МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: ОКТЯБРЬ’97.

Октябрь. Телепрограмма “Пресс-Экспресс” больше не будет выходить на канале
ОРТ. Автор и ведущий этой программы Андрей Егоршев сообщил, что переходит со
своей командой на другой, “не менее уважаемый канал”, так как “руководством
принято решение сделать “Пресс-экспресс” коммерческой программой и
бесплатной для канала. То есть я должен просить деньги у изданий. А если они
платят, то они заказывают музыку”. Андрей Егоршев заявил, что программа не
собирается изменять своему принципу – “иметь независимый и уважительный
взгляд на всю печать России”.
Октябрь, 1. Фрунзенский РОВД Владивостока возбудил уголовное дело по факту
недопуска охранниками агентства “Клинок” в здание издательства “Дальпресс”
30 сентября 1997 года журналистов почти всех средств массовой информации,
арендующих там помещения. Только сотрудники газеты “Золотой Рог” и
Общественного радио Приморья были пропущены в здание. Журналистов не пустили
на работу по указанию директора издательства “Дальпресс” Юрия Бондаренко,
основанному на решении суда об освобождении редакцией газеты “Красное знамя”
занимаемых ею в здании помещений, сотрудники всех остальных изданий не
допускались к рабочим местам незаконно. По мнению владивостокских
журналистов, Юрий Бондаренко решил таким образом расчистить помещения от
“невыгодных” арендаторов.
Октябрь, 1. В Нижнем Новгороде прокуратурой Нижегородского района возбуждено
уголовное дело по статье 159 УК РФ (“Мошенничество”) по факту незаконного
получения акций ЗАО телестанции “Сети НН” путем обмана акционеров и
фальсификации реестра акционеров.
Октябрь, 1. Прокуратура г. Москвы возбудила уголовное дело в отношении
бывшего вице-премьера правительства РФ и главы Госкомимущества Альфреда Коха
по признакам злоупотребления должностными полномочиями. Основанием для этого
послужила проведенная по поручению Генеральной прокуратуры проверка
деятельности А.Коха после появления в “Новой газете” 18 августа 1997 года
статьи Александра Минкина “Кох покинул кресло, чтобы не оказаться на нарах”,
в которой сообщалось о якобы полученной Альфредом Кохом взятке в размере 100
000 долларов США.
Октябрь, 1. Завершилось длившееся более двух лет судебное разбирательство по
иску о защите чести и достоинства, который был предъявлен Константином
Новиковым и Игорем Штумпфом к газете “Сельская жизнь” (Сухобузимский район
Красноярского края). Истцы отказались от своих исковых требований, однако
теперь редакция газеты намерена направить в суд иск к Константину Новикову и
Игорю Штумпфу о возмещении издержек, связанных с данным судебным
разбирательством.
Октябрь, 1. По сообщению екатеринбургской газеты “Главный проспект”,
психиатры клиники “Сосновый бор” С.Семенов и М.Перцель сообщили на
пресс-конференции, что психических заболеваний становится все больше, так
как газеты и телевидение поощряют самые низменные, садо-мазохистские пороки
человека, угнетают психику людей. Присутствовавший на пресс-конференции
руководитель информационно-аналитического управления администрации
губернатора А.Кириллов заявил журналистам: “Мы обеспокоены разгулом чернухи
и порнухи, вот и попросили врачей встретиться с вами”.
Октябрь, 1. По сообщению газеты “Главный проспект” (Екатеринбург), редактор
общественно-политических программ Свердловской ГТРК Ю.Ткачева заявила на
пресс-конференции, что передача “Говорят депутаты Государственной Думы” с
участием посетившего Екатеринбург Льва Рохлина была снята с эфира СГТРК по
политическим соображениям.
Октябрь, 2. Депутат Государственной Думы Владимир Тетельмин предъявил к
газете “Вечерний Красноярск” иск о защите деловой репутации и возмещении
морального вреда в размере 150 миллионов рублей. Основанием для иска стала
вышедшая 30 сентября 1997 года статья “Политики определяются”, содержащая,
по мнению истца, не соответствующие действительности сведения.
