МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: НОЯБРЬ’96.

Публикуемые данные основаны на сообщениях периодической печати,
правозащитных организаций и журналистов,
а также агентства “Экспресс-Хроника”.
АЗЕРБАЙДЖАН
Ноябрь, 8. В редакции газеты “Мухалифат” проведена пресс-конференция, на
которой главный редактор газеты С. Османоглу сообщил о волне протеста против
решения Ясамальского районного суда г. Баку оштрафовать газету на 65,5
миллионов манатов (около 20 тысяч долларов США) за публикации, в которых
“содержалась клевета и оскорбление” одного из лидеров Демократической партии
Азербайджана Гурбана Мамедова. С.Османоглу отметил, что истец был незаконно
освобожден от уплаты государственной пошлины, составляющей 15 процентов от
суммы иска, в то время как газета не может собрать необходимые средства для
подачи кассационной жалобы. На пресс-конференции было также заявлено, что
если Бакинский городской суд откажется рассматривать жалобу, то журналисты
проведут пикет перед зданием суда. 10 ноября газета “Азадлыг” сообщила, что
Ясамальский районный суд освободил газету “Мухалифат” от уплаты
государственной пошлины в размере 5200 тысяч манатов (примерно 1209 долларов
США), необходимой для подачи кассационной жалобы в городской суд.
Ноябрь, 15. По сообщению газеты “Йени мусават”, после визита в Азербайджан
вице-президента Ирана руководство национального телевидения приняло решение
закрыть программу “Шахрияр”, рассказывавшую о творчестве поэтов и писателей
Южного (Иранского) Азербайджана.
Ноябрь, 16. Цензурой снята часть информации в газете “Азадлыг”, посвященная
Дню национальной независимости. В тот же день цензура изъяла статью о
судебном процессе по делу сотрудников отряда полиции особого назначения.
Правозащитный центр Азербайджана сообщает, что цензура все чаще требует
вместо снятых материалов помещать равные по объему другие статьи.
Ноябрь, 17-18. Во время разгона демонстрации на площади Физули в Баку была
задержана и доставлена в полицейский участок съемочная группа телекомпании
ANS. На площади Азадлыг, где собирался другой митинг, сотрудниками полиции
был избит корреспондент агентства “Туран” Топтыг Фархадоглу, которому
полицейские разбили очки и диктофон, разорвали одежду. 18 ноября Фархадоглу
заявил на своей пресс-конференции в газете “Азадлыг”, что он обратился с
заявлением к министру внутренних дел Рамилю Усубову, прокурору республики
Эльдару Гасанову и потребовал наказать виновных в его избиении. Он также
сообщил, что в избиении принимал личное участие начальник 39-го отделения
Сабаильского районного управления полиции Баку Хафиз Рзаев: “Я опознал его,
когда обратился в ближайший участок полиции, чтобы заявить о факте
нападения, и встретил этого человека за столом начальника полиции”. По
сообщению газет “Мухалифат” и “7 гюн”, недавно назначенный на должность
министра печати и информации Азербайджана Сирус Тебризли осудил факт
избиения Топтыга Фархадоглу. Министр внутренних дел Рамиль Усубов заявил
агентству “Туран”, что ему неизвестно о нападении и избиении журналиста,
поскольку ему не доложили о случившемся. 21 ноября министр МВД принял
директора агентства “Туран” Мехмана Алиева и Таптыга Фархадоглу, которым
выразил обеспокоенность случившимся, а также расценил инцидент как “выпад
против него лично, как шаг, направленный против азербайджанского государства
и полиции”. Министр пообещал принять меры для выявления и наказания лиц,
избивших журналиста.
Ноябрь, 25. По распоряжению председателя Главного управления по охране
государственных тайн в печати при Кабинете министров Азербайджана Джахангира
Илдырымзаде из готовящегося к печати номера газеты “Азадлыг” изъята статья
Эльчина Салджуга “Гейдар Алиев возвращается в партию “Йени Азербайджан”?”.
Как обычно, на месте изъятой статьи помещена карикатура.
Ноябрь, 25. Сотрудниками министерства безопасности Азербайджана на
собственной даче арестован по обвинению в измене родине (ст. 57 УК
Азербайджана) пресс-секретарь экс-президента республики Аяза Муталибова,
ныне заведующий отделом Института информатики и общественных проблем АН
Азербайджана Расим Агаев. При обыске сотрудниками спецслужб были
конфискованы охотничье ружье, зарегистрированное на другое имя, несколько
патронов к нему, фотографии Агаева с Муталибовым, квитанции телефонных
разговоров с абонентом в Москве. Супруга журналиста Сара Агаева сообщила,
что сотрудники министерства безопасности, проводившие обыск, заявили, что
Расим Агаев будет отпущен через 2-3 дня, однако этого не произошло. Обыск
был проведен также на даче зятя Агаева – Кямала Алиева. По сообщению
“Российской газеты”, Расиму Агаеву вменяют в вину участие в митингах
двухлетней давности.
БЕЛОРУССИЯ
Ноябрь, 2-8. Прокуратурой Московского района Минска по подозрению в
организации государственного переворота (ст. 186 п. 3 УК Республики
Белоруссия ;- “призывы к свержению конституционного строя”) выдана санкция
на арест корреспондента газеты “Здравый смысл” Тины Клыковской. Она и ее муж
– журналист Алесь Полонский были задержаны сотрудниками милиции у себя дома.
У них дома, якобы, были найдены листовки с призывом к насильственному
свержению правящего режима, а также инструкция по изготовлению и
использованию напалма. Алесь Полонский был отпущен через несколько часов.
Тина Клыковская – бывшая жена находящегося в заключении поэта и публициста
Славомира Адамовича, арестованного 22 апреля 1996 года и обвиняемого в связи
с публикацией стихотворения “Убей президента” в витебской газете “Выбор”.
Тина Клыковская после 72 часов его пребывания в камере следственного
изолятора освобождена 8 ноября. В последующие десять дней, как сообщает
эксперт Фонда защиты гласности в Белоруссии, следователь О. Дрозд допросил
несколько журналистов, после чего прекратил следствие ввиду отсутствия
состава преступления.
Ноябрь, 4-5. 4 ноября Государственный комитет по печати Белоруссии вынес еще
одно предупреждение в адрес газеты “Свабода” по поводу публикации 18 октября
докладной записки “О результатах выполнения распоряжения по подготовке сил и
средств к охране общественного порядка 19-20 октября 1996 г.”, адресованной
на имя заместителя командующего внутренними войсками начальником корпуса
охраны общественного порядка. В предупреждении сказано, что данная
публикация не соответствует действительности и является провокационной,
направленной на “разжигание вражды социальных групп и слоев общества”.
Генеральная прокуратура Белоруссии также вынесла официальное предупреждение.
5 ноября председатель Государственного комитета по печати Белоруссии
Владимир Бельский подал в Высший хозяйственный суд иск о закрытии
независимой газеты “Свабода”. Рассмотрение дела, по сообщению эксперта Фонда
защиты гласности в Белоруссии, было назначено на 12 ноября. Однако 12 ноября
суд перенес рассмотрение на 15 ноября, а затем вообще отложил дело на
неопределенное время.
Ноябрь, 5. Коллектив запрещенной властями станции “Радио 101,2″ вместе с
Белорусской ассоциацией независимых журналистов провел пикет на площади
Свободы в Минске. Организаторы пикета требовали возвращения эфира и
обеспечения свободы слова в Белоруссии.
