МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: ОКТЯБРЬ’96.

Публикуемые данные основаны на сообщениях периодической печати,
правозащитных организаций и журналистов,
а также агентства “Экспресс-Хроника”.
АЗЕРБАЙДЖАН
Октябрь. Посол Азербайджана в России Рамиз Рзаев подал в суд на еженедельник
“Собеседник”, который опубликовал заметку “Имеет ли посол шанс попасть в
вытрезвитель”, в которой шла речь об алкогольных пристрастиях посла. Статья
с аналогичным содержанием была также опубликована в газете “Правда-5″.
Октябрь, 4. Председатель лезгинского национального центра “Самур” Али Мусаев
распространил заявление, в котором выражено недовольство публикациями в
прессе Азербайджана, посвященными лезгинской проблеме.
Октябрь, 8. Газета “Йени мусават” сообщила об изъятии из продажи в городе
Гянджа номера от 27 сентября, в котором была опубликована критическая статья
в адрес городских властей.
Октябрь, 17. Газета “Аврасия” сообщила о завершении четырехмесячного
процесса по иску одного из лидеров Демократической партии Азербайджана
Гурбана Мамедова к газете “Мухалифат”: Мамедов, в частности, обвинен в
связях с КГБ. Суд вынес решение, согласно которому газета оштрафована на 85
миллионов манатов (около 20 тысяч долларов США), а также обязана
опубликовать в 10-дневный срок извинения. Редакция газеты “Мухалифат” подала
кассационную жалобу в городской суд Баку.
Октябрь, 26. Бакинская газета “Зеркало” опубликовала статью А.Бабаханова, в
которой он проанализировал проект Закона Азербайджанской Республики “О
государственной тайне”. Автор, в частности, сообщает, что в случае
утверждения Закона, в разряд засекреченной может попасть вся информация об
общественно-политической, экономической или социальной жизни, например,
данные о количестве безработных. Проект Закона также запрещает
распространение информации о деятельности промышленности, транспорта, связи,
о бюджетной и финансовой политике государства. В статье приводятся слова
главного редактора газеты “Нахчыван” Р.Джабиева, который считает, что если
законопроект будет принят, то журналистам уже не о чем будет писать. В свою
очередь, как сообщается в статье, руководители силовых министерств
Азербайджана назвали законопроект хорошим.
Октябрь, 29. После публикации статьи “Массовый голод в Азербайджане”, газета
“Миллят” получила официальное предупреждение Министерства юстиции о
возможном принятии в ее отношении жестких мер. Министерство посчитало
публикацию как фальсификацию событий, ставящей целью дестабилизировать
политическую обстановку в Азербайджане. Министерство посчитало также, что
газета нарушила ст. 4 Закона “О печати” – “Недопущение злоупотребления
свободой слова”.
Октябрь, 30. Корреспондент газеты “Мухалифат” Нателла Байрамова на своей
пресс-конференции рассказала об усилившемся со стороны властей давлении на
нее и двух ее братьев. После публикации Нателлой Байрамовой статьи
“Нахчыванские зарисовки”, ее братья – Фахриддин и Суджаддин Байрамовы были
арестованы 17 октября и задержаны на 15 суток. На пресс-конференции главный
редактор газеты С.Османоглу сообщил, что Министерство печати информации
Азербайджана направило газете официальное предупреждение о возможном её
закрытии.
АРМЕНИЯ
Октябрь. Руководитель аппарата Национального Собрания Ашот Антинян заявил в
своих публикациях в газетах “Айастани Анрапетутюн” и “Айк”, что газеты
“Голос Армении” и “Молорак” публикуют “провокационные материалы”, что
является “уголовно наказуемым деянием”. Министерство юстиции отказалось
предпринимать какие-либо акции против обвиненных газет, не найдя нарушений
законодательства Армении.
Октябрь, 7-26. После публикации 7 октября интервью Президента Армении Левона
Тер-Петросяна чешской газете “Tyden”, 15 октября армянская служба
радиостанции “Свобода” распространила текст интервью, а 25 октября
независимое агентство “Ноян топан”, со ссылкой на радиостанцию,
распространило текст по своим каналам, и 26 октября оно появилось в местной
печати. В тот же день пресс-служба Президента направила руководству
агентства заявление, в котором говорится, что распространенный текст был
сокращен и искажен и потребовало, чтобы агентство распространило текст
интервью, который был напечатан в правительственной газете “Республика
Армения”.
Октябрь, 11. Независимая газета “Молорак” распространила информацию о том,
что министром информации Армении Грачьи Тамразяном было отдано распоряжение
государственной организации по распространению газет “Ай мамул” о
прекращении перечисления денег, вырученных за продажу газеты “Молорак”. В
связи с этим редакция газеты не может расплатиться за типографские услуги.
Официального объяснения пока не поступало.
БЕЛОРУССИЯ
Октябрь. По сообщению российского еженедельника “Завтра”, Президент Беларуси
Александр Лукашенко направил Президенту Украины Леониду Кучме официальный
запрос по поводу деятельности радиостанции УНА-УНСО, которая выходит в эфир
на средних волнах на территории Беларуси.
Октябрь, 1-23. На пресс-конференции в Гродненском облисполкоме руководитель
городской программы “Радио НБК” заявила о невозможности выхода в эфир.
Обычно “Радио НБК” выходило по понедельникам, средам и пятницам с 14:00 до
14:30 во время перерыва в передачах республиканского радио. Официальная
версия закрытия радио – задолженность оплаты за аренду помещения, однако по
мнению сотрудников, радио наказано за то, что в эфире прозвучали цитаты из
заявления председателя Верховного Совета Беларуси Семена Шарецкого об
“угрозе фашизма в Беларуси”.