Октябрь, 2. Палата по государственной информационной политике Политического
консультативного совета при Президенте РФ обратилась к руководителям средств
массовой информации с призывом не принимать “материалы, которые так или
иначе противоречат нравственным нормам, задевают честь и достоинство
человека”. Поводом для этого обращения стало распространение в журналистской
практике таких явлений, как “погоня за дешевыми сенсациями, превратное
истолкование фактов, недостойные способы получения информации”.
Октябрь, 2. На проходившую в УВД Воронежской области пресс-конференцию
министра внутренних дел Анатолия Куликова не была приглашена газета
“Московский комсомолец”-Черноземье”. Как объяснил начальник пресс-службы УВД
области Виталий Марголин, “все ведущие газеты мы пригласили, а “Московский
комсомолец” – не сочли нужным. Зал маленький”.
Октябрь, 2-25. В связи с задержкой на 29 минут начала футбольного матча
Кубка УЕФА между командами “Спартак” – “Сьон” (Швейцария) 30 сентября ЗАО
“ОРТВ” обратилось с официальной претензией к Европейскому союзу футбольных
ассоциаций (УЕФА). Начало матча было задержано по инициативе швейцарского
клуба и, как отмечается в письме заместителя генерального директора ЗАО
“ОРТВ” Сергея Медведева на имя генерального директора УЕФА Герхарда Айнера,
это привело к тому, что “был нанесен не только значительный ущерб имиджу
телекомпании, обманувшей ожидания своих зрителей и рекламодателей, но и
прямой материальный ущерб, который оценивается ЗАО “ОРТВ” в 500 000 долларов
США”. Далее в письме содержится просьба компенсировать ОРТ указанную сумму.
25 октября пресс-служба ОРТ сообщила, что юридическая служба УЕФА прислала
ответ, в котором “снимает с себя всю ответственность за ущерб, причиненный
Общественному российскому телевидению”, связанный с задержкой начала
московского матча на Кубок УЕФА, так как “держателем прав на телетрансляцию
является “Спартак” (Москва), а не УЕФА”. Руководство ОРТ не считает ответ
УЕФА убедительным, но, по словам главы пресс-службы телекомпании Григория
Симановича, “испытывая большое уважение к УЕФА и ценя добрые отношения с
этой организацией выше данного конкретного инцидента, руководство ОРТ решило
не предпринимать никаких юридических действий в связи с возникшими
разногласиями”.
Октябрь, 2. По сообщению воронежской газеты “Молодой коммунар”,
корреспондент этого издания Сергей Попов по телефону обратился к директору
Дворца бракосочетаний Воронежа Юлии Харченковой за информацией о количестве
зарегистрированных браков в сентябре 1997 года. Директор категорически
отказалась сообщить имеющиеся у нее сведения, сославшись на то, что “эти
сведения только для служебного пользования”.
Октябрь, 2. По сообщению воронежской газеты “Коммуна”, энергетики за долги
отключили электроэнергию в редакции газеты “Восход” (Воробьевский район
Воронежской области). В результате выпуск районной газеты был сорван.
Октябрь, 2. По сообщению газеты “Саратовская мэрия”, Волжский районный суд
Саратова удовлетворил иск Л.Чикуновой, вдовы убитого в 1995 году И.Чикунова,
предъявленный газете “Заря молодежи”. Причиной иска стала публикация в этой
газете в декабре 1996 года материала “Кто должен сидеть в тюрьме, или
Откровения неотставного офицера – силовика”, где среди прочего говорилось,
что И.Чикунов принимал непосредственное участие в пяти убийствах. Суд не
счел нужным пригласить в качестве свидетеля того офицера, от которого была
получена информация, и обязал газету принести публичные извинения и
компенсировать истице моральный ущерб в размере 100 миллионов рублей.
Редакция газеты “Заря молодежи” намерена обжаловать решение районного суда.