Ноябрь, 12-13. Заместитель главного редактора Гомельского областного
телерадиообъединения Николай Горбачев был уволен за предоставление эфира
депутатам Верховного Совета Михаилу Вороновичу и Вячеславу Герасименко,
которые выразили негативное отношение к проводимому Президентом Лукашенко
референдуму.
Ноябрь, 13-14. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая в
Государственной думе РФ, подверг критике работу журналистов ОРТ и НТВ:
“…Мы за свободу прессы, но эта свобода не должна использоваться для
распространения дезинформации и клеветы. Последний пример в этой связи –
канал Общественного российского телевидения – действует беспардонно –
назначил своего представителя, даже не позаботившись о его аккредитации в
Белоруссии. Что это такое? И избрали человека на эту должность
националистически настроенного… А НТВ вообще доработалось – назначило
своим журналистом не гражданина Белоруссии, не гражданина России, а
гражданина, чего бы вы думали? – Израиля…” Информационные программы НТВ и
ОРТ показали в своих выпусках 14 ноября фотографии аккредитационных
удостоверений своих корреспондентов, выданных МИД Белоруссии. Фонд защиты
гласности распространил заявление, в котором выражен протест в связи с
выступлением Президента Лукашенко в Государственной думе РФ, , когда он
оскорбил корреспондентов российских телекомпаний ОРТ и НТВ: первого “лишив”
аккредитации, второго – приписыванием ему “неправильного” гражданства.
Ноябрь, 14. Радиостанция “Маяк” сообщила об интервью Александра Лукашенко по
поводу “тенденциозности и предвзятости” журналистов телекомпаний ОРТ и НТВ.
Он, в частности, сказал: “Не знаю, есть ли еще в мире примеры, когда СМИ
государства идут информационной войной против своего ближайшего
политического и экономического союзника и стратегического партнера”. По
словам Лукашенко, работа журналистов ОРТ и НТВ обсуждалась им на встрече с
главой администрации Президента России Анатолием Чубайсом. Глава
администрации Президента России в свою очередь заявил, что “пресса,
действительно, должна цивилизованно подходить к освещению событий… Это
общепринятая во всех цивилизованных странах норма этики… Требование вести
себя цивилизованно относится там и к властям, и к прессе…”
Ноябрь, 15. Президиум Верховного Совета Белоруссии принял обращение, в
котором, в частности, говорится:”…В центре Европы осуществляется страшный
эксперимент массированного воздействия на сознание и подсознание людей
монополизированными А.Г. Лукашенко СМИ. Граждане республики не имеют
возможности на осознанный и объективный выбор…” Это обращение было принято
после попытки группы депутатов во главе с председателем Верховного Совета
Белоруссии Семеном Шарецким пройти в здание национального телевидения.
Ноябрь, 16. В ночь на 16 ноября на КПП “Каменный лог” белорусско-литовской
границы белорусскими таможенниками был конфискован тираж газеты “Наша нива”,
в общей сложности 200 тысяч экземпляров. Публикации номера состояли из
дайджеста белорусской прессы критического содержания по отношению к
Президенту Александру Лукашенко. Был задержан сопровождавший тираж издатель
газеты Павел Жук. Формальным основанием задержания газеты стало то
обстоятельство, что пограничники посчитали газету листовками. В конфискации
принимали участие офицеры КГБ республики, велась съемка на видеокамеру. В
репортаже белорусского телевидения конфискованный, а затем и уничтоженный
тираж газет был назван “крупной партией антипрезидентских листовок”. В
репортаже корреспондента НТВ в Вильнюсе показано письмо, пришедшее в
типографию издательства “Лиетувас ритас” из администрации Александра
Лукашенко, в котором говорится, что отношения белорусских журналистов и
литовских издателей должны быть прекращены. Директор “Лиетувас ритас”
Вильмантас Стримайтис заявил, что эту просьбу он проигнорировал. В этой
типографии печатаются несколько независимых белорусских газет, в том числе и
“Наша нива”.
Ноябрь, 17. Белорусский народный фронт провел в Минске акцию “завязанных
ртов”, которая призвана подобным образом выразить протест в связи с
нарушением свободы слова в стране, и, прежде всего, в связи с закрытием
радиостанции “Радио 101,2″.
Ноябрь, 17. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в программе “Резонанс”
Белорусского телевидения рассказал о своем визите в Москву и, в частности,
отметил: “…я предупредил российскую сторону: если в ближайшее время не
будут аккредитованы российские журналисты, которые не были аккредитованы и
грязюку льют на нашу историю, на нашу страну, на наше руководство,
естественно, они будут выдворены с территории Республики Белоруссия, это
однозначно…”
Ноябрь, 17. По национальному телевидению показаны фрагменты интервью с женой
председателя Центральной избирательной комиссии Николая Гончара – Зинаидой
Гончар: из контекста ее выступления зрители узнали, что ее супруг – человек
неуправляемый. Выяснилось, что журналисты, бравшие у Зинаиды Гончар
интервью, представились корреспондентами телекомпании НТВ. Еженедельник
“Свободные новости плюс” привел пример искажения интервью: Зинаида Гончар в
интервью “корреспондентам НТВ” сказала: “…Очень хорошо знаю своего мужа,
поэтому советовать ему бесполезно, ибо он борется за правое дело…” В эфире
национального телевидения прозвучал только фрагмент фразы: “…советовать
ему бесполезно…”
Ноябрь, 17. Совет Безопасности Белоруссии распространил заявление, в котором
телекомпания НТВ обвинена в дезинформации при освещении событий в Минске 17
ноября. В заявлении говорится, что телекомпания намеренно исказила события,
распространив заведомо ложную информацию о применении силы против участников
несанкционированного митинга. “Подобные акции подогреваются отдельными
зарубежными теле- и радиокомпаниями, – говорится в заявлении. – Ничего
подобного в Минске не было… Действия телекомпании НТВ находятся в прямом
противоречии с нормами международного права и ставят власти республики перед
необходимостью принятия адекватных мер по защите от дезинформации. Такой
мерой, в частности, может стать прекращение трансляции передач НТВ на
территории республики”. По сообщению агентства ИТАР-ТАСС, подобное заявление
сделала пресс-служба Президента Белоруссии. В тот же день телекомпания НТВ
сообщила о том, что председателю Верховного Совета Семену Шарецкому было
отказано в выступлении по национальному телевидению.
Ноябрь, 18. “Белорусская деловая газета” опубликовала информацию о решении
суда Советского района Минска оштрафовать пропрезидентскую “Народную газету”
на пять миллионов белорусских рублей в пользу депутата Верховного Совета
Людмилы Грязновой. Иск был подан после публикации в газете статьи
председателя патриотического движения Анатолия Баранкевича о зарубежной
поездке группы депутатов ВС, в которой он в несколько раз превысил реальную
сумму расходов на поездку (расходы понесла принимающая сторона), а также
написал, что поездка была развлекательной.
