск телепрограммы “Это мы не проходили” национального
телевидения. Официальный повод: несоответствие эфирных материалов программы
заявленной теме – отражению экономической ситуации в стране. Об этом, в
частности, заявил редактору программы Наталье Тимофеевой заместитель
председателя телерадиокомпании Беларуси Владимир Дудко.
Сентябрь, 6. Более 20 политических партий и общественных объединений
Беларуси, собравшиеся за “круглым столом” в Минске, выступили с совместным
обращением к белорусским и зарубежным средствам массовой информации, в
котором дается оценка конфронтации во властных структурах в связи с
инициированным Президентом Лукашенко референдумом. В частности, в обращении
говорится, что администрация Президента стремится “к тотальному контролю,
грубо попирая свободу слова и печати”, создает материальные и правовые
условия, невозможные для существования в его “информационной империи”
независимых СМИ”.
Сентябрь, 9-12. Газеты “Советская Белоруссия” и “Народная газета”
опубликовали открытое письмо первого заместителя Председателя Верховного
Совета Беларуси Василия Новикова Президенту Александру Лукашенко и заявление
пресс-службы Верховного Совета, в которых говорится о фактах отказа в
предоставлении эфира для официальных сообщений Верховного Совета страны.
Сентябрь, 12. Около полуночи неизвестными была облита бензином и подожжена
дверь квартиры главного редактора агентства “БЕЛТА” Юрия Гутовенко. Пожар
был потушен, но установить причины нападения пока не удалось.
Сентябрь, 12. Исполнительный директор Американского комитета защиты
журналистов Уильям А.Орм направил Генеральному секретарю Совета Европы г-ну
Тарщису письмо, в котором выразил беспокойство по поводу “продолжающихся
нападок правительства на независимую прессу Беларуси”. В числе фактов
преследования независимых средств массовой информации приводятся случаи
финансовых проверок газет “Белорусский рынок”, “Имя”, “Наша нива”, “Народная
воля”, “Фемида”, Свабода”, “Свободные новости”, “Белорусской деловой
газеты”, “Белорусской газеты”, а также закрытия радиостанции “Радио 101,2″.
Сентябрь, 13. Первый заместитель председателя Государственного комитета
Республики Беларусь по печати З.Пригодич направил главному редактору газеты
“Свабода” Игорю Герменчуку предупреждение, в котором говорится о том, что
газета допустила нарушение Закона “О печати и других средствах массовой
информации”.
Сентябрь, 14. Нападению неизвестного подвергся в Витебске распространитель
газет “Народная воля”, “Имя”, “Белорусская деловая газета”, “Свабода” Юрий
Мороз. По сообщению агентства “БелаПАН”, после нападения Юрий Мороз
подвергается преследованиям и угрозам.
Сентябрь, 18. Председатель Верховного Совета Беларуси Семен Шарецкий
сообщил о том, что он обратился с письмом к Генеральному прокурору Василию
Капитану с просьбой возбудить уголовное дело против председателя
Национальной телерадиокомпании Беларуси Григория Киселя по статье 167 УК
Беларуси – “превышение власти и служебных полномочий”. Шарецкий обвиняет
руководство телевидения в том, что оно продолжительное время отказывает
депутатам, членам президиума Верховного Совета, его председателю и
заместителям в возможности выступить по телевидению, а также неправильно
освещает деятельность парламента в своих информационных выпусках.
Сентябрь, 18. По сообщению газеты “Имя”, обозревать белорусского
телевидения Юрий Дудинов пригласил журналистов нескольких минских изданий на
телевизионную пресс-конференцию советника Президента Беларуси Сергея
Посохова, однако, когда в назначенный час в студию пришли Виталий Цыганков и
Олег Груздилович (газета “Свабода”), Виктор Дятликович (“Белорусская
газета”) и Сергей Грудницкий (радиостанция “Би-Эй”), Юрий Дудинов, ведущий
передачи, начал упрекать “так называемые независимые издания” в зависимости
от “чьего-то доллара”, демонстративно указывая на пустующие столики, на
которых стояли таблички с названиями газет “Имя”, “Народная воля” и
“Белорусской деловой газеты”. В знак протеста журналисты, а также советник
Президента Беларуси Сергей Посохов покинули студию. В тот же день
председатель Верховного Совета Беларуси Семен Шарецкий выдворил из своего
кабинета журналистку национального телевидения Ингу Хрущеву.
Сентябрь, 21-22. В своем выступлении 21 сентября на Форуме молодежи
Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко, трансляция которого
производилась 22 сентября по национальному телевидению, заявил, что по его
данным в Минске 11 сентября состоялась встреча глав дипломатических миссий
стран-членов НАТО, на которой, по словам Лукашенко, обсуждалась также
возможность командировать за счет своих стран в Лондон группу журналистов,
работающих в оппозиционной прессе: “Посол Великобритании в Минске Джессика
Пирс предложила направить независимых журналистов в Англию, чтобы провести с
ними соответствующую работу”. Как сообщает агентство “Интерфакс-Запад”,
Лукашенко также заявил, что послы предложили назначить денежные премии
белорусским политикам и журналистам, которые своими действиями будут
препятствовать претворению в жизнь инициатив главы государства. 24 сентября
послы США и Великобритании в Минске распространили заявления, в котором
выразили протест выступлением Президента Лукашенко, а также тем
обстоятельством, что во время встречи не присутствовал кто-либо из граждан
Беларуси. Выступая на Форуме молодежи, как сообщает “Белорусская деловая
газета”, Александр Лукашенко, обращаясь к председателю комитета по делам
молодежи, заявил: “Отдадим (Радио 101,2) комитету молодежи. Готов принять?
Не хочет. Скажу абсолютно откровенно. Ни 101,2 (а если я понимаю, о чем идет
речь, видимо, все-таки об этой радиостанции), ни другим антигосударственную
политику проводить на государственной волне за государственные деньги
позволено не будет. Хотите молодежи иметь молодежный канал? Берите. Но под
вашу ответственность. Берите! Я вам отдам эту волну. Закончат там этот
передатчик – куда его там переносят, не знаю – берите волну, но отвечайте. А
за деньги соросов и других у нас хватает пакостей и так на государственном
радио и телевидении”. “Белорусская деловая газета” прокомментировала
высказывание Президента, как опровергающее официальное объяснение закрытия
“Радио 101,2″, согласно которому причиной явились помехи в эфире. Более
того, как сообщает газета, передатчик является собственностью радиостанции,
передавшей его на баланс государству.
Сентябрь, 20. Первомайский районный суд Минска оштрафовал на 30 минимальных
зарплат (около 900 тысяч российских рублей) руководителя национальной
телерадиокомпании Григория Киселя за невыполнение постановлений Верховного
Совета об освещении деятельности парламента. 10 минимальных зарплат,
согласно постановлению суда, Григорий Кисель должен выплатить за
невыполнение постановления Верховного Совета (N 565-XIII от 4 сентября 1996
г.) об организации прямой трансляции сессии, еще на 20 минимальных зарплат
он оштрафован за невыполнение решения ВС об организации регулярного выпуска
в эфир передачи “Парламентский дневник”.