Октябрь, 3. “Народная газета” опубликовала статью председателя
Конституционного суда Беларуси Валерия Тихини, который привел аргументы
против проведения референдума по поправкам к Конституции: “…Прежде всего
потому, что государством (вопреки требованиям статьи 33 Конституции) сегодня
монополизированы почти все основные средства массовой информации и
законопослушные граждане получают тщательно дозированную и одностороннюю
информацию о проектах Конституции. В этом легко убедиться, просмотрев
ежедневную программу Белорусского телевидения “Референдум: откровенный
разговор”, прослушав любую передачу Белорусского радио и прочитав любую
публикацию в государственных газетах, посвященных референдуму”. В тот же
день председатель Центральной избирательной комиссии Виктор Гончар заявил на
своей пресс-конференции в Минске, что Национальная телерадиокомпания не
выполнила часть постановления Центризбиркома, в котором речь идет о равных
возможностях для агитации по вопросам, вынесенным на всенародное обсуждение.
По этой причине в Генеральную прокуратуру было направлено представление о
привлечении к административной ответственности председателя
телерадиокомпании.
Октябрь, 3. Первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Валерий
Цепкало сообщил на своем брифинге об обращении в МИД посла США в Беларуси
Кеннета Яловица с просьбой призвать белорусские средства массовой информации
не показывать деятельность иностранных дипломатов в негативном плане и
воздерживаться впредь от имевших место оскорблений в адрес некоторых послов.
Октябрь, 8. Депутат Верховного Совета Беларуси Ольга Абрамова потребовала
сатисфакции от национальной телерадиокомпании. Об этом она объявила на
пресс-конференции, потребовав извинений в течении десяти дней. Если этого не
произойдет, депутат намерена обратиться в суд. С 25 по 27 сентября Ольга
Абрамова находилась в Киеве, где участвовала в работе заседания группы
проекта нераспространения ядерного оружия, представляя Республику Беларусь.
26 сентября в программе “Панарама”, со ссылкой на руководителя секретариата
ВС Валерия Драко, был передан текст, в котором среди отсутствующих на
заседании ВС была названа и Ольга Абрамова, однако в комментарии не было
ничего сказано об уважительной причине.
Октябрь, 10. По данным агентства “БелаПАН” директор белорусского бюро
межгосударственной телерадиокомпании “Мир” Иван Пашкевич обратился к
председателю Верховного Совета Беларуси с просьбой отменить решение о
лишении аккредитации сотрудников Белорусского радио и телевидения.
Октябрь, 14. На пресс-конференции, состоявшейся в Москве, главные редакторы
газет “Народная воля” – Иосиф Середич, “Белорусская деловая газета” – Петр
Марцев, “Свабода” – Игорь Герменчук, а также политолог Анатолий Майсеня
заявили о попытках администрации Президента Лукашенко задушить независимую
прессу Беларуси, используя “экономический механизм”. Большинство изданий
вынуждены печататься за пределами страны, поскольку вся полиграфическая база
в республике монополизирована государством и отказывает оппозиционным
газетам в предоставлении своих услуг. Редакциям независимых газет приходится
также искать альтернативные пути распространения изданий. По словам Иосифа
Середича, белорусские суды завалены исками подписчиков газеты “Народная
воля”, не получающим по вине Министерства связи эту газету.
Октябрь, 15. Запланировано заседание Конституционного суда, который должен
рассмотреть ворос о соответствиии Конституции и законодательству Беларуси
указа Президента Лукашенко о назначении Михаила Шиманского главным
редактором и одновременно директором закрытого акционерного общества
“Народная газета”. Стало также известно, что Генеральная прокуратура
Беларуси по результатам проверки признала, что собрание трудового
коллектива, послужившее поводом для реорганизации газеты (“Народная газета”
– орган Верховного Совета Беларуси), неправомочно.
Октябрь, 17. Член Президентского (Бориса Ельцина) совета Андраник Мигранян
заявил в Санкт-Петербурге, что “журналисты, обслуживающие российские СМИ в
Белоруссии, демонизируя образ президента Лукашенко, действуют против
интересов России”. Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, это, по словам
Миграняна, объясняется отчасти тем, что большинство из журналистов
“принадлежат к Народному фронту Беларуси, многие параллельно подрабатывают
на радио “Свобода”, “Немецкой волне”, “Ассошиэйтед пресс”, на Би-би-си,
выполняя политический заказ”.
Октябрь, 17. Заместитель Министра иностранных дел Беларуси Иван Антонович на
своей пресс-конференции в Минске обвинил российские средства массовой
информации, в первую очередь, ОРТ, ВГТРК “Россия” и НТВ, в неуважительном
отношении к Президенту Беларуси.
Октябрь, 17-18. Конституционный суд Беларуси признал несоответствующим
Конституции республики указ Президента Лукашенко N 233 от 28 июня 1996 г. “О
реорганизации редакции “Народной газеты”, а также принятый в его уточнение
указ N 422 от 14 октября 1996г. Оба указа суд признал утратившими силу с
момента их подписания. Еженедельник “Свободные новости плюс” опубликовал 18
октября “Открытое письмо к читателям “Народной газеты”. И не только им”, в
котором 20 сотрудников “Народной газеты” отмежевались от статьи “Пятое
измерение Геннадия Карпенко”, опубликованной в “Народной газете” 2 октября
1996 г., в которой содержались порочащие вице-спикера Карпенко факты. В
письме журналисты отметили, что в конфликте двух ветвей власти “заложниками
ситуации становятся пресса, электронные СМИ, которые все чаще превращаются в
полигоны грязных политических разборок”.
Октябрь, 18. Суд Ленинского района г. Гродно отложил рассмотрение иска
Государственного комитета по печати Беларуси о закрытии газеты “Пагоня”,
приняв письменную просьбу заместителя председателя Госкомпечати Пригодича.
Как выяснилось, сотрудники Госкомпечати в настоящее время заняты проверкой
деятельности “Народной газеты”.
Октябрь, 19-21. Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на
Всебелорусском народном собрании, обвинил белорусские независимые и
оппозиционные, российские и другие зарубежные средства массовой информации в
том, что они “куплены” и публикуют “враждебные” статьи.