Ноябрь, 19. В утренней программе “Резонанс” белорусского телевидения, со
ссылкой на агентство “Интерфакс” было передано сообщение о том, что
“…заместитель главы администрации президента Республики Белоруссия
Владимир Заметалин заявил, что российские электронные СМИ, и прежде всего,
НТВ и ОРТ осуществляют планомерные акции по дискредитации политики
президента Белорусии, используя грязные методы: подстрекательство,
дезинформацию, неприкрытую ложь и шельмование тех, кто выступает за развитие
интеграционного процесса Белоруссии и России. Заместитель главы
администрации белорусского президента В. Заметалин выразил уверенность в
том, что информационную войну против народов выиграть невозможно, потому что
историю пишут сами народы.” По сообщению московской газеты “Сегодня”, МИД
России намерен “соответствующим образом отреагировать”, если журналисты ОРТ
и НТВ будут лишены аккредитации в Белоруссии. По словам заместителя
директора департамента информации и печати МИД РФ Михаила Демурина, реакция
последует, “как только данная ситуация будет досконально изучена”.
Ноябрь, 19. По сообщению газеты “Народная воля”, центральная аппаратная
белорусского телевидения получила распоряжение: “…Начиная с 19 ноября все
выходы на Москву всех корреспондентов всех телекомпаний осуществляются
только с письменного разрешения председателя Национальной телерадиокомпании
Григория Киселя либо его заместителя”. В тот день, по свидетельству газеты,
корреспонденты ВГТРК “Россия” не смогли передать репортаж. Заведующий
корпунктом ВГТРК Леонид Свиридов попросил прокомментировать эти действия
телерадиокомпании заместителя главы администрации Президента Белоруссии
Владимира Заметалина, который заявил, что “…Кисель совершенно проникся
пониманием того, что такое информационная безопасность государства. А это
нормально”. Агентство “БелаПАН” сообщило, что руководство государственной
телерадиокомпании обязало российских журналистов перед передачей материалов
в Москву знакомить с содержанием репортажей председателя телерадиокомпании
Григория Киселя.
Ноябрь, 20. Депутат Государственной думы России Элла Памфилова направила
министру иностранных дел России Евгению Примакову депутатский запрос, в
котором выражена просьба сообщить о действиях российской стороны “для
обеспечения возможности исполнения российскими журналистами своих
профессиональных обязанностей в целях соблюдения права граждан России и
Белоруссии на полную и достоверную информацию”.
Ноябрь, 20. По сообщению радиостанции “Эхо Москвы”, “в ближайшее время
белорусские власти намерены по официальным дипломатическим каналам
разъяснить руководителям российских телекомпаний, что информация их
корреспондентов из Минска не соответствует действительности…” Такая
реакция вызвана утренней – 19 ноября – телепрограммой телекомпании НТВ “Час
быка”.
Ноябрь, 20. В вечернем выпуске информационной программы “Панорама”
белорусского телевидения было показано интервью с начальником отдела
информации администрации Президента Белоруссии Михаилом Подгайным, в котором
он, в частности, заявил: “…Сегодня просто-напросто идет откровенная
дезинформация о событиях, происходящих в Белоруссии. Российские телеканалы
сообщили, что у нас отключено и ОРТ, и НТВ… Это была откровенная
дезинформацияя, рассчитанная, прежде всего, на российского зрителя, о том,
что у нас сегодня уже наступила информационная блокада… Идет искусственное
нагнетание страстей… Могу еще раз сослаться на статью, опубликованную в
“Известиях” нашего минского корреспондента Старикевича, о том, что в
магазинах возобновлен нормированный отпуск многих товаров: масла, яиц,
сахара, о том, что президенту устроили жесточайшую обструкцию в универсаме,
о том, что по белорусскому радио сообщили, что решается вопрос о прекращении
трансляции на территории республики канала НТВ. Здесь даже и комментировать
не стоит, что все это, мягко говоря, высосано из пальца. Вот это уже прямая
дезинформация… Нигде, никто не готовил никакой указ о прекращении
трансляции той или иной российской программы, хотя должен вам откровенно
сказать, сегодня у меня утром было много звонков от возмущенных жителей
Белоруссии, которые просто требовали это сделать… Вполне возможно, что от
нас добиваются такой реакции, с тем, чтобы мы заявили о каком-то там
решительном протесте, прекратили трансляцию и так далее… Мы все же
подчеркиваем постоянно, что мы -демократическое, открытое государство,
открытое для разных точек зрения – найдем возможность через дипломатические
каналы, через работу нашего посольства в России разъяснить руководству этих
телекомпаний, что получаемая отсюда информация, которая транслируется по
российским каналам, мягко выражаясь, не соответствует действительности… ”
Ноябрь, 22. По сообщению эксперта Фонда защиты гласности в Белоруссии,
белорусское радио передало выступление лидера партии Славянский Собор “Белая
Русь” Сергеева, заявившего, что за кореспондентом НТВ в Минске Александром
Ступниковым, “получающим большие гонорары, стоят крупные израильские банки”.
Оператор минского бюро НТВ Константин Морозов сообщил эксперту, что к его
супруге обращались неизвестные с просьбой рассказать о внутреннем климате, о
взаимоотношениях сотрудников бюро НТВ.
Ноябрь, 22. По сообщению минского еженедельника “Имя”, в Витебске
сотрудниками милиции был задержан на 3 часа распространитель витебской
независимой газеты “Лад” Ю. Карпов, у которого была изъята часть тиража
номера, в котором опубликованы материалы “в защиту конституционного строя в
Белоруссии”. В милиции был составлен протокол о распространении “листовок
антигосударственного содержания”, а Ю. Карпов доставлен в народный суд
Железнодорожного района г. Витебска.
Ноябрь, 23-26. Программа “Навины” Белорусского телевидения передала текст
заявления пресс-службы Президента Белоруссии по поводу выхода в эфир в
московской программе “Время” “грязной фальшивки в адрес Александра
Лукашенко”. По сообщению агентства “Интерфакс”, заместитель главы
админисрации Президента Белоруссии Владимир Заметалин заявил, что сюжет о
Президенте Лукашенко является “провокацией, направленной на срыв
референдума”, а сама передача “инициирована спецслужбами и оплачена лично
редактору”. Голос Лукашенко, по словам Заметалина, “был сфальсифицирован”. В
этой связи он указал, что “выступая как политический киллер за кулисами
политиков России, ведущий программы “Время” Сергей Доренко дезинформирует
общественность, подтасовывая факты… Роль политических бандитов выполняют
комментаторы и те, кто за ними стоит”. Владимир Заметалин не исключил, что
“в ходе телефонной беседы Президента Белоруссии с премьер-министром России
может быть поднят вопрос о закрытии каналов ОРТ, РТР и НТВ в Белоруссии”.
Ноябрь, 25. Международные наблюдатели от Европейского института по средствам
массовой информации провели в Минске пресс-конференцию о результатах своей
работы в ходе проведения референдума. В течении двух с половиной недель,
начиная с 9 ноября, эксперты Европейского института по СМИ проводили
мониторинг государственного радио и телевидения. Основной вывод наблюдателей
– освещение подавалось односторонне и тенденциозно, радио и телевидение
безоговорочно поддержали Александра Лукашенко. Эти действия государственных
СМИ Европейский институт расценил как прямое нарушение указа Лукашенко от 28
сентября 1994 года, касающийся работы национальной телерадиокомпании,
которая должна была “обеспечить точное и объективное освещение жизни в
республике, ее внутренней и внешней политики”.