Сентябрь, 24. Газета “Свабода” сообщила о том, что Государственный комитет
Республики Беларусь по печати направил исковое заявление в Ленинский
районный суд г.Гродно, требуя прекращения деятельности газеты “Пагоня”.
Поводом послужила статья в газете – “Как в Россию дубинками загоняли”.
Госкомпечати Беларуси усмотрел в этой публикации нарушение Закона “О печати
и других средствах массовой информации” в части “разжигания национальной,
социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни”. В исковом
заявлении не указывается в чем именно заключается “разжигание”. Другую
статью – “Белорусский генерал-антикоммунист” – Госкомпечати расценил как
“посягательство на нравственность, честь и достоинство”.
Сентябрь, 24. Редакция газеты “Наша нива” получила предупреждение
председателя Государственного комитета по печати Владимира Бельского о
нарушении статьи 5 частей 3 и 4 Закона Беларуси “О печати и других средствах
массовой информации”, в котором говорится, что газета, опубликовав в номере
от 12 августа 1996 года стихи, нарушила положения Закона в части “призыва к
захвату власти, насильственному изменению конституционного строя”, а также
“разжигания национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо
розни”.
Сентябрь, 27. Верховный Совет Беларуси принял постановление о назначении на
должность главного редактора “Народной газеты” Леонида Юнчика. Генеральная
прокуратура Беларуси, проводившая проверку законности акционирования газеты,
которое было проведено по указу Президента Лукашенко, признала факт
фальсификации решения трудового коллектива, якобы обратившегося к Президенту
с просьбой об акционировании газеты. Постановлением ВС принято также решение
об аннулировании аккредитации журналистов и технических работников
государственной телерадиокомпании, инициатором которого стал депутат Иван
Тережко. По словам Ивана Тережко, сотрудники государственных радио и
телевидения “постоянно извращают” позицию Верховного Совета, предоставляют
слово только сторонникам Президента и таким образом дезинформируют
общественность. В своем постановлении Верховный Совет обвиняет
государственное радио и телевидение в нарушении ряда статей Конституции и
Законов Беларуси – “О печати и других средствах массовой информации” и “О
Верховном Совете Республики Беларусь”. Одновременно ВС Беларуси поручил
своему председателю “обратиться с просьбой к Правительству и руководителям
средств массовой информации Российской Федерации об увеличении времени
телерадиотрансляций по освещению работы Верховного Совета Республики
Беларусь”. Григорий Кисель заявил радиостанции “Эхо Москвы”, что решение ВС
лишить аккредитации журналистов государственных радио и телевидения –
политиканство. Он также сказал, что такое решение может принять только суд.
30 сентября первый заместитель ВС Беларуси Василий Новиков поблагодарил
средства массовой информации России “за правдивое, взвешенное, объективное и
исчерпывающее освещение деятельности высшего законодательного органа
Белоруссии”. По сообщению российской телекомпании НТВ, начальник
общественно-политической информации администрации Президента Михаил
Подгайный, выступая в Киеве, обвинил российские средства массовой информации
в том, что они проводят массированную антипрезидентскую кампанию за плату.
Сентябрь, 27. Председатель Конституционного суда Беларуси Валерий Тихиня
заявил, что проведение инициированного Президентом референдума по принятию
новой Конституции невозможно, в том числе и из-за “монополизации средств
массовой информации”. Он сказал также, что “у нас нет Белорусского радио и
телевидения, у нас есть лишь президентское радио и телевидение”.
ГРУЗИЯ
Сентябрь. Парламент Грузии принял Закон о государственной тайне, который
также обязал Совет национальной безопасности разработать и представить на
утверждение Президенту страны параметры, по которым будет определяться
секретность информации и ее защита. Однако особый спор в парламенте вызвал
обсуждение вопроса о распространении гостайны средствами массовой
информации.
Сентябрь, 23. Союз казаков Грузии распространил заявление, в котором
говорится, что “некоторые политические и военные деятели РФ, а также
определенные российские средства массовой информации продолжают вмешиваться
во внутренние дела Грузии, поднимая волну антигрузинской пропаганды”.
Сентябрь, 26. Корреспондент еженедельника “Московские новости” Акакий
Микадзе направил главному редактору служебную записку, в которой изложил
факты давления на него со стороны правоохранительных органов. Преследования
начались после проведения Микадзе пресс-конференции о нарушениях прав
человека в Грузии, на которой он продемонстрировал видеозапись,
компрометирующую министра госбезопасности Шота Квирая. В частности, 10
сентября первый канал грузинского телевидения показал передачу, в которой
представитель Министерства государственной безопасности Грузии заявил:
“Акакий Микадзе является аккредитованным журналистом иностранного
государства и не имеет права вести журналистское расследование, тем более
вмешиваться в деятельность МГБ Грузии. Этим в определенной степени
нарушается журналистская этика. Спецслужбы хорошо знают, какие силы стоят за
журналистским расследованием корреспондента “Московских новостей” и какую
цель они преследуют. МГБ сообщает, что Микадзе обладает достаточно большим
опытом сотрудничества с бывшим КГБ…” В газете “7 тге” (N 38) министр
государственной безопасности Шота Квирая заявил: “Это провокация. Акакию
Микадзе дали задание и он его прекрасно выполнил…” В газете “Совершенно
секретно” (N 9) опубликовано другое высказывание министра: “… Кто дал ему
право? Может быть статус журналиста иностранного государства, который
завершится только выдворением из страны за непристойную деятельность?” В
газете “Меридиан” (N 58, 4-8 окт.) опубликована статья под заголовком
“Собака собачью шкуру не разорвет. Последняя карта или эпизод из жизни
эмиссара Како”. Автор Вахтанг Джапаридзе (как выяснилось, журналиста под
таким именем в газете нет) пишет о том, что Акакий Микадзе является
“засланным со времен СССР агентом, …деятельность которого завершится
выдворением за подрывную работу и объявлением “персоной нон грата”. 9
сентября Генеральная прокуратура, МВД, Министерство госбезопасности и
Министерство обороны распространили заявление, в котором обвинили прессу в
“негативном освещении деятельности правоохранительных органов”.
КАЗАХСТАН
Сентябрь, 16-23. 19 сентября по просьбе российского агентства “Интерфакс”
прояснить ситуацию с так называемым письмом к Президенту Узбекистана Исламу
Каримову, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев опроверг существование
такого письма, назвав сообщения о нем “провокацией”. Однако, как цитирует
газета “Панорама” от 20 сентября, Президент Казахстана публично заявил, что
распространившего такое сообщение корреспондента газеты “Известия” в
Алма-Ате Владимира Ардаева “уже однажды изгоняли из Казахстана, и сейчас,
если мы его выгоним, больше он здесь не появится”. Российская газета
“Сегодня” приводит еще одну цитату Нурсултана Назарбаева: “Я постоянно
говорю об интеграции и сближении наших стран, и ни о каких, тем более
тайных, разговорах не может быть и речи. Так и передайте Ардаеву”. Однако,
как сообщает в своем заявлении Казахстано-американское бюро по правам
человека и соблюдению законности, информация о конфиденциальном письме
Нурсултана Назарбаева к Исламу Каримову, в котором было отражено
определенное разочарование “Союзом четырех” (Россия, Беларусь, Казахстан и
Кыргызстан), было распространено радиостанцией “Свобода” 16 сентября. 18
сентября газета “Известия” опубликовала на эту тему статью. Подобные статьи
напечатаны “Независимой газетой”, газетой “Вечерний Бишкек” и другими
средствами массовой информации. Международная организация “Репортеры без
границ” направила Президенту Казахстана письмо, в котором выражается
“беспокойство по поводу проблем, с которыми сталкивается корреспондент
“Известий” в Казахстане Владимир Ардаев”.