За два часа до начала Всебелорусского народного собрания руководитель службы
безопасности Президента полковник Ю.Бородич встретился с корреспондентами
ВГТРК “Россия” Леонидом Свиридовым и телекомпании НТВ – Александром
Ступниковым, которым было заявлено, что решение о лишении их аккредитации на
этом собрании, принятое ранее, неправильно. Однако корреспонденту ОРТ Павлу
Шеремету так и не было разрешено снимать репортаж с этого собрания. Тем не
менее, прямая трансляция собрания велась, кроме каналов Национального
телевидения, также по каналам, по которым обычно транслируются программы
ОРТ, ВГТРК “Россия” и НТВ. Также было отказано в аккредитации корреспонденту
газеты “Народная воля”: очередной номер газеты вышел с белым пятном на
полосе, на которой планировалось напечатать репортаж с собрания. 20 октября
при входе в здание Дворца спорта один из сотрудников охраны разорвал
аккредитационное удостоверение у корреспондента ВГТРК “Россия” Леонида
Свиридова, когда съемочная группа ВГТРК снимала инцидент, связанный с тем,
что сотрудники охраны не хотели пропускать в здание бывшего министра
иностранных дел, депутата Верховного Совета Беларуси Петра Кравченко.
Позднее от имени руководителя службы безопасности Президента Ю.Бородича
Леониду Свиридову были принесены извинения. На своей пресс-конференции в
Минске председатель комиссии ВС по международным делам Петр Кравченко
сообщил, что сотрудники охраны угрожали журналистам разбить камеру.
Октябрь, 22. На пресс-конференции в Москве лидеры молодежного крыла
Белорусского Народного фронта заявили, что в республике идет подавление
инакомыслия, сообщив также, что за последнее время в Минске были “закрыты
три независимые белорусскоязычные радиостанции, а все независимые печатные
издания подвергаются политическим и экономическим репрессиям. На
государственном телевидении идет постоянная и одностронняя пропаганда
позиций президента и шельмование оппонентов”.
Октябрь, 22-24. Вице-спикер Верховного Совета Беларуси Геннадий Карпенко и
председатель подкомиссии ВС по средствам массовой информации Александр
Добровольский попытались представить коллективу “Народной газеты”
назначенного ВС нового главного редактора Леонида Юнчика, однако назначенный
указом Президента Лукашенко главный редактор Михаил Шиманский заявил, что он
не уйдет со своего поста, пока Президент не примет соответствующего решения.
“Народная газета” формально является органом Верховного Совета, однако
Президент Лукашенко, в нарушение устава, подписал указ об акционировании
этой газеты и назначении главным редактором Михаила Шиманского. 23 октября
трудовой коллектив “Народной газеты” опубликовал открытое письмо Президенту,
председателю ВС и Генеральному прокурору Беларуси, в котором просят
“…совместными усилиями в срочном порядке найти правовой выход из данной
ситуации и необходимый компромисс в соответствии с законом и
Конституцией…” 24 октября “Народная газета” опубликовала обращение
заместителя главы администрации Президента Владимира Заметалина к главному
редактору “Народной газеты”, в котором говорится, что “Указ президента РБ о
назначении директором открытого акционерного общества главного редактора
газеты “Народной газета” является обязательным для исполнения и не входит в
компетенцию рассмотрения Конституционным судом…” 29 октября председатель
ВС Семен Шарецкий выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что
“Верховный Совет будет до конца отстаивать законность и права членов
трудового коллектива газеты, учредителем которой он является”. С 24 октября
усилена охрана и пропускной режим Дома печати в Минске, что эксперт Фонда
защиты гласности расценивает как своеобразную акцию после попыток Верховного
Совета востановить свой статус в “Народной газете”.
Октябрь, 23-28. “Народная газета” опубликовала статью главного редактора
журнала “Беларуская думка” В.Величко, в которой он обвинил президента
Белорусской ассоциации журналистов Жанну Литвину в очернительстве во время
ее выступления на встрече журналистов стран СНГ в Санкт-Петербурге.
Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов направил в редакцию
“Народной газеты” письмо, в котором опроверг высказывания В.Величко, а также
потребовал от редакции опубликовать текст своего письма.
Октябрь, 23. По личному указанию Президента Беларуси Лукашенко службой
охраны не были допущены к месту сварки “золотого шва” газопровода “Ямал –
Западная Европа” аккредитованные АО “Газпром” съемочные группы ОРТ, ВГТРК
“Россия” и телекомпании НТВ.
Октябрь, 25. Еженедельник “Белоруссия” сообщил со ссылкой на председателя
подкомиссии Верховного Совета по СМИ Александра Добровольского о решении
Первомайского суда Минска оштрафовать председателя государственной
телерадиокомпании Григория Киселя на 5 миллионов белорусских рублей за
невыполнение им постановления ВС о создании на Белорусском телевидении
программы “Парламентский час”.
Октябрь, 28. Корреспондентский пункт ОРТ в Минске получил письмо,
подписанное директором телерадиоцентра Георгием Чубатом, в котором, “в связи
с реконструкцией здания телецентра”, предписано освободить занимаемое
корпунктом ОРТ помещение до 10 ноября. Согласно договору об аренде, его
действие заканчивается 31 декабря, а об одностороннем его прекращении
стороны обязаны сообщить за месяц. По мнению заведующего корпунктом Павла
Шеремета, причина не в ремонте здания, а скорее всего в том, что рядом с
корпунктом запланировано переоборудование комнаты отдыха для Президента
Беларуси.
Октябрь, 30. Главный редактор газеты “Брестский курьер” Николай Александров
получил предупреждение прокурора Брестской области В.Любовицкого, в котором
по крайней мере шесть опубликованых материалов признаны нарушающими статью 5
Закона Беларуси “О печати и других средствах массовой информации”, поскольку
они, как отмечается в предупреждении, “разжигают социальную нетерпимость”. В
документе также говорится, что в случае продолжения нарушений прокуратура
предъявит иск о прекращении деятельности газеты.
Октябрь, 31. Газета “Комсомольская правда” сообщила о задержании в Могилеве
22-летнего учителя истории Владимира Лапцевича, который распространял текст
Всеобщей декларации прав человека. Сотрудники милиции объяснили задержание и
составление протокола (Лапцевич отказался его подписывать) тем, что он
занимался “распространением незарегистрированных печатных материалов и
нарушил общественный порядок”. Неподписанный протокол, тем не менее, передан
в суд, и Владимиру Лапцевичу угрожает крупный штраф или арест на 30 суток.