Октябрь, 2. В связи с публикацией 2 октября 1997 года в газете
“Комсомольская правда” статьи “Черномырдин хотел как лучше. Гусинскому”, ЗАО
“Бонум-1″, обеспечивающее техническую сторону работы телекомпании
“НТВ-плюс”, намерено обратиться в суд с иском о защите своей деловой
репутации.
Октябрь, 2. В Новочеркасске около собственного дома было совершено нападение
на журналиста местной телекомпании “Дон-Сервис” Юрия Минкина. Он производил
видеосъемку городских улиц, и в кадр попало здание, в котором располагается
МП “Аваристан”. Глава предприятия Жадхан Азизов догнал журналиста и жестоко
избил. С тяжелой черепно-мозговой травмой Юрия Минкина доставили в больницу,
где ему была сделана операция.
Октябрь, 3. Всеволожский районный суд Ленинградской области возбудил в
отношении главного редактора газеты “Невская заря” Ирины Гуреевой три
уголовных дела по жалобам главы администрации муниципального образования
“Всеволожский район” Геннадия Доброва, а также Сергея Чачина и Андрея
Юркова, которые просили привлечь Ирину Гурееву к ответственности за
“распространение клеветнических и оскорбительных сведений”. Уголовные дела
возбуждены по факту публикации в газете “Невская заря” ряда статей, в
которых сообщается о конфликте между газетой и главой местной администрации
Геннадием Добровым, в котором со стороны администрации участвовали Сергей
Чачин и Андрей Юрков. Геннадий Добров также обратился в суд с иском о защите
чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда к
редакции газеты “Невская заря”. Причиной иска явилась публикация в 20-м
номере газеты статьи “Добров сказал: “Фас”,- и его цепные псы устремились
рвать в клочья газету “Невская заря”, в которой, по мнению истца, содержатся
не соответствующие действительности сведения.
Октябрь, 3. По сообщению газеты “Артемовский рабочий” из города Артемовска
Свердловской области, городская администрация уже три недели не подписывает
заявление на перерегистрацию газеты. По мнению журналиста газеты Сергея
Ибрагимова причина задержки перерегистрации газеты заключается в нежелании
главы администрации Артемовского района Юрия Манякина видеть в числе
соучредителей газеты ее редакцию и Артемовскую районную Думу.
Октябрь, 3. По сообщению брянской газеты “Добрый день”, мэр города Почепа
(Брянская область) В.Лялеко обратился в Советский районный суд Брянска с
иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете “Брянское
время” и А.Левинскому, автору напечатанной в этом издании статьи “Хозяйчик
города”. Истец считает, что факты, приведенные в данной публикации, не
соответствуют действительности и просит взыскать в качестве компенсации за
моральный ущерб с газеты 200 миллионов рублей, а с журналиста – 20 миллионов
рублей. Кроме того, за распространение “недостоверных сведений” В.Лялеко
намерен предъявить такие же иски к редакции газеты “Суббота” и Брянскому
областному радио.
Октябрь, 3. В Новосибирске около здания телекомпании НТН-4 был проведен
пикет, участники которого выступили против демонстрации фильма “Последнее
искушение Христа” на канале НТН-4. Солидарность с пикетчиками выразил мэр
Новосибирска Виктор Толоконский, обратившийся к руководству телекомпании с
просьбой отменить показ фильма.
Октябрь, 3. Прокурор Ардатовского района Нижегородской области В.Демидов
отказал в возбуждении уголовного дела в отношении редактора районной газеты
“Наша жизнь” Вячеслава Макарова в связи с отсутствием в действиях последнего
состава преступления. Заявление в районную прокуратуру с просьбой привлечь к
уголовной ответственности Вячеслава Макарова было подано бывшим кандидатом в
депутаты местного самоуправления Иваном Царьковым, по мнению которого
редактор нарушил его права, так как не опубликовал в газете биографию
И.Царькова и его предвыборную программу.