Сентябрь, 17-18. В Алма-Ате начался судебный процесс по иску корреспондента
казахской службы радиостанции “Свобода” Батырхана Даринбета (Даринбетова) к
городскому управлению внутренних дел. Иск подан в ответ на действия милиции
5 июля 1996 года, когда журналист был задержан на несколько часов на месте
предполагаемого несанкционированного митинга и более 7 часов находился в
отделении милиции. Батырхан Даринбет посчитал действия милиции незаконными и
оценил свой иск в 6 миллионов тенге (примерно 88235 долларов США). Заседание
закончилось 18 сентября: суд признал УВД Алма-Аты виновным и удовлетворил
иск в размере 10 тысяч тенге (около 200 долларов США).
КИРГИЗИЯ
Сентябрь, 4. В брифинг-зале государственного информационного агентства
“Кабар” состоялась встреча руководителей средств массовой информации с
пресс-секретарем Президента Кыргызстана Каныбеком Иманалиевым, на которой
обсуждалась проблема налогообложения средств массовой информации. Журналисты
предупредили пресс-секретаря о своем намерении провести забастовку в знак
протеста, если порядок налогообложения, принятый в новом налоговом кодексе,
не будет изменен. В N 23 газеты “Аалам” было опубликовано обращение главных
редакторов 16-ти газет Кыргызстана к Президенту Акаеву, в котором изложена
просьба изменить налоговую политику. Ответа Президента пока не последовало.
Сентябрь, 6. Во время пикетирования посольства США членами
незарегистрированной организации “Патриотическое движение Кыргызстана”,
протестовавших против бомбардировки США территории Ирака, около 11 часов
утра сотрудники службы безопасности посольства вначале потребовали от
корреспондентов газеты “Вечерний Бишкек” прекратить фотосъемку, а затем,
когда журналисты, пытаясь предотвратить инцидент, покинули прилегающую к
посольству территорию, нагнали их на бульваре Эркиндик и, применив силу,
отобрали у журналистов Юрия Груздова и Сергея Медведева фотокамеру. Во время
нападения Сергею Медведеву выламывали руки, а Юрия Груздова оттолкнули в
сторону. Журналисты пытались выяснить, кто отдал приказ препятствовать
работе журналистов, но никто из сотрудников посольства не дал объяснений.
Тем не менее, когда журналисты вернулись к зданию посольства, камеру им
вернули. 9 сентября в газете “Вечерний Бишкек” была опубликована статья
“Бандформирование под звездно-полосатым флагом?”, в которой приведены
подробности инцидента. 17 сентября под рубрикой “Возвращаясь к
напечатанному” вышла статья “Даешь сердечные контакты”, в которой
процитировано письмо посла США в Кыргызстане Айлин Меллой, уверяющее, что
посольство готово сотрудничать с прессой, а также сожалеет по поводу
случившегося инцидента. Тем не менее, редакция не удовлетворилась ответом,
так как из письма не ясно, наказаны ли виновники нападения на журналистов.
Сентябрь, 12. По сообщению Кыргызско-американского бюро по правам человека
и соблюдению законности, решением суда г.Джалал-Абада выходящая на
киргизском языке газета “Мафия икс” закрыта на основании заявления
областного управления юстиции, которое считает, что газета “допускает
эротические описания в публикуемых материалах”. В качестве эксперта суд
пригласил главного редактора газеты областной администрации. Однако
учредитель газеты (ассоциация крестьянских хозяйств “Адыл”) считает, что
решение суда стало итогом конкурентной борьбы со стороны управления юстиции,
так как жена начальника управления Э.Кожакматова является учредителем другой
частной газеты “Мыйзам”.
Сентябрь, 19. Бишкекский городской суд удовлетворил кассационную жалобу
представителя газеты “Комсомольская правда” в Кыргызстане. В июле этого года
суд Первомайского района Бишкека обязал газету освободить занимаемое ею
помещение, однако истец, некто Калмурзаев, как оказалось, незаконно
претендовал на помещение представительства газеты. Дело вновь отправлено в
суд Первомайского района.
МОЛДАВИЯ
Сентябрь, 16. Заместитель Генерального прокурора Молдовы Ион Заставницкий
потребовал начать в суде сектора “Чентру” Кишинева процесс против
руководства независимого агентства “Basa-press”. Поводом послужила
информация об инциденте в Министерстве обороны республики. Законодательство
Молдовы предусматривает наложение крупного денежного штрафа за
распространение ложной информации.
Сентябрь, 24. Союз журналистов Молдовы исключил из своих рядов главного
редактора газеты “Молдова суверанэ” Андрея Хропотинского, мотивируя это
“неоднократным нарушением норм профессиональной морали и этики” и ссылаясь
на пункт 10/2 Устава Союза журналистов. Эта акция последовала после
публикации в газете копии “секретного письма” МИД Румынии в МИД России о
сотрудничестве, в котором якобы говорится, что размещение российских ПВО на
территории Молдовы не будет вызывать протеста Румынии, если российский МИД
не будет обращать внимание на процесс интеграции Молдовы и Румынии. Оба
внешнеполитических ведомства отрицают причастность к этому письму, однако
Андрей Хропотинский объясняет публикацию как постановку общественно значимой
проблемы.
РОССИЯ
Сентябрь. В течение сентября были ограблены два фирменных киоска газеты
“Комсомольская правда” в Воронеже. По этим фактам прокуратурой Центрального
района Воронежа возбуждены уголовные дела, однако уже известно, что
незадолго до нападений к продавцам киосков подходили сотрудники милиции,
которые предлагали установить сигнализацию.
Сентябрь. Газета “Северный Кавказ” (Нальчик) сообщила о “намеренном
лишении” финансирования газеты “Вести Дигории” администрацией Дигорского
района Северной Осетии, что привело к финансовому краху газеты.
Сентябрь, 1. Программа “Новости” Общественного российского телевидения
сообщила о нарушении правил проведения избирательной кампании по выборам
главы администрации Самары “Самарской газетой”, которая за три дня до
голосования опубликовала данные социологического опроса.
Сентябрь, 2. Префект Западного административного округа Москвы Алексей
Брячихин объявил о намерении подать иск к газете “Коммерсант-Daily”, поводом
для которого послужила статья “Поиски эффектного собеседника”, в которой
автор Борис Бойко “поставил префекта в двусмысленное и некорректное
положение”. Ранее, 30 июля, Алексей Брячихин направил в редакцию газеты
письмо, в котором потребовал опубликовать опровержение, предупредив, что “в
противном случае обратиться в суд”.