Ноябрь, 25. В Витебском областном суде намечено слушание уголовного дела по
обвинению поэта и публициста Славомира Адамовича в “призывах к совершению
покушения в отношении высшего должностного лица Республики Белоруссии”,
“покушении на незаконное пересечение государственной границы”, а также
“ношении холодного оружия”. По этому же делу обвиняются в распространении
“призывов к совершению покушения” главный редактор газеты “Выбор” Борис
Хамайда и корреспондент Владимир Плещенко.
Ноябрь, 26. Еженедельник “Имя” опубликовал интервью с корреспондентом
российской телепрограммы “Совершенно секретно” Михаилом Маркеловым, в
котором он рассказал о том, что сотрудники службы безопасности Президента
Белоруссии потребовали от съемочной группы программы покинуть территорию
республики, а также стерли часть отснятого материала.
Ноябрь, 26. Политсовет Объединенной гражданской партии Белоруссии
распространил заявление по поводу референдума, проведенного в республике. В
документе итоги референдума названы сфальсифицированными, а также дается
оценка деятельности государственного радио и телевидения: “…Незаконное
отстранение председателя Центризбиркома, непредоставление Верховному Совету
– инициатору трех вопросов, выносимых на референдум, – эфирного времени на
телевидении и радио с изложением своей позиции… агитация в день выборов,
пропагандистский террор государственных СМИ и другие нарушения позволили
властям сделать нужные результаты…”
ГРУЗИЯ
Ноябрь, 2. По сообщению агентства “Интерфакс”, со ссылкой на руководителя
службы безопасности Абхазии Астамура Тарба, в Гальском районе Абхазии в ночь
на 2 ноября взорвана типография районной газеты, в результате чего сильно
повреждены ее здание и оборудование. Астамур Тарба считает, что
организаторами теракта являются грузинские спецслужбы, которые “стремятся
напугать население” в преддверии выборов.
КАЗАХСТАН
Ноябрь, 2-3. Ассоциация банков Казахстана на своей 2-ой конференции объявила
о намерении добиваться внесения дополнений в Закон “О печати”, определяющих
рамки, в которых средства массовой информации могли затрагивать проблемы
деятельности банков. Предложенные поправки по существу призваны ограничить
СМИ в освещении деятельности банков.
Ноябрь, 4. По сообщению газеты “Караван-блиц”, в Талдыкоргане неизвестными
был разгромлен телецентр независимой телекомпании “Арай-TV”. Двое
неизвестных в масках постучались в дверь телецентра, расположенного на
девятом этаже здания администрации завода щелочных аккумуляторов,
представились охранниками завода, а когда дежурный открыл дверь, набросились
на него, связали и несколько раз ударили. Налетчики разбили только ту
аппаратуру, которая необходима для выхода в эфир. Ущерб составил около 50
тысяч долларов.
Ноябрь, 5-9. Без объяснения причин вечером 5 ноября были отключены от эфира
телевизионные каналы и радиостанции, вещающие на Алма-Ату: телеканалы ТВМ и
“Тотем”, Коммерческий телевизионный канал (КТК), 31-й телеканал,
радиостанции “Радио-31″, “Рик” и “NS”. По информации
Казахстано-американского бюро по правам человека и соблюдению законности, со
ссылкой на президента радиокомпании “Макс” Сергея Литвинова, к отлючению
эфира причастны сотрудники Комитета национальной безопасности и
Государственного комитета по имуществу Казахстана. Телеканалы и радиостанции
не были в эфире и 6 ноября, а выступивший в информационной программе
“Информбюро” телекомпании “Тотем” генеральный директор телерадиокомпании “М”
Сергей Дуванов сообщил, что по его данным отключение произошло по
распоряжению Государственной инспекции по электрочастотам в связи с
происшедшим 5 ноября сбоем в работе телеканала, по которому осуществляется
трансляция Общественного российского телевидения. Сотрудники этих
телеканалов и радиостанций 8 ноября не были допущены на место работы, что
было объяснено тем, что телерадиопередающий центр является режимным
объектом. Главная инспекция по электрочастотам посчитала, что помехи в эфире
создали независимые теле- и радиоканалы. Приказ инспекции был отменен только
9 ноября, однако, как сообщил Фонду защиты гласности Сергей Дуванов,
радиостанция и телеканал “М” по-прежнему не работают. По сообщению “Радио
России”, руководители независимых телерадиокомпаний Казахстана связали эту
акцию властей с активизацией политической оппозиции в республике. По крайней
мере, в газете “Казахстанская правда” опубликован текст “прямой линии”
Президента Нурсултана Назарбаева, который процитировал письма “простых
людей”, призывающих власти “обратить внимание на реакционную направленность
некоторых СМИ”. По сообщению еженедельника “Общая газета”, радиостанциям
“Тотем”, “Радио Рик” и “Радио MF” властями был перекрыт доступ к эфиру.
Ноябрь, 6. Журналисты республиканских и зарубежных средств массовой
информации, аккредитованные в Казахстане, не были допущены для освещения
совещания Кабинета Министров, директоров крупнейших промышленных предприятий
и председателей профсоюзных комитетов этих предприятий, собранных
премьер-министром Акеджаном Кажегельдином для обсуждения сложившейся
ситуации и принятия текста генерального трехстороннего соглашения.
Ноябрь, 8. По сообщению газеты “Казахстанская правда”, 17 сотрудников
частного телеканала ТВ-7 в Кзыл-Орде подали заявления об уходе, тем самым
протестуя против невыплаты зарплаты.
Ноябрь, 10. В подъезде собственного дома неизвестными избит консультант
пресс-службы Президента Казахстана Михаил Чирков.
Ноябрь, 30. По сообщению Казахстано-американского бюро по правам человека и
соблюдению законности, в Казахстане в одностороннем порядке – казахской
стороной – прекращена трансляция радиостанции “Свобода” на средних волнах.
Официальная версия закрытия – “помехи аэронавигации”, другая версия –
задолженность радиостанции за аренду ретранслятора, но правозащитники и
журналисты предполагают, что радиостанция наказана за передачу о “голодном
бунте” в Чимкенте.
КИРГИЗИЯ
Ноябрь, 5. Заместитель главного редактора независимой газеты “Res Publica”
Бекташ Шамшиев был вызван к следователю прокуратуры Бишкека Рыспеку Ногаеву
на повторный допрос в связи с расследованием дела по иску руководителя
государственного концерна “Кыргызалтын” Дастана Сарыгулова, обвиняющего
газету в клевете.
Ноябрь, 23. МВД Кыргызстана выразило протест в связи с публикацией в ряде
российских газет материалов, “направленных на подготовку мирового
общественного мнения к мысли о несостоятельности Киргизии в борьбе с
наркомафией”. Как сообщает агентство “Интерфакс”, министр внутренних дел
Кыргызстана Оскарбек Кутуев передал в посольство России в Бишкеке послание,
в котором публикации российских газет о том, что киргизские наркодельцы
действуют при полном попустительстве правоохранительных органов республики,
названы “вымыслом”. По мнению МВД, подобные публикации “нарушают
элементарную этику в отношении иностранного государства и его граждан”.
МОЛДАВИЯ
Ноябрь. Главный редактор независимого еженедельника “Молодежь Молдавии”
Николай Рошка сообщил эксперту Фонда защиты гласности в Молдавии о
неоднократных угрозах, поступавших по телефону сотрудникам редакции. Он
считает, что угрозы связаны с публикацией серии статей, критикующих
Президента Мирчу Снегура.