Октябрь, 31. Международная правозащитная организация “Reporters sans
frontieres” направила письмо Президенту Беларуси Александру Лукашенко, в
котором выражен протест против преследования газеты “Свабода”.
КАЗАХСТАН
Октябрь. Сотрудники милиции задержали съемочную группу независимой
телекомпании “Арай-TV” (г. Талдыкорган), когда журналисты пытались снять
репортаж о митинге пенсионеров у здания областной администрации.
Руководитель аппарата главы администрации Амангельды Сакенов приказал
милиционеров доставить к себе журналистов, пригрозив, что если те не придут,
телекомпанию закроют. В разговоре с журналистами он высказал свою точку
зрения по поводу требований пенсионеров, а также указал, каким образом
подавать материал в эфире. Через несколько дней пресс-секретарь главы
администрации Атсалим Идигов без объяснений выдворил съемочную группу
телекомпании с заседания коллегии областной администрации. Газета
“Казахстанская правда” сообщила также о том, что заместитель главы
Толдыкорганской области Калима Жазылбекова, курирующая средства массовой
информации, не пустила на встречу медицинских работников области с
заместителем премьер-министра И.Тасмагамбетовым корреспондента
“Казахстанской правды”.
Октябрь, 14. В Алма-Ате возле своего дома тремя неизвестными жестоко избит
корреспондент независимой телерадиокомпании “ТОТЕМ”, обозреватель
информационного агентства “ЛИД” Сергей Туник. Нападавшие не взяли ничего из
личных вещей журналиста, что позволяет судить о других причинах, нежели
обычное ограбление. Агентство “Вечерний Бишкек” предположило в своем
сообщении, что Сергей Туник подвергся нападению за критику в адрес местных
властей в своих репортажах, подготовленных для телекомпаний “Мир” и НТВ.
КИРГИЗИЯ
Октябрь, 11. В результате публикации в ошской газете “Ак-Буура” статьи “Путь
в рай” (N 126 от 2 августа 1996 г.), в которой рассказывалось о коммерческой
деятельности некоторых паломников, совершающих хадж в Мекку, автор статьи,
главный редактор газеты Рахим Карим уволился по собственному желанию.
Учредитель газеты, директор ошской областной типографии Мухтар Маматалиев,
утверждает, что на журналиста не оказывалось давления. Тем не менее, Рахим
Карим был подвергнут публичному осуждению во время пятничной молитвы в
соборной мечети Аль-Бухари. По информации газеты “Вечерний Бишкек” Рахим
Карим намеревался просить политического убежища в Узбекистане, однако
Кыргызско-американское бюро по правам человека и соблюдению законности не
подтверждает это сообщение.
Октябрь, 21. Заместитель главного редактора газеты “Res Publica” (Бишкек)
Бекташ Шамшиев по телефону был приглашен на допрос в качестве обвиняемого к
помощнику прокурора Первомайского района Бишкека Юрию Шугальскому. Поводом
послужила публикация комментария журналиста Александра Алянчикова по поводу
судебного процесса над руководителем государственного концерна “Кыргызалтын”
Дастаном Сарыгуловым. Бекташ Шамшиев был редактором номера газеты, в котором
опубликован материал Александра Алянчикова.
МОЛДАВИЯ
Октябрь, 3. Международная правозащитная организация “Reporters sans
frontieres” направила в адрес Генерального прокурора Молдовы протест в связи
с давлением, которое власти оказывают на генерального директора независимого
информационного агентства BASA-Press Валериу Рениту. В письме говорится, что
против Валериу Рениты заместитель Генерального прокурора Ион Заставницкий
возбудил дело за отказ раскрыть источник информации в Министерстве обороны
республики.
Октябрь, 24. В редакцию газеты “Молодежь Молдовы” явились два человека,
которые представились судебными исполнителями, однако в ответ на просьбу
сотрудников газеты предъявить документы отказались это сделать и вскоре
ушли. Главный редактор газеты Николай Рошка заявил корреспонденту газеты
“Кишиневские новости”, что газета постоянно подвергается преследованиям,
связанным с публикациями, критикующими Президента Молдовы.
РОССИЯ
Октябрь. Председатель избирательной комиссии Астраханской области
Е.Покровский направил в средства массовой информации письмо, в котором
обязал их опубликовать предвыборные программы кандидатов на должность главы
администрации области в связи с тем, что газеты “частично финансировались за
счет средств областного бюджета”.
Октябрь. В Воронежском областном суде начался процесс над группой убийц
журналистов Татьяны и Игоря Журавлевых. Супруги Журавлевы, представлявшие
газету “Комсомольская правда” в Воронеже, были ограблены и убиты в октябре
1994 года.
Октябрь, 1. Фотокорреспондент газеты “Молодой коммунар” (Воронеж) Сергей
Колесников был избит сотрудниками спецназа ВДВ, которые препятствовали
журналистам пройти на пресс-конференцию руководителя группы “Алиса”
Константина Кинчева, которую он намеревался провести после своего концерта в
воронежском цирке.
Октябрь, 2. Пресс-секретарь губернатора Орловской области Сергей Фефелов
заявил корреспонденту правозащитного агентства “Экспресс-Хроника” Эммануилу
Менделевичу, что присутствие журналиста на пикетировании пенсионерами здания
администрации “повредило” ему и обещанное интервью с губернатором Егором
Строевым не состоится.
Октябрь, 3. Кандидат в губернаторы Краснодарского края Евгений Харитонов на
своей пресс-конференции обвинил действующего губернатора Николая Егорова в
том, что он “заблокировал все СМИ, начиная от районных и кончая краевыми”.
По его словам, на радио и телевидении до 90 процентов времени отводится
рассказам о Николае Егорове, что ставит других кандидатов в невыгодное
положение.