Сентябрь, 3. Начальник Дальневосточного управления Комитета РФ по печати
Вячеслав Савченко направил в суд г.Спасск-Дальний Приморского края исковое
заявление, в котором требует признать свидетельство о регистрации N Л 0176
газеты “Наш путь”, учредителем которой выступил комитет Спасской организации
КПРФ, недействительным. Поводом послужило то обстоятельство, что устав
газеты не был утвержден учредителем газеты.
Сентябрь, 3. Бутырский межмуниципальный суд Москвы удовлетворил иск мэра
Москвы Юрия Лужкова к “Новой ежедневной газете”, которая опубликовала 14
февраля 1996 года статью “Герой-любовник не прошел”, в которой Юрий Лужков
усмотрел сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию. Суд
обязал газету опубликовать опровержение и взыскал в пользу Юрия Лужкова 2
миллиона рублей.
Сентябрь, 5. Еженедельник “Общая газета” опубликовала заметку своего
волгоградского корреспондента, в которой сообщается, что скончавшийся в июне
1995 года в отделении милиции корреспондент волгоградской газеты “Красное
слово” Александр Коноваленко был убит, а не умер, как сообщала милиция, в
результате падения со стула. Прокуратурой, после изучения данных
расследования, этот факт расценен как “убийство по неосторожности”. Судья
Центрального района Волгограда Галина Мун вернула дело в прокуратуру, считая
расследование дела не завершенным.
Сентябрь, 5-18. После появления в газете “Российские вести” статьи
Александра Губанова “Не тому монаху, не той аудитории…”, главный редактор
газеты “Правда” Александр Ильин опубликовал в “Российских вестях” статью, в
которой разъяснил, что газета “Правда-5″ не имеет отношения к газете
“Правда”, несмотря на то, что она публикует рядом с логотипом ордена,
принадлежащие “Правде”. Газету “Правда-5″ Александр Ильин назвал “ряженой”,
не имеющей никакого отношения к “истинной “Правде”. 12 сентября Судебная
палата по информационным спорам при Президенте РФ вынесла решение N 15 (98),
согласно которому действия учредителя газеты “Правда” АОЗТ “Правда
интернешнл” признаны нарушающими права подписчиков, ее редакции и
учредителя, противоречат ряду статей Закона РФ “О средствах массовой
информации”, расценив действия АОЗТ как незаконные. Судебная палата также
расценила распространение газеты “Правда-5″ вместо газеты “Правда” как
недопустимое. В ответ газета “Правда-5″ опубликовала 14 сентября
редакционную статью “Двойной стриптиз товарища А.Ильина”.
Сентябрь, 6. По сообщению барнаульского информационного агентства
“Банфакс”, Алтайское антимонопольное управление подало иск против ряда
краевых средств массовой информации, среди которых – газеты “Вечерний
Барнаул”, “Алтайская неделя”, телекомпания “Вечер”, посчитав распространение
рекламы о посещении Барнаула шаманом Сибири Оюна-Батыра “недобросовестной”.
Поводом послужило то обстоятельство, что у народного врачевателя не было
барнаульской лицензии, что противоречит закону “Об охране здоровья граждан”.
По предписанию антимонопольного управления средства массовой информации
должны опубликовать антирекламу шамана.
Сентябрь, 6. Служба охраны издательства “Пресса” потребовала от сотрудников
газет “Правда”, “Сельская жизнь”, “Советская Россия”, “Комсомольская
правда”, Сельская жизнь”, “Российская газета”, журналов “Работница”,
“Здоровье” и других покинуть помещение, так как поступил анонимный звонок о
заложенной в здание бомбы. Взрывного устройства обнаружено не было.
Сентябрь, 7. Корреспондент воронежского информационного агентства
“Интеллектуальная служба информации” Дмитрий Песков подвергся нападению
сотрудника ОМОНа на Театральной площади в Москве, когда он снимал
видеокамерой выступление лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Сотрудник ОМОНа
разбил камеру журналиста, объяснив, что в день празднования Дня города мэр
Москвы запретил снимать торжество без специального разрешения.
Сентябрь, 7. По сообщению газеты “Правда Севера” (Архангельск), редактор
газеты “Вельские вести” Николай Кононов, сославшись на устное распоряжение
главы администрации района Павла Боровикова, запретил на страницах упоминать
демократическое объединение “Важский край”. На собрании объединения была
создана комиссия, которой поручено опротестовать в суде введение в газете
цензуры и обратиться за поддержкой к демократической общественности области
и к центральным средствам массовой инфомации.
Сентябрь, 9. После выхода в эфир радиостанции г.Пушкино (Ленинградская
область) 25 октября 1995 года интервью с корреспондентом газеты “Вечерний
Петербург” Анной Осиповой, которая рассказала о конфликте между главным
врачом и уволенным сотрудником больницы им.Семаго. 27 октября того же года в
радиопрограмме было передано опровержение и принесены извинения за ошибочную
информацию, прозвучавшую в интервью, назначено рассмотрение кассационной
жалобы. В июле 1996 года Пушкинский федеральный суд удовлетворил требования
заместителя главного врача больницы Ирины Балагуровой и взыскал с редакции
Пушкинского радио 1 миллион рублей и с Анны Осиповой 500 тысяч рублей.
Сентябрь, 10. Журналисты, прибывшие в г. Волжский на заседание Ассоциации
местных властей Волгоградской области (общественная организация, в которую
входят главы администраций городов области), были без объяснений удалены из
зала заседания.
Сентябрь, 10-11. Народный артист СССР Иосиф Кобзон заявил в интервью
радиостанции “Эхо Москвы” о том, что он намерен подать в суд на еженедельник
“Мегаполис-Экспресс” и его главного редактора Владимира Волина в связи с
публикацией в N 35 статьи, в которой он обвиняется в связях с преступным
миром. Владимир Волин, в свою очередь, объяснил в интервью радиостанции, а
также в программе “Времечко” (телекомпания АТВ), что редакция располагает
подтверждающими информацию газеты документами, которые находятся в
Бруклинском федеральном суде Нью-Йорка.
Сентябрь, 11. Газета “Красное знамя” (Сыктывкар) опубликовала письмо
технического директора ОАО “Связь” Республики Коми В.Пляченко, в котором он
объясняет причины закрытия телепрограммы “Телекурьер”: “Администрация ОАО
“Связь” в своих действиях руководствуется Постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N 1359 “О лицензировании
телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области
телевизионного и радиовещания в Российской Федерации”, согласно которому АО
“Аврора” обязано получить лицензию на теле- и радиовещание в Федеральной
службе России по телевидению и радиовещанию. Договор, заключенный АО
“Аврора” с Сыктывкарским радиотелевизионным передающим центром (РТПЦ),
недействителен, так как РТПЦ не имеет договоренности от ОАО “Связь” на
заключение договоров…” Главный редактор и ведущий программы “Телекурьер”
Н.Моисеев назвал справку руководителя ОАО “Связь” предвзятой, считая, что
документ “оправдывает запрет на телеэфир”, так как РТПЦ заключал и заключает
договоры со всеми, кто нуждается в его услугах. Отсутствие лицензии, как
заявил Н.Моисеев, не мешает работать сыктывкарскому ПТО “Третий канал” или
ухтинскому каналу “НЭП-Плюс”, которым не предъявляются претензии.