Ноябрь, 3. В Кишиневе трое неизвестных совершили нападение на корреспондента
государственной компании “Телерадио-Молдова” Людмилу Барба-Цуркану.
Журналистка была избита и ограблена. Поводом, как предполагает эксперт Фонда
защиты гласности в Молдавии, могло послужить то обстоятельство, что Людмила
Барба-Цуркану, находясь в трудовом отпуске, работала в избирательном штабе
кандидата в президенты Молдавии Петру Лучинского.
Ноябрь, 8-12. 8 ноября по Национальному телевидению в передаче “Женеза”
транслировался телефонный разговор посла Молдавии в Германии Александра
Буриана с депутатом парламента республики Николаем Андроником, возглавлявшем
избирательный штаб кандидата в президенты Молдавии Мирча Снегура. Прибывший
после передачи в Кишинев Александр Буриан расценил трансляцию подслушанного
разговора как “грубое нарушение зафиксированных в Конституции прав
человека”. Заместитель председателя парламента республики Дмитрий Дьяков
заявил корреспонденту агентства “Интерфакс”, что он выступил с
законодательной инициативой о введении наказания за незаконное прослушивание
телефонных разговоров, а также потребовал от прокуратуры и “соответствующих
органов” провести расследование и привлечь к ответственности всех виновных..
В продемонстрированном телевидением сюжете разговора говорится о намерении
посла обнародовать в печати ряд материалов, свидетельствующих о финансовых
нарушениях, допущенных правительством и министерством иностранных дел,
депутат же Николай Андроник собирался оказать ему в этом содействие. 12
ноября газета “Независимая Молдова” опубликовала заявление Президента
Молдавии Мирчи Снегура, в котором, в частности, говорится, что обнародование
подслушанного разговора нарушает ст,30 Конституции Республики Молдавия.
Мирча Снегур потребовал от Координационного совета по аудио- и
видеосредствам Парламента Республики Молдавии рассмотреть на чрезвычайном
заседании вопрос о снятии с должности председателя государственной компании
“Телерадио-Молдова” Адриана Усатого и генерального директора телевещания
Думитру Цуркану. По информации корреспондента Общественного российского
телевидения, национальное телевидение получило кассету с подслушанным
разговором по почте от анонима. Председатель телерадиокомпании Молдавии
Адриан Усатый пояснил ОРТ, что трансляция разговора стала доказательством
того, что подслушивание телефонных разговоров во время предвыборной кампании
действительно осуществлялось.
Ноябрь, 8. Координационный совет по аудио- и видеосредствам парламента
Молдавии рекомендовал государственной компании “Телерадио-Молдова”
воздержаться от ведения предвыборной агитации вне сетки времени,
предназначенного для выступления кандидатов.
Ноябрь, 9. Центральная избирательная комиссия рассмотрела заявление Партии
возрождения о нарушении главным редактором газеты “Молдова суверана” Андреем
Хропотинским закона о президентских выборах. Согласно этому заявлению, как
сообщает агентство “Basa-press”, газета не придерживается принципа равного
предоставления газетной площади всем кандидатам, отдавая предпочтение одному
– Андрею Сангели.
Ноябрь, 12. Организация ARTICLE XIX распространила заявление, в котором
выразила обеспокоенность возбужденного уголовного дела против генерального
директора агентства “Basa-press” Валериу Рениты, которого в судебном порядке
принуждают раскрыть конфиденциальный источник информации “по соображениям
национальной безопасности”. ARTICLE XIX назвала эти действия властей
серьезным нарушением свободы слова.
Ноябрь, 16. В Кишиневе в ночь на 16 ноября совершенно нападение на оператора
пресс-центра парламента Молдавии Юлиуса Штирбу. Он был избит неизвестными,
насильно посажен в автомашину и выброшен за городом в лесополосе. С
сотрясением мозга он был госпитализирован в Республиканскую больницу скорой
помощи. Поводом, по мнению эксперта Фонда защиты гласности в Молдавии, могло
стать то обстоятельство, что Юлиус Штырбу работал в избирательном штабе
кандидата в президенты республики Петру Лучинского.
Ноябрь, 18. По сообщению агентства “Инфотаг”, на пресс-конференции в
Кишиневе эксперт проекта ТАСИС по мониторингу освещения СМИ президентских
выборов в Молдавии Анн Нива заявила, что “во время освещения кампании… все
средства массовой информации Молдавии были ультраполитизированы”. Она также
подчеркнула, что практически все периодические издания, телевидение и радио
поддерживали какого-то конкретного кандидата.
Ноябрь, 25. Неизвестными совершен поджог квартиры начальника пресс-службы
министерства безопасности Республики Молдавия Валериу Дарабана. По
сведениям, известным эксперту Фонда защиты гласности в Молдавии, этому
инциденту предшествовали анонимные телефонные звонки с угрозами, поскольку
Валериу Дарабан поддерживал кандидата в президенты Молдавии Петру
Лучинского.
Ноябрь, 27. В газете “Тинеретул Молдовей”, поддерживающей Президента
Молдавии Мирчу Снегура, были опубликованы домашние адреса и телефоны
сотрудников независимого информационного агентства “Интерлиг”. Ранее газета
неоднократно публиковала статьи, в которых говорилось о позиции сотрудников
агентства, явно поддерживающих кампанию кандидата в президенты республики
Петру Лучинского. После публикации адресов и телефонов, как сообщает эксперт
Фонда защиты гласности в Молдавии, журналисты стали получать по телефону
многочисленные угрозы и оскорбления. Агентство “Интерлиг” расценила
публикацию как подстрекательство к террору по отношению к своим сотрудникам
и членам их семей.
РОССИЯ
Ноябрь, 1. Оператор тамбовской телекомпании “Все для вас” Александр Измайлов
подвергся нападению неизвестных в центре Тамбова на ул. Советской, где в 15
часов состоялся санкционированный митинг пенсионеров, требовавших выплаты
пенсий. Местные коммунисты захотели перевести этот митинг в более энергичную
акцию, и когда погромщики начали переворачивать автомобили, их внимание
привлек журналист, у которого они попытались выбить видеокамеру.
Ноябрь, 4. В Ленинский районный суд города Ставрополя направлено исковое
заявление к газете “Родина”, являющейся органом крайкома КПРФ. Редактор этой
газеты О.К.Арефьев отказался разместить политическую рекламу кандидата в
губернаторы Ставропольского края Марченко П.П., хотя рекламные материалы о
другом кандидате, А.Черногорове, были опубликованы на ее страницах. Тепляков
В.И., доверенное лицо кандидата Марченко, обратился в суд с просьбой
“обязать газету “Родина” разместить агитационные материалы кандидата в
губернаторы Марченко П. П. в срок, не позднее 15 ноября 1996 г.”
Ноябрь, 5. В Рыбинске арестован тираж газеты “Вперед”. Как сообщил
председатель областной организации Союза журналистов России Александр
Разумов, в этом номере газеты печаталось открытое письмо коллектива
редакции, в котором было высказано несогласие журналистов с назначением на
должность главного редактора постороннего человека.