Октябрь, 4. У двери квартиры журналиста газеты “Кузнецкий край” (Кемеровская
область) Василия Попка было взорвано устройство, в результате чего была
повреждена дверь и другое имущество. По данным регионального эксперта Фонда
защиты гласности, Василий Попок в последние годы занимался журналистскими
расследованиями, связанными с деятельностью бизнесменов и органов власти
Кемеровской области. Сообщается также, что ему неоднократно угрожали по
телефону и в записках. Сам Василий Попок расценивает теракт как действие,
рассчитанное на его “моральное подавление”.
Октябрь, 4. Краснокамский городской суд (Пермская область) частично
удовлетворил иск предпринимателя С.Вохмянина к газете “Краснокамская
звезда”. 11 июля газета опубликовала открытое письмо жителей одного из домов
города к главе городской администрации, в котором говорилось о нарушении
правил общежития и прав жильцов, связанных с деятельностью частного
магазина, принадлежащего С.Вохмянину. Иск о защите чести, достоинства и
деловой репутации предъявлен в размере 100 миллионов рублей. Суд обязал
газету опубликовать опровержение и выплатить истцу 1 миллион 500 тысяч
рублей. По сообщению эксперта Фонда защиты гласности, редакция газеты
намерена обжаловать решение суда в Пермском областном суде.
Октябрь, 6. Ведущий программы “Итоги” телекомпании НТВ Евгений Киселев
сообщил, что перед эфиром передачи в дежурное отделение милиции, охраняющее
здание телецентра “Останкино”, поступил анонимный звонок о якобы заложенной
бомбе. Киселев в связи с этим высказал предположение, что звонок имел цель
сорвать его программу.
Октябрь, 9. Высший арбитражный суд Республики Татарстан не удовлетворил
кассационную жалобу АО “Крис” и постановил выселить редакцию газеты “Крис”
из занимаемого ею помещения. По сообщению эксперта Фонда защиты гласности,
АО “Крис” намерено подать протест Генеральному прокурору республики.
Октябрь, 10. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
отложила вынесение решения по жалобе Александра Островского на телекомпанию
НТВ. Александр Островский выступает защитником девятнадцати журналистов
газеты “7 дней”, которые в судебном порядке требуют выплаты им положенной
зарплаты. Однако, по его мнению, программа “Итоги” телекомпании НТВ, освещая
конфликт, использовала недостоверные факты, унижающие его честь и
достоинство. Телекомпания с обвинениями не согласилась.
Октябрь, 10. Вечером по дороге с работы домой неизвестными был избит и
ограблен корреспондент газеты “Смена” (С.-Петербург) Алексей Орешкин.
Октябрь, 10. Около 21:00 заместитель главного редактора газеты “Петровский
курьер” (Красногвардейский район С.-Петербурга) Светлана Гаврилина была
задержана сотрудниками милиции и доставлена в 52-е отделение милиции, где
провела 15 часов в помещении для задержанных. Милиционеры отказались
объяснить причину задержания, запретив также журналистке сообщить о своем
местонахождении родным. Позднее милиционеры заявили, что поводом стали
нецензурные выражения, которые журналистка якобы адресовала милиционерам, а
также ее нетрезвое состояние. Утром 11 октября Гаврилина была доставлена в
суд Красногвардейского района, после чего журналистку отпустили.
Октябрь, 11. Из Владивостока в Москву, в Правительство РФ и аппарат
Президента РФ по факсовой связи был передан “специальный выпуск” газеты
“Арсеньевские вести”. Как сообщила в Фонд защиты гласности соредактор газеты
Татьяна Романенко, этот выпуск является фальшивым и редакция газеты не имеет
к нему никакого отношения. Судя по опубликованному в “спецвыпуске” интервью
мэра Владивостока Виктора Черепкова, фальшивый номер подготовлен оппонентами
мэра.
Октябрь, 11. Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, по
сообщению агентства “Интерфакс”, “не верит в успех расследования убийств
журналистов Холодова и Листьева”. В тот же день Генеральный прокурор РФ Юрий
Скуратов на встрече с коллективом “Российской газеты” заявил, что следствие
продвинулось вперед в расследовании убийств Холодова и Листьева, и у этих
уголовных дел “хорошая перспектива”. По сообщению агентства “Интерфакс”,
Юрий Скуратов провел совещание о ходе расследования 9 октября.
Октябрь, 11. Американский комитет защиты журналистов направил Президенту РФ
Борису Ельцину письмо, в котором выражена “тревога в связи с судебным
процессом против журналистки и политического активиста Валерии Новодворской,
обвиняемой по статье 74 УК РФ за разжигание межнациональной розни и унижение
достоинства русской нации”. В письме указывается, что выдвинутые против
Новодворской обвинения противоречат Всеобщей Декларации прав человека.
Октябрь, 12. Газета “Коммерсант-Daily”, со ссылкой на агентство финансовых
известий сообщила о намерении заместителя председателя Центрального банка
России Александра Потемкина подать иск о защите чести, достинства и деловой
репутации к газете “Московский комсомолец”, опубликовавшей статью “Россия в
Потемках”. В статье Александр Потемкин обвиняется во взяточничестве.
Октябрь, 12. Главный редактор телеканала КИТ (Кострома) Александр Цыпухин
рассказал газете “Костромские ведомости” об инциденте, в котором участвовали
заместитель председателя городского комитета по имуществу Олег Голубев,
несколько сотрудников комитета, а также сотрудники отряда охраны
правопорядка городской администрации, представившиеся членами некоей
комиссии. Не дождавшись руководителя телеканала Михаила Адрианова, члены
комиссии опечатали сейф, мотивируя это тем, что администрация города приняла
несколько решений, в том числе и о создании инвентаризационной комиссии и
проведении инвентаризации с целью принятия имущества телеканала в
собственность муниципалитетета Костромы. Только на следующий день прибывший
на телеканал начальник административно-правового управления городской
администрации Виктор Шершунов убедился в неправомерности действий побывавшей
накануне комиссии и распорядился снять печати с сейфа и дверей помещения
телеканала.