Сентябрь, 11. Учащиеся, преподаватели и члены родительского комитета
медресе “Мухаммадия” (Казань) провели акцию протеста против действий
инвестиционной компании “Крис”, потребовав освободить здание, где, в
частности, находится редакция крупнейшего в Татарстане еженедельника “Крис”,
и в котором до 1917 года размещалось медресе. Ранее Кабинет министров
республики принял решение о передаче здания медресе, однако компания
отказывается выполнять правительственное постановление.
Сентябрь, 12. Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга начал
рассмотрение искового заявления командующего Северным Флотом адмирала Олега
Ерофеева о защите чести и достоинства к вице-адмиралу Евгению Чернову и
газете “Час пик”. Поводом послужило опубликованное в газете заявление
вице-адмирала Чернова о том, что дело арестованного сотрудника норвежской
экологической организации “Беллуна”, капитана 1-го ранга в отставке
Александра Никитина, обвиняемого в измене Родине, является местью со стороны
командующего СФ. В связи с неявкой истца судебное заседание перенесено на 14
января 1997 года.
Сентябрь, 12. После публикации в газете “Тамбовская жизнь” статьи Евгения
Гуршумова, в которой содержались сведения о пресс-конференции начальника
управления по борьбе с организованной преступностью УВД Тамбовской области
В.Джураева, пресс-службой мэрии в газету было направлено опровержение
опубликованных сведений, в том числе и тех, которые задевают честь и
достоинство мэра Тамбова Владимира Коваля. Не дожидаясь истечения
10-дневного срока, предусмотренного Законом РФ “О средствах массовой
информации”, пресс-служба мэрии направила еще одно опровержение, которое
было опубликовано 20 сентября в газете “Город на Цне”. 21 сентября газета
“Тамбовская жизнь” опубликовала заявление пресс-службы УВД Тамбовской
области, в котором газета обвинена в “развернутой в связи с предстоящими
выборами кампании клеветы”, а также в выполнении “политического заказа”.
Сентябрь, 13. Государственный газетный комплекс Санкт-Петербурга
приостановил выпуск двух городских газет – “Вечерний Петербург” и “Смена”.
По сообщению агентства “Интерфакс”, это связано с долгами газет своему
издателю – государственному газетному комплексу. Администрация комплекса
предупредила также о выплате долгов газеты “Час пик” и “Невское время”.
Газета “Час пик” опубликовала статью, в которой ситуация связывается с
выбором нового губернатора города Владимира Яковлева, который таким образом
оказывает давление на прессу. Городское законодательное собрание приняло
закон “Об оказании финансовой поддержки средствам массовой информации”,
однако в число дотируемых газет не попал “Час пик”.
Сентябрь, 14. “Независимая газета” опубликовала открытое письмо группы
руководителей государственных радиостанций “Радио России”, “Орфей”, “Голос
России”, “Юность-молодежный канал”, “Маяк” и “Радио-1″ к Председателю
правительства РФ Виктору Черномырдину, в котором говорится о критическом
состоянии финансирования государственного радиовещания.
Сентябрь, 15. Еженедельник “Московские новости” опубликовал статью своего
израильского корреспондента, в которой говорится о публикациях в газете
“Маарив”, в которых приводятся сведения о мотивах убийства в Москве одного
из руководителей Общественного российского телевидения Олега Слабынько,
который стал жертвой, как утверждается в газете “Маарив”, “рекламной мафии”.
Автор еженедельника “Московские новости” считает публикации в израильской
газете надуманными.
Сентябрь, 15-17. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко, выступая
17 сентября в Москве на пресс-конференции, отрицательно отозвался об
освещении его деятельности в средствах массовой информации и назвал
публикации в газете “Известия” о проблемах Приморья “стопроцентной ложью”.
Ранее, 15 сентября в программе “Зеркало” Российского телевидения он назвал
публикации “травлей”.
Сентябрь, 17. Газета “Владивосток” опубликовала постановление Думы
Приморского края (N 429 от 23 августа 1996 г.), в котором потребовала от
руководства Общественного российского телевидения отозвать специальных
корреспондентов ОРТ Михаила Вознесенского и Анну Обоносимову “как
журналистов, необъективно и предвзято освещающих социально-экономическую и
политическую ситуацию в Приморье”.
Сентябрь, 17. В здании Невского федерального суда Санкт-Петербурга
сотрудниками милиции задержан и доставлен в 10-е отделение милиции
фотокорреспондент Юрий Файнберг, который выполнял редакционное задание
журнала “Огонек”. Поводом для задержания и допроса послужил тот факт, что до
начала процесса над бывшим заместителем мэра С.-Петербурга по торговле Львом
Савенковым, журналист сфотографировал в коридоре судью Г.Шустикова. В тот же
день Невский суд постановил наложить на Файнберга административный штраф за
неуважение к суду. В тот же день не были допущены в зал заседаний суда
корреспондент газеты “Вести” Александр Евдокимов и внештатный корреспондент
русской службы Би-би-си (Великобритания) Владимир Ковалев. Секретарь суда
сообщил журналистам, что запрет исходит от председателя суда, хотя процесс
слушается в открытом заседании.
Сентябрь, 17. В Орле намечено проведение судебного процесса по делу
главного редактора газеты “Центральная Россия” Евгения Чернова, который
обвиняется в клевете на губернатора Орловской области, председателя Совета
Федерации РФ Егора Строева. Уголовное дело возбудила областная прокуратура,
обвинив его в искажении информации о растрате взносов вкладчиков.
Сентябрь, 17. После пресс-конференции, проведенной в С.-Петербургском Доме
журналистов кандидатом в губернаторы Ленинградской области Вадимом Густовым,
председатель комитета по средствам массовой информации правительства области
Юрий Третьяков отобрал кассеты с записью у корреспондентов радиостанции
“Гадара” и областной телерадиокомпании.
Сентябрь, 17. В Волгограде на улице Хорошева у своего дома вечером был
избит фотокорреспондент газеты “Городские новости” Владимир Аксенов, у
которого были похищены фотоаппарат “Nicon” и два сменных объектива.
Нападавшие были одеты в милицейскую форму. 19 сентября по заявлению Аксенова
было возбуждено уголовное дело, но 24 сентября журналист сам отозвал свое
заявление, мотивируя это тем, что, во-первых, у него нет свидетелей,
во-вторых, он был нетрезвым. По другим данным, отзыв заявления связан с тем,
что нападавшие были сотрудниками ОМОНа, которые угрожали Аксенову, если он
будет настаивать на расследовании.
Сентябрь, 18. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
рассмотрела обращение Главной военной прокуратуры России по поводу
публикации 2 июля в газете “Комсомольская правда” статьи “Генералов будут
увольнять повзводно”. В статье, в частности, рассказывается о готовящихся
увольнениях среди высших чиновников Министерства обороны, а также обвиняется
Главная военная прокуратура и лично ее руководитель Валентин Паничев.
Судебная палата рекомендовала газете опубликовать официальное опровержение,
присланное в газету Главной военной прокуратурой еще в июле. Иск Главной
военной прокуратуры к газете “Комсомольская правда” находится на
рассмотрении Савеловского межмуниципального суда.