Ноябрь, 10. Корреспондент частной телекомпании “Отечество” Марина Горелова и
военный консультант этой же телекомпании Юрий Шмаков погибли в Москве на
Котляковском кладбище, когда примерно в 11 часов утра у могилы бывшего
председателя фонда инвалидов войны в Афганистане Михаила Лиходея
неизвестными был взорван мощный фугас. Заряд находился под столом, вокруг
которого стояли руководители фонда и вдова Михаила Лиходея. Третий
журналист, телеоператор, был контужен. Когда съемки были закончены, Марина
Горелова и Юрий Шмаков пошли к машине, но родственники Михаила Лиходея
попросили их подойти к поминальному столику. Оператор в это время снимал
панораму кладбища. Взрывной волной его перевернуло и ударило головой о
стоявшую рядом редакционную “Волгу”. Фамилия оператора в интересах следствия
не называется, известно лишь имя – Алексей. Мария Горелова работала в
телекомпании “Отечество” полтора года. Она делала репортажи для программы
“Аты-баты”, участвовала в детской передаче “Там-там новости”. Юрий Шмаков
пришел в “Отечество” два года назад как консультант по военным вопросам, до
этого преподавал историю военного искусства в Академии им. Дзержинского.
Съемочная группа была приглашена руководством Российского фонда инвалидов
войны в Афганистане.
Ноябрь, 11. По сообщению агентства “Урал-пресс”, правоохранительные органы
Челябинска возбудили уголовное дело против главного редактора газеты
“Акционеръ” Германа Галкина и депутата Государственной думы Владимира
Головлева за публикации, в которых содержится клевета. Герман Галкин в своей
последней публикации объяснил, что вся вина за клевету ложится на учредителя
газеты – Чековый инвестиционный фонд социальной защиты в лице руководителя
Совета директоров Владимира Головлева, который пообещал предоставить
документы, подтверждающие “клеветнические” сведения.
Ноябрь, 11. В повторном выпуске программы “Скандалы недели” (ТВ-6) был
вырезан семиминутный сюжет – о расследовании на тему израильского
гражданства Бориса Березовского. После пятничного эфира передачи в редакцию
программы позвонили из редакции ТВ-6 с “просьбой” вырезать из выпуска
сюжет-расследование, затрагивающий проблему гражданства экс-директора
компании “ЛогоВАЗ”.
Ноябрь, 13. Обращение к Президенту России Борису Ельцину “О ситуации вокруг
ГТРК Петербург – 5 канал” приняли депутаты Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга. Петербургские парламентарии выразили “глубокую
обеспокоенность отсутствием публичного обсуждения методов реформирования
компании и продолжающимся падением общественно-культурного воздействия на
регионы России”. В своем обращении законодатели особо отметили необходимость
сохранить вещание из Санкт-Петербурга в связи с существующей угрозой полной
монополизации и централизации телерадиовещания. Также предложено при
проведении акционирования компании сохранить за ГТРК “Петербург – 5 канал”
федеральный статус, оставив в руках государства не менее 51% акций.
Ноябрь, 13. Корреспонденту барнаульской Независимой региональной
телекомпании “Спектр” Владимиру Жильцову и его дочери неоднократно угрожали
физической расправой. Коллеги журналиста считают, что это связано с
репортажем Владимира Жильцова о строительстве особняков за счет
налогоплательщиков краевым и городским начальством.
Ноябрь, 14. Еженедельник “Открытая газета” (Ульяновск) опубликовал статью
Константина Юречко, в которой рассказывается о попытках ульяновского Дома
печати прекратить печатание еженедельника. Как предполагает автор,
инициатива может исходить от властей города, что, в частности,
подтверждается письмом в Поволжское региональное управление регистрации и
контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации и
печати Комитета РФ по печати (находится в г.Самаре) о том, что еженедельник
“Открытая газета” нарушает статью 4 Закона “О средствах массовой
информации”. Однако по словам начальника управления В. Сорокиной, ничего
противозаконного в работе газеты нет.
Ноябрь, 15. Начальник Управления внутренних дел Калужской области
генерал-майор милиции Юрий Кожевников отрицает наличие какой-либо связи
между гибелью 23 октября редактора газеты “Калуга вечерняя” Льва Богомолова
и прошедшими 9 ноября выборами губернатора области. “Сообщения некоторых
средств массовой информации об этом не имеют под собой никакого основания.
Журналист погиб в результате рядового дорожно-транспортного происшествия.
Расследование гибели редактора убедительно показало непричастность к этому
каких-либо политических движений по выборам губернатора области”, – отметил
Юрий Кожевников.
Ноябрь, 17. Адвокат Сергея Лисовского – Анатолий Кучерена заявил
радиостанции “Эхо Москвы” о намерении Лисовского подать в суд на газету
“Московский комсомолец”, в которой опубликован материал “Голосуй или…”.
Ноябрь, 17. Супруга экс-мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака – Людмила
Нарусова заявила корреспонденту агентства “Интерфакс” о намерении мужа
подать судебные иски против некоторых политиков и журналистов, обвинявших
его во время предвыборной кампании в злоупотреблении служебным положением и
коррупции. Однако она назвала имя только одного журналиста – Александра
Невзорова.
Ноябрь, 17. Корреспондент НТВ Елена Масюк выиграла иск о защите чести и
достоинства, поданный к газете “Щит и меч”. Газета обвиняла ее в том, что
будто бы Масюк абсолютно предвзято, однобоко подходит к освещению чеченской
войны. Упреки газеты оказались несостоятельными, и теперь она обязана
выплатить Елене Масюк 5 миллионов рублей. В нашей судебной практике крайне
редки случаи, когда журналист выигрывает дело о защите чести и достоинства.
Ноябрь, 18. Заместитель секретаря Совета безопасности России Борис
Березовский заявил в интервью программе “Итоги” телекомпании НТВ, что
“убийцы Влада Листьева известны”. Он также связал убийство Листьева с фактом
покушения на себя в 1995 году. Тем не менее, имен убийц Листьева Борис
Березовский не назвал.
Ноябрь, 19. Тверской межмуниципальный суд Москвы удовлетворил иск Александра
Любимова к газете “Известия” и ее корреспонденту Ирине Петровской и обязал
взыскать с них 7 миллионов рублей, а также опубликовать опровержение.
Поводом для иска послужила статья Петровской о том, что Александр Любимов
якобы получил от Владимира Брынцалова деньги за участие в передаче “Один на
один”.
Ноябрь, 21. Независимый пресс-синдикат “Глобус” распространил сообщение об
иске о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданном руководителем
администрации Президента Чувашской республики Петром Красновым к
газете.”Республика” (Чебоксары). Газета является органом Государственного
Совета (парламента) республики, однако постоянно сталкивается с давлением,
оказываемым на нее со стороны правительства и администрации Президента
Чувашии. Поводом для подачи иска, как сообщается в пресс-релизе, стала
публикация материалов о преследованиях газеты исполнительной властью.
Ноябрь, 21. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
вынесла на своем заседании решение по запросу Инкомбанка в отношении
публикаций в газетах “Коммерсант-Daily”, “Московский комсомолец” и сюжетов в
телепрограмме “Время” ОРТ. Авторы материалов, со ссылкой на некие “сведения
из Центрального банка”, поставили под сомнение надежность Инкомбанка.
Судебная палата сочла “безнравственной” позицию изданий, опубликовавших
неофициальную информацию. Однако, палата намерена вернуться к рассмотрению
этого вопроса после официального заключения согласительной комиссии с
участием Центрального банка России.