Октябрь, 13. Корреспондент “Радио России” Геннадий Цепулин не был допущен на
сессию Государственного совета Удмуртии после того, как депутаты приняли
решение на каждом заседании голосовать за предоставление права
присутствовать тому или иному журналисту.
Октябрь, 14. Сотрудники милиции и пожарной части Уфы оцепили здание, где
расположена редакция газеты “Отечество”, заявив, что в здание заложена
бомба. Через час после того, как милиционеры и пожарные покинули здание, не
обнаружив бомбу, сотрудники редакции не обнаружили весь тираж (10 тысяч
экземпляров) очередного номера газеты. По данным газеты, операция по
обезвреживанию бомбы была инсценирована для того, чтобы изъять тираж газеты,
в которой было опубликовано интервью депутата Государственной думы РФ от
Башкортостана Александра Аринина.
Октябрь, 14. Сотрудник пресс-службы Орловской областной администрации
Алексей Кондратенко заявил корреспонденту правозащитного агентства
“Экспресс-Хроника”, что “соответствующим государственным органам
рекомендовано отказать Орловской телевизионной компании “Орелинформ” в
выдаче лицензии”. О причинах такого решения администрации он не сообщил.
Октябрь, 15. Газета “Труд” опубликовала открытое письмо группы деятелей
российской культуры президенту РФ Борису Ельцину, в котором выражен протест
против закрытия 4-го канала Российского телевидения – “Российские
университеты”.
Октябрь, 16. Депутаты Государственной думы от КП РФ направили в Генеральную
прокуратуру и в Центризбирком запросы относительно достоверности фактов,
изложенных в статье “Протоколы кремлевских мудрецов”, опубликованной 10
октября в газете “Советская Россия”. В статье приведен документ, согласно
которому предвыборный штаб Бориса Ельцина с 20 апреля по 17 мая якобы
финансировал 159 специальных проектов.
Октябрь, 16. Неизвестные проникли в редакцию газеты “Добрый день” (Брянск) и
унесли компьютеры, используемые для набора газеты. Главный редактор газеты
Михаил Жмакин заявил корреспонденту агентства ИТАР-ТАСС, что ограбление
носит не уголовный, а политический характер, поскольку газета в последнее
время публиковала материалы о коррупции среди государственных чиновников, в
правоохранительных органах, критике подвергался губернатор Брянской области
Александр Семернев.
Октябрь, 17. Заместитель главного редактора газеты “Московский комсомолец”
Вадим Поэгли заявил радиостанции “Эхо Москвы”, что “все заявления
Генерального прокурора Юрия Скуратова о том, что убийц нашли, но в интересах
следствия нельзя раскрывать их фамилии, являются просто обманом
общественного мнения”. Центр информации и общественных связей Генеральной
прокуратуры РФ распространил сообщение следственной группы, занимающейся
расследованием убийства Дмитрия Холодова. В нем, в частности, говорится, что
“к сожалению, пока что изобличить участников злодеяния не удалось”, однако
“расследование убийства Д.Холодова будет продолжаться до тех пор, пока не
будут установлены все обстоятельства совершения этого преступления”.
Начальник Следственного управления Генеральной прокуратуры РФ Владимир
Казаков заявил агентству “Интерфакс”, что “способ расправы над журналистом
был избран не только для того, чтобы не допустить реализации имевшейся у
Д.Холодова информации, но и в качестве акции устрашения других журналистов”.
Октябрь, 18. Известный продюсер, помощник депутата Госдумы Александра
Черногорова – Андрей Разин подал исковое заявление к “Российской газете”,
усмотрев оскорбление в свой адрес в публикации статьи “Рулевым у нас может
быть каждый”, и потребовал компенсацию морального вреда в размере 1,5
миллиарда рублей.
Октябрь, 18. По сообщению агентства “Европейско-азиатские новости”, депутаты
г. Краснокамска (Пермская область) запретили местным тележурналистам
производить видесъемку в зале заседаний. Поводом стало неудовольствие одного
из депутатов, которому не понравилось его изображение в репортаже.
Октябрь, 18. Вечером решением пожарной части Курска был закрыт частный
телеканал “Твирс”, который накануне получил оплату за предвыборное
выступление кандидата в губернаторы Курской области Александра Руцкого.
Октябрь, 19. С эфира телеканала ВГТРК “Россия” снята передача “Совершенно
секретно”, в которой участвовал бывший начальник Службы охраны Президента РФ
Александр Коржаков.
Октябрь, 22. В подъезде собственного дома двое неизвестных напали на
журналиста ГТРК г. Норильска Аркадия Дунаева, избили его, отобрали паспорт и
ключи от квартиры, которую журналист снимает у своего коллеги Дениса
Терехова. Один из нападавших заявил Дунаеву: “Тебя убьют, и ты знаешь за
что”. Затем преступники ворвались в квартиру, избили Дениса Терехова и
ограбили его.
Октябрь, 22. По сообщению еженедельника “Тюмень-2000″, пресс-секретарь
Тюменской областной думы Анатолий Туринцев не допустил на заседание думы
корреспондентов А.Кононенко из еженедельника “Тюмень-2000″, С.Суразакова из
радиостанции “Радио-7″ и редактора газеты “Сибирский посад” В.Князева.
Редактору газеты “Сибирский посад” Анатолий Туринцев заявил, что
представителю газеты с маленьким тиражом делать в зале заседаний нечего.
Корреспонденту еженедельника “Тюмень-2000″ пресс-секретарь высказал
неудовольствие последней публикацией статьи “Дума в конвульсиях”, заявив
также, что это издание “читают одни старухи и тюменские жлобы, и в ней
работают одни дилетанты”.
Октябрь, 23. После публикации в газете “Петербург-Экспресс” статьи “Где
зарыт бандитский клад?”, в редакцию позвонил неизвестный, который,
представившись представителем “тамбовской группировки”, потребовал назвать
источник информации. Через некоторое время он опять позвонил, и вновь
получив отказ, сообщил, что “тамбовская братва” немедленно выезжает на
разборку. Журналисты были вынуждены обратиться за помощью к сотрудникам
Адмиралтейского ГУВД, которые установили охрану в редакции. По данным
эксперта Фонда защиты гласности, публикация статьи – своеобразный розыгрыш,
а факты, опубликованные в ней, – вымышленные.