Сентябрь, 18. По сообщению журнала “Огонек”, сотрудник администрации
Президента Татарстана потребовал от редакции газеты “Казанское время”
остановить выпуск очередного номера и изъять одну из статей.
Сентябрь, 18. Трое неизвестных недалеко от редакции газеты “Лимонка” (2-ая
Фрунзенская улица в Москве) избили главного редактора этой газеты, лидера
Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова (Савенко). По словам
пресс-службы этой партии, у Э.Лимонова “сломан нос и разбито лицо”, а
нападение связано с публикациями газеты, в которых резкой критике
подверглась деятельность секретаря Совета безопасности РФ Александра Лебедя
по урегулированию конфликта в Чечне.
Сентябрь, 19. Московская областная “Народная газета” опубликовала интервью
с начальником Главного управления уголовного розыска МВД России Иваном
Храповым, который заверил, что “раскроем и убийство Листьева. Я как раз
считаю это дело не безнадежным”. “Народная газета” также сообщила о
расследовании журналиста Геннадия Жаворонкова, который пришел к выводу, что
так называемый “грузинский” след оказался в деле Листьева ложным.
Сентябрь, 19. По сообщению эксперта Фонда защиты гласности, пресс-секретарь
комитете по средствам массовой информации Санкт-Петербурга Юрий Макров на
заседании с пресс-секретарями правительства Санкт-Петербурга заявил о
необходимости ограничить контакты представителей мэрии с журналистами. По
его словам, чиновники позволяют себе высказывать слишком много личных
комментариев, в связи с чем Юрий Макров предложил использовать
трехступенчатую систему освещения событий, при которой на первом этапе
выдается только короткая информация о событии, а комментарии допускаются
только после подробного информирования.
Сентябрь, 19. По улице Миля в московском районе Жулебино обнаружено тело
убитого корреспондента объединенной редакции газеты и журнала “Благодатная
семья” (Южно-Сахалинск) Ким Ен Чана с семью ножевыми ранениями. Журналист
был временно зарегистрирован в подмосковном городе Пушкино.
Сентябрь, 19. По сообщению “Независимой газеты”, Санкт-Петербургский центр
гендерных проблем при поддержке женских организаций города подал иск к
русскому изданию журнала “Плейбой” иск о возмещении морального ущерба в
пользу государства. Поводом для иска стала публикация нескольких
исторических персонажей-женщин в откровенных сексуальных ракурсах.
Сентябрь, 19. После публикации в региональном приложении к газете
“Советская Россия” статьи Петра Бычкова (автор работает пресс-секретарем
Ростовской межбанковской валютной биржи) “Сережу убил ельцинизм”,
посвященной выборам главы администрации Ростовской области, от руководства
Ростовской биржи потребовали увольнения Бычкова, мотивируя это тем, что он
не имел права подписывать статью с указанием своей должности.
Сентябрь, 20. Газета “Красное знамя” опубликовала информацию о предложении
депутата Государственного Совета Республики Коми, журналиста Н.Моисеева
внести на рассмотрение заседания комитета по социальной политике проекта
постановления “О взаимоотношениях органов государственной власти и
независимых средств массовой информации”, в котором, например, рекомендуется
считать недопустимыми факты ущемления свободы средств массовой информации со
стороны должностных лиц государственных органов и организаций. Н.Моисеев
также предложил создать депутатскую группу с привлечением в ее состав
юристов и журналистов, которой необходимо поручить проверку фактов
преследования за критику газеты “Красное знамя” и отлучение от эфира его
самого, как ведущего телепрограммы “Телекурьер”.
Сентябрь, 23. Сотрудники московского журнала “Профсоюзы” не смогли попасть
на работу, поскольку генеральный директор “Профиздата” В.Соловьев
распорядился ввести новые образцы пропусков, потребовав от сотрудников
журнала уплатить за их выдачу 15 тысяч рублей.
Сентябрь, 23. У подъезда собственного дома избит журналист газеты
“Лимонка”, член политсовета Национал-большевистской партии Игорь Минин. В
пресс-службе партии сообщили радиостанции “Эхо Москвы”, что нападавшие
ударили журналиста сзади по голове тяжелым предметом, после чего он потерял
сознание. Очнувшись Минин обнаружил, что исчезли его диктофон и текст
статьи. В пресс-службе НБП также сообщили, что расценивают нападение как
совершенное по политическим мотивам, поскольку на него есть досье в ФСБ, в
котором также имеется домашний адрес.
Сентябрь, 24. Американский комитет защиты журналистов распространил
пресс-релиз, в котором изложены факты преследования главного редактора
башкирской газеты “Вечерний Нефтекамск” Эдуарда Хуснутдинова.
Сентябрь, 24. По сообщению агентства “Европейско-азиатские новости”,
ижевские журналисты не согласны с проектом закона Удмуртской республики о
средствах массовой информации, который разрабатывается в настоящее время
депутатами республиканского парламента. В соответствии с законопроектом,
министерство печати и информации Удмуртии может штрафовать редакции газет и
журналов республики “за допущенные ошибки”, что противоречит Закону РФ “О
средствах массовой информации”, в котором правом наказания СМИ наделены
исключительно суды.
Сентябрь, 25. В Нижнем Новгороде ограблена квартира популярного
тележурналиста, ведущего шоу-программы областной студии ННТВ Илья Ластова.
Мотивы нападения неизвестны.
Сентябрь, 25. Журналисты двенадцати нижегородских средств массовой
информации, прибывшие освещать приезд губернатора Нижегородской области
Бориса Немцова на завод “Лазурь”, не были допущены на территорию завода.
Председатель независимого профсоюза заявил, что пресса не будет допущена,
поскольку “одна из телекомпаний позволила себе необъективное освещение
событий на “Лазури”, хотя ни название телекомпании, ни имен журналистов не
было названо. После встречи с профсоюзными лидерами Борис Немцов расценил
инцидент как нарушающий право граждан на информацию и свидетельствующий о
слабости позиции профсоюзов.
Сентябрь, 25-26. 25 сентября в прямом эфире передачи краевого радио “Час
обеденного перерыва”, комментируя передачу радиостанции “Радио Владивосток”,
в которой радиослушатели высказывали критику в адрес администрации и в
которой участвовали обозреватель радиостанции Валентина Воронова и главный
редактор владивостокской газеты “Красное знамя” Владимир Шкрабов, глава
администрации Владивостока Константин Толстошеин, заявил, что “Шкрабову и
Вороновой все это обернется сторицей”. Директор ЗАО “Радио Владивосток”
Дмитрий Брюзгин направил в связи с этим письмо заместителю начальника
Приморского УВД Юрию Орленко, в котором расценил слова Константина
Толстошеина как угрозу в адрес журналистов.
Сентябрь, 26. По заявлению Центральной избирательной комиссии РФ в Судебной
палате по информационным спорам при Президенте РФ состоялось рассмотрение
дела о “фальшивых сведениях о призывах газеты “Трудовая Россия”
бойкотировать президентские выборы”. Лидер РКРП Виктор Тюлькин обратился в
Центризбирком с заявлением, что его партия не имеет никакого отношения к
изданию этого номера газеты, а Судебная палата обратилась в МВД и
Государственный комитет РФ по печати для выяснения обстоятельств издания
номера газеты. Известно, что “фальшивый” номер не был напечатан в той
типографии, где обычно тиражируется газета “Трудовая Россия”.