Ноябрь, 21. Телефонный звонок от неизвестного с угрозами в свой адрес
получил главный редактор газеты “Кимрская жизнь” (Тверская область) Федор
Пенкин. Звонивший сообщил, что журналист будет взорван фугасом в автомобиле.
Автоматический определитель зафиксировал номер телефона. По убеждению Федора
Пенкина, эти угрозы связаны с его журналистской деятельностью и предстоящими
выборами в местные органы власти, на которых он баллотируется в депутаты
городского законодательного Собрания. Заявление с просьбой принять
соответствующие меры и привлечь виновных к уголовной ответственности,
поданное Пенкиным в Кимрское отделение УФСБ по Тверской области, было
переадресовано начальником Кимрского ГО УФСБ в ОВД Кимрского городского и
районного Советов. Милиция, не имея права проводить предварительное
расследование по делам, связанным с терроризмом, возбудила дело по статье
Административного кодекса и направило Пенкину ответ, что некий “гр-н Комлев
В.П. привлечен к административной ответственности по ст. 158 КоАП РФ”
(мелкое хулиганство)”.
Ноябрь, 22. Советский народный суд города Волгограда принял к рассмотрению
иск главного редактора местной газеты “Интер” Ефима Шустермана о защите
чести и достоинства к заместителю председателя комиссии по экономике
администрации Волгоградской области А.А. Козенко. Поводом для иска послужило
недостоверное, по мнению истца, заявление ответчика о наличии у Шустермана
каких-то долгов перед банком “Раритет”, сделанное в передаче “Прямая линия”
телекомпании “Волгоград ТРВ”. На решение Шустермана обратиться в суд
повлияло и то обстоятельство, что телекомпания никак не отреагировала на его
письменное требование об опровержении. Телекомпания “Волгоград ТРВ”
привлекается к суду в качестве соответчика.
Ноябрь, 23. По распоряжению генерального директора телеканала ТВ-6
Александра Пономарева была снята с эфира программа “Скандалы недели”. Как
сообщил один из авторов программы Сергей Соколов, среди сюжетов, входивших в
программу, было трехминутное интервью Александра Коржакова с комментариями
последних событий вокруг публикации в газете “Московский комсомолец” статьи
“Голосуй – или…”, которое и явилось причиной снятия прграммы с эфира.
Официальная версия происшедшего, подтвержденная Александром Пономаревым,
следующая: “Скандалы недели” неоднократно нарушали технологический процесс,
а в данном случае кассету с записью привезли значительно позже положенного
времени. Кроме того, ее содержание не соответствовало предварительной
заявке. По мнению еженедельника “Аргументы и факты”, программа “Скандалы
недели” подвергается цензуре теми, кто контролирует телеканал.
Ноябрь, 24. Журналисты газеты “Волгоградская правда”, “Новой газеты” и
других изданий (всего около десяти) не были допущены в здание администрации
на пресс-конференцию кандидата в губернаторы, мэра Волгограда Юрия Чехова.
Пресс-конференция была назначена на 12.00, но когда журналисты пришли в
назначенное время, пресс-секретарь мэра В. Апаликов заявил, что “в связи с
крайней загруженностью кандидата встреча перенесена на 1 час раньше”. На ней
присутствовали лишь представители лояльных Чехову изданий, опоздавших не
пускали.
Ноябрь, 25. Начальник Центрального регионального управления Государственного
комитета РФ по печати М. Амаев направил прокурору Ярославской области О.
Фисуну письмо, в котором обратил внимание на “грубое нарушение Закона “О
средствах массовой информации” генеральным директором АО “Рыбинские моторы”
В.И. Шелгуновым”, выразившееся, прежде всего, в назначении главного
редактора газеты “Вперед” без согласования с коллективом, что требуется
уставом редакции, и в попытке введения цензуры, когда распоряжением
генерального директора на два дня был задержан выпуск газеты за 1 ноября, а
также снят с полосы материал, не угодный руководству АО. М. Амаев напоминает
в письме, что управление уже дважды направляло В. Шелгунову предписания о
недопустимости нарушений закона, однако они устранены не были. В письме
также говорится о том, что подобные действия В. Шелгунова представляют собой
“злостное вопрепятствование законной профессиональной деятельности
журналистов и содержит признаки нарушения, предусмотренного ст. 140-1 УК
РФ”.
Ноябрь, 25. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ в
специальном обращении выразила обеспокоенность по поводу распространяемой в
последнее время волне “компроматов”, которая направлена “в корпоративных
политических интересах либо в целях недобросовестной конкуренции”.
Ноябрь, 26. В Центральном районном народном суде г.Волгограда завершился
процесс (судья Искендерова) по иску главы астраханской областной
администрации Анатолия Гужвина к концерну “Городские вести” и принадлежащей
ему газете “Молодежный курьер” (Волгоград) в связи с публикацией в ней 6
июля заметки о якобы имеющейся связи Гужвина с турецкими спецслужбами. Истец
требовал возмещения морального вреда в размере 200 миллионов рублей и
публикации опровержения. Суд принял решение удовлетворить иск частично –
взыскать 10 миллионов рублей и обязать газету опубликовать опровержение.
Ноябрь, 27. Председатель областной избирательной комиссии Лидия Устинова
подала в Ленинский народный суд г.Новосибирска иск о защите чести,
достоинства и деловой репутации к газете “Наблюдатель – Сибирь”. Газета в
своих публикациях в NN 30, 39-41 сообщала о том, что Лидия Устинова,
находясь на административной должности, занималась коммерческой
деятельностью. Устинова же полагает, что это вполне допустимо, поскольку ее
должности нет в реестре государственных служащих. Слушание дела отложено.
Ноябрь, 27. В Хабаровском крае выборочно отключили электроэнергию ряду газет
и радиостанций в период предвыборной кампании. “Политической близорукостью”
назвал 29 ноября на пресс-конференции председатель Хабаровской краевой
избирательной комиссии Виктор Цырфа факт отключения электроэнергии редакциям
оппозиционных газет и радиостанций накануне предстоящих 8 декабря выборов
главы горадминистрации. По словам Виктора Цырфы, крайизбирком обратился с
просьбой к руководителям “Хабаровскэнерго” на период предвыборной кампании
включить электроэнергию редакциям и типографии. Как выяснилось на встрече с
журналистами, не был отключен передатчик, по которому выступают
представители местных властей, баллотирующиеся на пост глав администраций,
хотя долги этого передатчика гораздо выше, чем у лишенных электроэнергии
редакций.
Ноябрь, 28. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
рассмотрела жалобу Центра обществ сознания Кришны против еженедельника
“Мегаполис-Экспресс”. Причиной жалобы стала публикация статьи, в которой
процитировано высказывание полковника милиции Андрея Хвыли-Олинтера – об
агрессивности религиозных сект.
Ноябрь, 28. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
признала действия газеты “Красноярский рабочий” по отношению к депутату
Государственной думы Владимиру Тетельмину противоречащими закону о статусе
депутата. Газета отказалась публиковать статью депутата, которую тот
представил как депутатский отчет, посчитав, что на самом деле она отчетом не
является. Судебная палата предложила в своем решении опубликовать статью.