Октябрь, 24. В межмуниципальном суде Москвы началось слушание дела по иску
Александра Любимова к газете “Известия”. Поводом стала публикация Ирины
Петровской, которая в статье “Один на один с $15 тыс.” привела рассказ
пресс-секретаря кандидата в Президенты России Владимира Брынцалова о том,
что Александр Любимов якобы получил 15 тысяч долларов за участие Брынцалова
в программе “Один на один”.
Октябрь, 24. Газета “Щит и меч”, орган МВД РФ, опубликовала статью
политолога Сергея Пыхтина “В смерти Листьева прошу винить TV”, в которой
излагается отношение к современной ситуации в СМИ России: “Свобода средств
массовой информации оборачивается для общества тем, что она убивает духовно,
нравственно”, “телевидение освобождает людей от памяти и культуры с самого
детского возраста”, “свобода СМИ – это ловушка не только для отдельного
человека, но ловушка для человечества”.
Октябрь, 24. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
предложила Госкомпечати вынести официальное предупреждение редакции газеты
“Подмосковные известия” в связи с публикацией ею 29 июня 1995 года статьи
“Некурортные мысли в разгар сезона”. Палатой было рассмотрено обращение
Меджлиса крымско-татарского народа, усмотревшего в публикации искажения
исторических фактов, связанных с выселением крымских татар из Крыма.
Октябрь, 24. На КПП Улу-Теляка, на границе Челябинской области и Республики
Башкортостан сотрудники милиции, вооруженные автоматами, остановили машину,
перевозившую из Златоуста тираж (5 тысяч экземпляров) газеты “Отечество”
(Уфа). Водителю машины милиционеры надели наручники, а затем, проведя обыск
машины, предъявили ведро, в котором находилось пять патронов от автомата
Калашникова. В уголовном розыске Иглинского района Башкортостана водителю
заявили, что он везет антигосударственную газету.
Октябрь, 24. По сообщению эксперта Фонда защиты гласности, председатель
Воронежской областной Думы, кандидат на пост губернатора области Иван
Шабанов провел встречу с редакторами районных газет, на которой был обсужден
проект Закона Воронежской области “О государственной поддержке средств
массовой информации и книгоиздательства”. Некоторые воронежские газеты
расценили встречу как давление на прессу в период предвыборной кампании,
что, в частности, подразумевалось во фразе Шабанова, которую привела газета
“Молодой коммунар”: “Поддерживаешь – хорошо, ушел в отпуск – тоже неплохо,
шаг в сторону – расстрел”.
Октябрь, 25. По сообщению еженедельника “Мегаполис-Экспресс”, корреспонденту
еженедельника Алене Снежинской позвонил неизвестный, который заявил: “Твоя
статья не понравилась определенным людям. Тебе предлагают 10 тысяч долларов
за то, чтобы ты написала опровержение, либо…” Второй звонок с таким же
предложением прозвучал через 5 минут. По предположению еженедельника, угрозы
в адрес журналистки связаны с публикацией ее статьи о группе “На-На”.
Октябрь, 27. Еженедельник “Московские новости” опубликовал статью своего
корреспондента Санобар Шерматовой, в которой она рассказала о существовании
в телекомпании НТВ некоего “черного списка” изданий, упоминание которых в
передачах телекомпании запрещено. Среди них – еженедельник “Московские
новости”. Санобар Шерматова выяснила это во время трансляции ее комментария
в программе “Сегодня”, когда она не увидела в титрах указания на место
работы – еженедельник “Московские новости”. В телекомпании ей сообщили о
существовании запрета.
Октябрь, 27. Тело заместителя генерального директора газеты “Вечерний
Петербург” Анатолия Тютинкова было обнаружено рыбаками на берегу Финского
залива недалеко от поселка Лахта, пригорода С-Петербурга. По мнению
судебно-медецинских экспертов, тело пролежало в воде около суток. По данным
Приморского РОВД, которое ведет расследование обстоятельств гибели
журналиста, при внешнем осмотре признаков насильственной смерти не
обнаружено. Корреспондент газеты “Сегодня” считает смерть журналиста
загадочной, так как он был обнаружен в нескольких километрах от яхт-клуба,
членом которого он являлся. Известно также, что Анатолий Тютинков
намеревался отправиться в залив на своей яхте, однако яхта была обнаружена
на приколе. 12 ноября главный редактор газеты “Вечерний Петербург” Владимир
Гронский направил в прокуратуру С.-Петербурга заявление с просьбой тщательно
изучить все материалы и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
Октябрь, 28. По информации агентства “Последние известия”, суд города Углича
отказал в иске о защите чести, достоинства и деловой репутации генерального
директора часового завода “Чайка” Вячеславу Лимонову к газете “Авангард”
(Владимирская область), которая опубликовала стихи, в которых, по мнению
Вячеслава Лимонова, затронута честь завода. Суд не нашел повода для
рассмотрения иска, посчитав стихи обычной критикой.
Октябрь, 29. При невыясненных обстоятельствах на дороге в одном из
микрорайонов Калуги был убит главный редактор газеты “Калуга вечерняя” Лев
Богомолов. Его тело со множественными переломами и тяжелой травмой головы
было найдено на обочине шоссе. Начато следствие, однако коллектив газеты
заявил о проведении собственного расследования.