Сентябрь, 26. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
признала неправомерными и представляющими собой форму давления на СМИ
действия руководителя администрации главы Республики Коми Алексея Гришина в
отношении независимой газеты “Красное знамя” и обратилась к главе республики
с рекомендацией “привлечь руководителя администрации к строгой
дисциплинарной ответственности”. Поводом для конфликта стала публикация 5
апреля статьи “Одним Сан-Суси, другим – лапу соси”, после чего руководитель
администрации главы Коми рекомендовал главам администраций городов и районов
республики подать иски на газету.
Сентябрь, 27. У станции метро “Московская” в Санкт-Петербурге совершено
нападение на корреспондента службы расследований издательского дома “Шанс”
Александра Позднякова, у которого нападавшие отобрали дипломат с
документами. Нападавшие были пойманы, ими оказались жители Мурманска. По
факту нападения возбуждено уголовное дело по ст. 145 УК РСФСР – “грабеж”.
Сентябрь, 28. Председатель Союза журналистов России В.Богданов, Президент
Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) М.Шищигин, Президент Ассоциации
книгораспространителей независимых государств В.Сластененко и Президент
Межрегиональной ассоциации полиграфистов Б.Кузьмин опубликовали в газете
“Российские вести” заявление, в котором выражают протест против вынесения на
рассмотрение Государственной Думой проекта Правительства РФ Федерального
Закона “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской
Федерации о налогах”. Как отмечается в заявлении, эти изменения “по существу
равносильны отмене Федерального закона “О государственной поддержке средств
массовой информации и книгоиздания Российской Федерации”, так как
выхолащивают его экономическую основу – налоговые льготы”. Авторы также
обращаются к депутатам Государственной Думы РФ с просьбой отклонить
представленный Правительством проект “в части касающейся СМИ и книгоиздания,
как наносящий непоправимый ущерб российской культуре”.
Сентябрь, 30. Неизвестные, взломав оконную решетку в помещении
компьютерного центра журнала “Международная жизнь” (Москва), похитили часть
оборудования.
Сентябрь, 30. Еженедельник “Новая газета – Понедельник” опубликовала
заявление редколлегии, в котором говорится об угрозах, в отношении
корреспондента еженедельника Сергея Смирнова, Александра Минкина, а также
консультанта газеты майор Измайлова.
НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И ПРЕССЫ, ОСВЕЩАЮЩИХ СОБЫТИЯ В ЧЕЧНЕ
Сентябрь, 3. Решение об отмене запланированной акции в поддержку мирных
инициатив в Чечне объявили руководители нескольких средств массовой
информации, среди которых – “Общая газета”, “Известия”, “Труд”, “Московский
комсомолец”, радиостанция “Эхо Москвы” и других, которые были инициаторами
этой акции. Свое решение они объяснили тем, что в Чечне “обозначился
реальный поворот к миру”. Тем не менее, представители нескольких
общественных организаций не согласились с этим решением и намерены провести
акцию в назначенное ранее время.
Сентябрь, 4. Глава Чеченской республики Доку Завгаев, по сообщению
радиостанции “Радио России”, подал исковое заявление в суд, в котором
обвинил газету “Известия” (статья “Мир и перемирие”,3 сентября) в клевете.
Сентябрь, 4. Агентство “Интерфакс”, со ссылкой на источник в Генеральном
штабе Вооруженных Сил России, сообщило о решении реформировать управление
информации и военной политики МО РФ, отдел референтов и консультантов, отдел
по связям с информационными структурами государственных органов власти, а
также информационно-аналитический центр. На базе упраздненных структур к 15
ноября планируется создать пресс-службу МО. По словам представителя
Генерального Штаба, министр обороны “И.Родионов считает, что в сегодняшних
условиях информационные службы имеют большое значение даже в структуре
военного ведомства…”
Сентябрь, 6. “Независимая газета” опубликовала заявление Центра
общественных связей ФСБ РФ, в котором ЦОС “благодарит всех журналистов,
объективно и взвешенно осветивших происходившие события” в Грозном в начале
августа.
Сентябрь, 11. Координационный совет движения и Федеральный совет партии
“Демократическая Россия” распространили заявление, касающееся ситуации
вокруг последних действий секретаря Совета безопасности Александра Лебедя. В
нем, в частности, говорится: “… нас волнует порою подстрекательский тон и
смысл некоторых публикаций в СМИ, разжигающих настроения капитулянтства и
пораженчества и, как следствие, страсти реванша…”
Сентябрь, 12. Секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь выразил
недоумение публикацией его интервью в журнале “Штерн” (Германия), в котором
содержались утверждения о том, что Александр Лебедь выступает за отставку
Бориса Ельцина. Секретарь Совета безопасности заявил, что журнал исказил его
слова, отметив, что “у “Штерна” будут неприятности”.
Сентябрь, 19. Газета “Московский комсомолец” опубликовала статью своего
корреспондента Олега Базака, в котором говорится об инциденте, происшедшем
на проводимом в Одессе съезде вайнахских диаспор. По требованию делегатов
съезда из зала были выдворены корреспонденты газеты “Московский комсомолец”
и радиостанции “Радио-Ностальжи”, обвиненные в провокации.
Сентябрь, 25. Газета “Известия” опубликовала заявление пресс-службы
секретаря Совета безопасности РФ, в котором говорится: “Завтра, 26 сентября,
в газете “Известия” ожидается публикация О.Лациса, которая явилась
результатом его краткой беседы с секретарем Совета безопасности РФ
А.Лебедем. К сожалению, вопреки предварительной договоренности ни упомянутый
автор, ни лично главный редактор газеты И.Голембиовский не сочли нужным
ознакомить А.Лебедя, пресс-службу Совета безопасности РФ с текстом или хотя
бы с изложением содержания данной публикации, которая была адаптирована
редакцией самостоятельно. Пресс-служба Совета безопасности РФ расценивает
это не только как оскорбительный жест в свой адрес, но и как явное нарушение
журналистской этики. В этой связи обращаемся к коллегам-журналистам с
настоятельной просьбой не следовать дурному примеру”. Журналист Отто Лацис
прокомментировал заявление, отметив, что предварительной договоренности
предоставить Александру Лебедю подготовленный к печати текст интервью не
было.
Сентябрь, 26. В Московском городском суде под председательством судьи
Татьяны Губановой начался процесс по делу Валерии Новодворской, обвиненной в
разжигании национальной розни после ее публикаций в 1993-94 годах. Однако
постановление о возбуждении уголовного дела против Новодворской было
вынесено только в сентябре 1995 года. Сама Новодворская, а также адвокат
Генри Резник не исключают, что возбуждение уголовного дела связано с более
поздними акциями, относящимися к конфликту в Чечне. Адвокат Генри Резник
заявил на суде ходатайство об отводе эксперта Рощина, более 20
проработавшего в КГБ СССР. На суде также были представлены мнения
писательницы Татьяны Бек и журналиста Лукницкого, а также психосоциолога
Могуна. Требование адвоката по отводу Рощина от дела было отклонено. В
заявлении Русского ПЕН-центра, приобщено к делу, в котором, в частности,
процесс над Новодворской сравнивается “с политическими процессами недавнего
тоталитарного прошлого”. Однако прокурор А.Лыкин потребовал не допускать в
выступлениях политических выпадов, на что Генри Резник заявил, что
“Новодворскую судят за ее антикоммунистические и антифашистские выступления.