Ноябрь, 28. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов подал
иск о защите чести и деловой репутации к газете “Санкт-Петербургские
ведомости”. Университет требует опровергнуть сведения о его деятельности,
опубликованные 27 сентября 1996 года на страницах газеты в статье
“Отчисление… мать учения?” Газета рассказывала, что с начала учебного года
администрация вуза отчислила за пропуски занятий более 300 студентов, а
восстановиться в университете можно было лишь заплатив от 400 тысяч до 1
миллиона рублей. Университет не привел в исковом заявлении никаких выдержек
из текста статьи, которые бы не соответствовали действительности. Газета
“Санкт-Петербургские ведомости” подготовила встречный иск о возмещении
редакции убытков, которые она понесла в ходе подписной кампании по вине
университета.
Ноябрь, 28. Департамент информации и печати МИД России известил
корреспондентов иностранных средств массовой информации в Москве о том, что
с 1 декабря вводятся аккредитационные удостоверения нового образца. Теперь,
кроме прочих данных о себе, журналисты должны предоставить в МИД “образцы
публикаций корреспондента за последние полгода, а для теле- и
радиожурналистов – материалов, вышедших в эфир за этот период”. По мнению
директора Центра права и СМИ Андрея Рихтера, новый пункт в правилах
аккредитации абсолютно не соответствует никаким международным нормам, а
юрист Фонда защиты гласности Алексей Воинов считает, что новое требование
МИДа о предоставлении журналистских материалов – косвенный способ контроля
за деятельностью иностранных корреспондентов в России. Спустя два дня
Департамент информации и печати МИД РФ отменил пункт об обязательной подаче
публикаций.
Ноябрь, 28. Редактор газеты “Северный форум” (С.-Петербург) Борис
Ходоровский был отстранен от должности “до выяснения обстоятельств”. Об этом
ему объявил Михаил Новак, заместитель генерального директора по издательской
деятельности АОЗТ “Эврис”, которое является издателем “Северного форума”.
Причиной конфликта послужило интервью Ходоровского с Анатолием Бышовцем,
назначенным главным тренером футбольного клуба “Зенит”. Интервью было снято
издателем из подготовленного к печати очередного номера газеты без
уведомления автора.
Ноябрь, 29. Во вторник вечером заместитель ответственного секретаря редакции
газеты “Красная звезда” подполковник Александр Зотов был избит и ограблен в
подъезде собственного дома в Москве. Журналист получил множественные травмы
головы, у него были отобраны деньги – отпускные, которые он получил на
работе в тот вечер. Позднее Зотов был доставлен в отделение нейрососудистой
хирургии Центрального военного клинического госпиталя имени Вишневского
(город Красногорск).
Ноябрь, 30. По требованию местного представительства Госсвязьнадзора в Орле
прекращена деятельность телекомпании “Орелинформ”. Как сообщили сотрудники
Госсвязьнадзора, телекомпания не соответствовала своими техническими
параметрами вещания установленным нормам. По мнению Евгения Муравина,
исполняющего обязанности главного редактора “Орелинформа”, подобные
недостатки можно найти у любой телекомпании Орла, а настоящая причина
запрещения вещания в резко отрицательном отношении “Орелинформа” к
губернатору Орловской области Егору Строеву. По словам Муравина, в течение
последних месяцев областная администрация отказывалась предоставлять
“Орелинформу” информацию и не допускала его на брифинги. Муравин сообщил
также, что до сих пор у телекомпании нет положенной лицензии на вещание,
хотя необходимые документы были предоставлены еще в начале года.
ТУРКМЕНИЯ
Ноябрь, 13-14. Внештатный корреспондент туркменской службы радиостанции
“Свобода” Сапармурат Овезберды был вызван 13 ноября в МИД Туркменистана, где
ему было заявлено о приостановлении его аккредитации, объяснив это
недостоверностью передаваемой журналистом информации. 14 ноября журналист
был задержан сотрудниками милиции в собственной квартире в Ашхабаде и
препровожден в город Ташауз на допрос в качестве свидетеля по уголовному
делу, возбужденному властями в связи с одной из радиопередач Сапармурата
Овезберды. В ней журналист зачитал коллективное письмо колхозников,
выражавших возмущение произволом председателя одного из колхозов в
Ташаузской области. После возбуждения уголовного дела, 27 из 28-ми
подписавших письмо отказались от него, а единственный из упорствующих
колхозников был арестован.
УКРАИНА
Ноябрь, 2. Руководство Крымского телевидения распорядилось снять с эфира
авторскую программу Татьяны Коробовой “Встреча”. По сообщению правозащитного
агентства “Экспресс-Хроника”, накануне председатель Верховного Совета Крыма
Василий Киселев на неофициальной встрече с журналистами заявил, что “есть
целый ряд разных приемов, которые могут заставить думать по-иному тех, кто
не понимает, что нужно работать для Крыма.” Крымский Союз свободных
журналистов выступил с заявлением, в котором, в частности, сказано: “Союз
расценивает этот факт, как попытку политической расправы над журналистами со
стороны сепаратистских сил, вновь пришедших к власти в Верховном Совете
Крыма, как попытку ограничить свободу слова в автономной республике, и как
нарушение Конституции Украины и законодательства о средствах масовой
информации”. В интервью газете “Крымская правда” Татьяна Коробова сказала:
“Вечером в пятницу я практически случайно узнала о том, что передачу сняли с
эфира. Сценарный план был подписан зам. генерального директора Б. Кияшко, но
затем последовала резолюция самого гендиректора А. Ковальчука: к эфиру не
допускать. Мотивы такого решения никто объяснить творческой группе не
потрудился…” С протестами выступили также несколько политических партий
Крыма.
Ноябрь, 4. По сообщению правозащитного агентства “Экспресс-Хроника”, ГУВД
Харькова пригрозило возбудить уголовное дело против журналистки Елены
Ермолаевой, опубликовавшей в газете “Вечерний Харьков” статью, в которой она
критиковала правоохранительные органы за сознательную задержку расследования
многих дел по убийствам.
Ноябрь, 5. В суде Коминтерновского района г.Харькова корреспонденту
правозащитного агентства “Экспресс-Хроника” сообщили об иске мэра Харькова
Евгения Кушнарева, который решил защитить свои честь и достоинство, расценив
выступление по телеканалу городского телевидения журналиста Сергея Ермакова
как оскорбление.
Ноябрь, 19. На брифинге в Киеве начальник управления информации МИД Украины
Юрий Сергеев заявил об обеспокоенности тем обстоятельством, что Общественное
российское телевидение, передавая прогноз погоды на территории Россиийской
Федерации, в числе городов упоминает Севастополь. МИД по этому поводу
направил письмо руководителю ОРТ Сергею Благоволину, а в МИД России – ноту,
в которой выражена просьба “объяснить руководству ОРТ недопустимость таких
действий”. Юрий Сергеев заявил также, что Украина “будет предпринимать
следующие шаги для того, чтобы остановить информационную экспансию”. Первый
заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Михаил Демурин
прокомментировал этот “грозный дипломатический демарш”, напомнив официальную
позицию России по поводу территориальной целостности Украины.
Ноябрь, 20. По сообщению агентства “Интерфакс”, министр информации Украины
Зиновий Кулик на своей пресс-конференции в Киеве назвал деятельность на
Украине зарубежных средств массовой информации, в том числе и российских,
нарушением действующего законодательства страны. Прежде всего это касается
неравноправного информационного обмена между Украиной и Россией. Он также
заявил, что правительство будет “наводить порядок в информационном
пространстве Украины”.