Октябрь, 30. Судебная коллегия Верховного суда Республики Татарстан
рассмотрела кассационную жалобу заведующего редакцией газеты “Йолдыз”
Апамтовского района республики Асхата Залялиева на решение суда от 3
октября. Журналист предъявил иск к редактору газеты, в которой он работает,
Ф.Шарафуллину, считая неправомерным его приказ N 97 от 17 сентября,
объявляющий замечание журналисту за прогул. Залялиев находился 16 сентября
на митинге жителей района у здания районной администрации, что главный
редактор расценил как прогул и, по его словам, журналист “совершил
самоуправство”. По убеждению Залялиева, главный редактор таким образом
поддержал стремление районной администрации “обезопасить” неудобного
журналиста. Верховный суд Татарстана оставил решение Апастовского суда без
изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Октябрь, 30. Во время съемки репортажа в пожарной части Кировского района
Иркутска, начальник части, майор, не назвавший свою фамилию, потребовал от
журналистов программы новостей независимой телекомпании “Аист” “убираться”,
пытаясь также отнять отснятую видеокассету, заявив, что съемка не была с ним
согласована. Журналист телекомпании Юлия Язовская сообщила эксперту Фонда
защиты гласности, что съемочная группа была приглашена рядовыми сотрудниками
пожарной части.
Октябрь, 30. Корреспонденты правозащитного еженедельника “Экспресс-Хроника”
и “Независимой газеты” в Казани не были приглашены на пресс-конференцию
премьер-министра Татарстана Фарида Мухаметшина, посвященную итогам его
визита во Францию. Журналисты отмечают, что неоднократно указывали на
нарушение законов пресс-секретарю премьер-министра Анвару Маликову, однако
их по-прежнему не приглашают на пресс-конференции официальных лиц
республики.
Октябрь, 31. Председатель Правительства России Виктор Черномырдин, выступая
на очередном заседании кабинета, предотерег руководителей ведомств от
“желания общаться друг с другом через прессу”, одновременно призвав
“говорить честно, потому что это наша работа, нам нечего скрывать”.
Октябрь, 31. С ножевой раной в груди в подземном переходе Краснооктябрьского
района Волгограда обнаружен труп редактора газеты “Трактир по пятницам”
Сергея Семисотова. По одной из версий, убийство совершенно с целью
ограбления, следствием прорабатываются и другие версии.
Октябрь, 31. Собеседование адвоката еженедельника “Аргументы и факты” с
Александром Цекало, представляющим дуэт “Академия”, не состоялось из-за
неявки представителя еженедельника. Тем не менее, судебное разбирательство
по иску дуэта “Академия” против еженедельника назначено в Бауманском суде
Москвы на 5 декабря. Дуэт посчитал публикацию в приложении “Я молодой”
еженедельника оскорбительной и подал исковое заявление против журналиста
Владимира Полупанова.
ТАДЖИКИСТАН
Октябрь, 3. Министерство обороны Таджикистана распространило заявление, в
котором средства массовой информации обвинены в передаче необъективной
информации о событиях в Тавильдаре. В заявлении не указываются конкретные
средства массовой информации.
УЗБЕКИСТАН
Октябрь, 3-4. По сообщению правозащитного агентства “Экспресс-Хроника”, на
состоявшемся в Ташкенте международном круглом столе “Средства массовой
информации в условиях демократизации”, который был организован Бюро по
демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Министерством иностранных
дел Узбекистана, национальной комиссией Узбекистана по делам ЮНЕСКО и
Институтом стратегических и межрегиональных исследований при президенте
Узбекистана, “некоторые выступавшие обвиняли российских журналистов в
“субъективном отражении процессов, происходящих в Узбекистане”, а также
отмечали жесткое давление на узбекские средства массовой информации со
стороны руководителей областей и районов. За несколько дней до открытия
круглого стола руководитель проекта “Социально-политическая устойчивость в
Республике Узбекистан” института стратегических и межрегиональных
исследований при президенте Узбекистана Сайфиддин Джураев заявил, что на
заседаниях будет уделено “серьезное внимание проблеме профессиональной этики
и защите конфиденциальных источников и сведений”. 3 октября исполнительный
директор правозащитной организации “Human Rights Watch/Helsinki” Холли А.
Картнер направила послу Одри Ф. Гловеру, возглавляющему Бюро демократических
институтов и прав человека ОБСЕ, письмо, в котором отмечается, что открытие
круглого стола “может создать впечатление, что ОБСЕ одобряет положение,
которое, на деле, вряд ли достойно международного одобрения…” В письме
также предлагается призвать правительство Узбекистана принять меры,
направленные на выполнение его внутренних и международных обязательств по
поддержанию свободы слова, а также защиту и помощь в развитии независимых
средств массовой информации.
Октябрь, 7. На состоявшейся в Москве пресс-конференции, посвященной
нарушениям прав человека в Узбекистане, в которой участвовали активисты
правозащитного движения Ядгор Обидов, Сафар Бекжан, Михаил Ардзинов и
Альберт Мусин, были отмечены факты нарушения принципов свободы слова. Ядгор
Обидов, в частности, заявил, что “цензура в Узбекистана хуже, чем при
Советской власти”.
Октябрь, 9. После публикации в сентябре в российской “Независимой газете”
нескольких материалов по Узбекистану, в редакцию поступило несколько
телеграмм из Ташкента и других районов республики, в которых “возмущенные
читатели” обвиняют “Независимую газету” в клевете. Публикуя изложение этих
телеграмм, “Независимая газета” отмечает, что в Узбекистан не поступает ни
один экзмепляр издания – ни по подписке, ни в розничную продажу. По
сообщению радиостанции “Маяк” (7 октября) , давление на “Независимую газету”
оказывает и российский МИД: министр Евгений Примаков позвонил главному
редактору Виталию Третьякову и попросил его “умерить антикаримовскую
критику”.
УКРАИНА
Октябрь, 8. Национально-демократические силы Украины направили в Верховный
Совет Украины совместное заявление, в котором говорится, что “Гостелерадио
Украины практически бесплатно передавало на телевидении все благоприятное
для коммерческих передач время иностранцам – телекомпаниям из Германии, США,
Великобритании и России”. Авторы заявления потребовали немедленно “отобрать
у иностранных телекомпаний предоставленное им время” и предложить им более
жесткие условия выхода в эфир.
Октябрь, 12. По сообщению российского правозащитного агентства
“Экспресс-Хроника”, в день, когда произошло покушение на главу администрации
Севастополя, сотрудники милиции, угрожая административным наказанием,
запрещали журналистам снимать на фото- и видеопленку место происшествия и
беседовать с очевидцами.