Создается прецедент привлечения за литературную форму, за художественное
творчество, ибо статьи Новодворской представляют собой
художественно-публицистические этюды”. Суд также отклонил просьбу адвоката
отменить решение о подписке о невыезде Новодворской. 27 сентября судебное
заседание было отменено из-за анонимного звонка по поводу якобы заложенной в
здании суда бомбы. В тот же день был распространен текст письма редактора
Эстонского телевидения (ЭТВ) Наталии Яльвисте, автора передачи
“Pikapaevaruhm”, в котором выражается удивление по поводу того, что
высказывания Новодворской в передаче ЭСТ инкриминируют ей как разжигание
межнациональной розни. 30 сентября Новодворская отказалась от показаний по
поводу своих статей и интервью Эстонскому телевидению. В тот же день судья
огласила протоколы допросов, в которых содержались вопросы, подтверждающие
“чеченский” мотив уголовного дела, в частности, “Вы действительно собирали
деньги на покупку оружия для Дудаева?”
Сентябрь, 26. Около 14:30 на улице Мира в Грозном двое вооруженных людей в
масках под угрозой применения оружия принудили сесть в машину и увезли в
неизвестном направлении главного редактора газеты “Республика” Наталью
Васенину. По сообщению газеты “Комсомольская правда”, Наталью Васенину
“увезли на допрос”, однако неизвестно, кого представляли вооруженные люди.
Со ссылкой на Тимура Музаева сообщается, что командующий чеченскими
вооруженными формированиями Аслан Масхадов отдал приказ заняться поиском
Васениной, поскольку, как предполагается, это дело рук не подчиняющихся ни
федеральным войскам, ни чеченским вооруженным силам групп так называемых
“индейцев”, которые могут запросить за Васенину выкуп. Американский комитет
защиты журналистов направил Президенту России Борису Ельцину письмо протеста
в связи с похищением Васениной.
УКРАИНА
Сентябрь, 9. Национал-патриотические движения Харькова провели
пикетирование областной администрации, протестуя против перекоммутации
каналов Общественного российского телевидения. Пикетчики держали в руках
плакаты: “Харьков – не российская провинция”, “Остановить русификацию
областного телевидения”. В тот же день краевая организация Народного Руха
распространила обращение, в котором говорится, что “перекоммутация каналов
лишит население региона украинских передач, которые становятся все более
привлекательными”, а действия областной администрации в обращении
расценивается как “покушение на национальное информационное пространство
Украины”.
Сентябрь, 11. У дверей редакции газеты “Алуштинский вестник” (Республика
Крым) неизвестными избит ее главный редактор Николай Маркетов, который
считает, что нападение связано с политическими взглядами журналиста.
Конфедерация журналистских союзов направила председателю Алуштинского
горисполкома Борису Калядину письмо в связи с этим инцидентом.
Сентябрь, 14. В Киеве несколько неизвестных позвонили в квартиру
корреспондента независимой телекомпании “Нова мова” Владимира Скачко, и,
ворвавшись, жестоко избили его. Нападавшие попытались сымитировать
ограбление, прихватив с собой несколько открыто лежащих предметов – диктофон
и наручные часы. Журналист с тяжелым сотрясением мозга доставлен в
реанимацию. Предполагется, что причиной нападения мог стать комментарий
Владимира Скачко, транслировавшийся по первому каналу национального
телевидения, в котором он расценил газетные публикации, направленные против
премьер-министра Украины Лазаренко, как “антиправительственные”.
Корреспондент “Независимой газеты” отмечает, что “в Киеве считают, что
публикации могли быть “заказаны” администрацией Президента Украины”.
Сентябрь, 16. Прокуратурой Херсонской области возбуждено уголовное дело по
факту избиения сотрудниками отряда специального назначения “Беркут” МВД
Украины корреспондента газеты “Свобода” Анатолия Дикого. Спецназовцы избили
журналиста за то, что он протирал мокрой тряпкой колеса своей машины. Свои
действия они мотивировали тем, что Херсонским городским советом запрещено
очищать колеса автотранспорта таким образом. Жена журналиста попыталась
сфотографировать нападение, но сотрудники спецподразделения сбили ее с ног и
разбили фотоаппарат.
Сентябрь, 18. По сообщению российского телевизионного агентства “Телескоп”,
Министерство иностранных дел России направило ноту протеста руководству
Украины в связи с несоблюдением международных соглашений в области
информационного обмена и деятельности средств массовой информации. Основной
причиной этого стало решение украинских властей ужесточить правила продажи
российских и русскоязычных газет на территории Украины. МИД России также
указал на недопустимость “физического воздействия” на российских
журналистов, упомянув один из последних фактов – избиение корреспондентов
телекомпании НТВ в Севастополе. В ноте говорится также о действиях
Гостелерадио Украины в отношении сокращения приема на территории страны
программ российских каналов ОРТ и РТВ.
Сентябрь, 18. Около собственной квартиры в Киеве неизвестными жестоко избит
главный редактор газеты “Сельские вести” Иван Спондаренко.
Правоохранительные органы считают, что нападение совершено “по хулиганским
мотивам”, однако журналисты редакции убеждены, что инцидент имеет
политическую подоплеку. В частности, газета опубликовала в последнее время
несколько материалов, в которых критиковалась деятельность главы
администрации президента Украины Дмитрия Табачника.
Сентябрь, 19. По сообщению российской радиостанции “Маяк”, Генеральная
прокуратура Украины возбудила уголовное дело против радиопрограммы “Журнал
УНСО”, которая оскорбила Президента Беларуси Александра Лукашенко.
Сентябрь, 20. Газета “Крымская правда” опубликовала письмо председателя
партии Гражданский конгресс Украины Александра Базилюка к международной
организации “Репортеры без границ”. В письме, в частности, говорится о
“тотальном контроле за работой средств массовой информации”, о “развернутой
кампании по вытеснению российских СМИ”, об увеличении платы за получение
патента на распространение зарубежной прессы и других мерах, принимаемых
властями Украины для подавления прессы.
Сентябрь, 22. Владелец частного банка в Ивано-Франковске Анатолий Прут
подал иск газете “Галичина” по поводу публикации ложных материалов, в
которых он обвинялся в незаконных валютных операциях и махинациях с
нефтепродуктами.
Сентябрь, 30. Со ссылкой на львовскую газету “Украинский путь”, российское
агентство “ИМА-пресс” сообщило, что в тамбуре электропоезда казачьим
сотником Анатолием Пириком был избит кировоградский пенсионер Зима за то,
что продавал газеты коммунистической ориентации – “Горькая правда” и
“Коммунист Кировограда”. Газета сообщила также, что у распространителя
сломаны два ребра.