Октябрь, 4. В Екатеринбурге юрист отдела жилищно-коммунального хозяйства
администрации города Иван Решетников направил в Верхне-Исетский районный суд
иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в отношении журналиста
газеты “Аргументы и факты – Урал” Аксаны Пановой, распространившей по ряду
местных телеканалов информацию о том, что истец пытался с применением силы
отнять у нее уже подписанный им текст интервью и с этой целью в течение
некоторого времени удерживал ее в закрытом на ключ кабинете. Сумма
компенсации морального вреда, указанная в иске, составляет 50 миллионов
рублей.
Октябрь, 4. По сообщению газеты “Московский комсомолец”, информация о том,
что строители торгового комплекса на Манежной площади Москвы готовы начать
забастовку, опубликованная “Независимой газетой” 25 сентября 1997 года,
оказалась ложной.
Октябрь, 4. Председатель Мичуринского городского совета народных депутатов
Ольга Галдина обратилась в суд с иском к редакции газеты “Мичуринская
правда”. Истица сочла, что опубликование газетой 14 августа 1997 года ее
статьи “Благими намерениями вымощена дорога в ад” с сокращениями без
согласования с ней ущемляет ее конституционные права и препятствует ее
депутатской деятельности. Ольга Галдина потребовала от редакции опубликовать
статью без сокращений и изменений, принести ей публичные извинения на
страницах газеты и выплатить компенсацию за причиненный моральный ущерб в
размере 30 миллионов рублей. Итогом судебного разбирательства стало
заключение сторонами мирового соглашения.
Октябрь, 4. По сообщению газеты “Экспресс-Хроника”, депутаты Орловского
городского совета направили Президенту Беларуси Александру Лукашенко письмо,
в котором выразили ему поддержку и осудили “развернутую против него кампанию
в российских СМИ”.
Октябрь, 5. По сообщению воронежской газеты “Мое”, неизвестные
злоумышленники проникли в редакцию газеты “Инфа”, расположенную на 4-ом
этаже гостиницы “Бристоль” в центре города, и похитили факс и печатную
машинку. Центральным РОВД Воронежа по данному факту возбуждено уголовное
дело, ведется следствие.
Октябрь, 6. В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга началось
рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации начальника
Свердловского областного УВД Валерия Краева к редакции газеты “Аргументы и
факты – Урал” и журналисту Аксане Пановой. По мнению истца, в статье Аксаны
Пановой “Бесконечная трагедия”, напечатанной в августе 1997 года в этой
газете, содержатся недостоверные и ущемляющие его честь и достоинство
сведения. Кроме того, Валерий Караев обратился к суду с требованием о
взыскании с автора и редакции в общей сложности 50 миллионов рублей в
качестве компенсации морального ущерба.
Октябрь, 6. В Екатеринбурге президент Центра по расследованию обстоятельств
гибели членов семьи Дома Романовых Вадим Винер потребовал от редакции газеты
“На смену!” опровержения сведений, содержащихся в статье Марии Коноваловой
“Бал под стук копыт”, которая была напечатана в этой газете 4 октября 1997
года. Претензии Вадима Винера связаны с высказываниями автора статьи о его
личной заинтересованности в создании и поддержке искусственного интереса к
данной теме, а также с употреблением оскорбивших его выражений. Вадим Винер
передал в газету текст опровержения и заявил, что он ждет от редакции
извинений, в противном случае он обратиться в суд.
Октябрь, 6. По сообщению “Новой газеты”, юристы этого издания готовят иск к
первому вице-премьеру правительства РФ Анатолию Чубайсу, так как он
“публично заявил, что все публикации о гонораре Альфреда Коха являются
хорошо оплаченным враньем”. “Новая газета” первой опубликовала расследование
Александра Минкина о получении Альфредом Кохом гонорара в 100 000 долларов
США “за ненаписанную книгу от дочерней фирмы ОНЭКСИМбанка”.
Октябрь, 6. Корреспондент “Домашней газеты” (Ростов-на-Дону) Наталья
Венценосцева не была допущена на проходившую в здании Ростовской областной
администрации пресс-конференцию министра атомной энергетики РФ Владимира
Михайлова, поскольку не имела аккредитации при областной администрации.
Октябрь, 6. В Ростове-на-Дону возле здания областной администрации
экологическое движение “Хранители радуги” проводило митинг протеста в связи
со строительством Ростовской АЭС. Вместе с некоторыми участниками акции была
задержана и доставлена в Кировское отделение милиции готовившая для своей
редакции материал о митинге корреспондент ростовской “Домашней газеты”
Наталья Венценосцева, хотя она и предъявила милиционерам журналистское
удостоверение.
Октябрь, 6. В Нижегородский региональный Центр защиты прав прессы обратился
фотожурналист Иосиф Соборовер, сообщивший, что еженедельник “Ведомости
Нижегородской губернии” в N 33 за 1997 год опубликовал без его разрешения
фотоснимок Геннадия Янаева. Причем из снимка сделан коллаж, где Янаев
изображен со стаканом в руке. Искаженная фотография является иллюстрацией к
статье под заголовком “Главного путчиста в юности звали Гена-стакан”. По
мнению Иосифа Соборовера, в данном случае нарушены его авторские права, а
также нанесен моральный вред.
Октябрь, 7. Московский городской суд оправдал Алексея Костина, российского
учредителя и издателя эротической газеты “Еще”, приговоренного Никулинским
межмуниципальным судом Москвы 23 июля 1997 года к лишению свободы на полтора
года условно по статье 242 УК РФ (“Незаконное распространение
порнографических материалов или предметов”). Основанием отмены приговора
стало неприменение судом 1-ой инстанции норм закона, обязывающих суд
прекратить уголовное дело в связи с истечением срока давности привлечения к
уголовной ответственности..
Октябрь, 7. Прокурор Кемеровской области Валентин Симученков обратился в суд
в связи с многократными публичными обвинениями в адрес прокурора области и
прокуратуры, которые обнародовал в средствах массовой информации глава
администрации области Аман Тулеев. В частности, областная прокуратура
обвинялась в бездеятельности и непрофессионализме, а прокурор области – в
связях с криминальными структурами и в коррумпированности.
Октябрь, 7. По сообщению газеты “Вечерний Ставрополь”, заместитель главного
редактора газеты “Родина” Борис Кучмаев был оштрафован на 4 300 000 рублей
за неуважение к суду. Это произошло на процессе по иску прокурора
Ставропольского края Юрия Лушникова к редакции газеты “Родина” в связи с
тем, что представитель ответчика неоднократно нге являлся в судебное
заседание.
Октябрь, 8. Судебное заседание в Преображенском межмуниципальном суде Москвы
по иску корреспондента телекомпании НТВ Елены Масюк к лидеру фракции ЛДПР
Государственной думы РФ Владимиру Жириновскому отложено на 17 декабря из-за
неявки в суд Жириновского. Поводом для иска стало публичное обвинение в
конце 1996 года Жириновским Елены Масюк в том, что телекомпания НТВ и Елена
Масюк получили деньги за репортажи из Чечни.
Октябрь, 8. По сообщению газеты “Коммерсант-дейли”, Пресненский
межмуниципальный суд рассмотрел иск тележурналиста Владимира Мукусева к
президенту телекомпании REN-TV Ирене Лесневской. Поводом для судебного иска
стало ее интервью, опубликованное в “Новой газете”, где увольнение Владимира
Мукусева объяснялось тем, что он просил деньги у будущих героев передач.
Журналист потребовал опровергнуть эти сведения и компенсировать причиненный
ему моральный ущерб, определение размера которого оставил на усмотрение
суда. В ходе разбирательства выяснилось, что прямых доказательств, уличающих
Владимира Мукусева, у ответчика нет. Судья отложил рассмотрение дела до
декабря, одновременно предложив сторонам заключить мировое соглашение.
Октябрь, 8. Федеральная служба по телевидению и радиовещанию утвердила
кандидатуру нового председателя государственной телерадиокомпании “Самара”.
Им стал глава самарского информационного концерна “Будни” Александр Князев.
Октябрь, 8. В Калининском районном суде города Чебоксары завершилось
рассмотрение иска, предъявленного руководителем администрации президента
Чувашии Петром Красновым к газете “Республика”. По мнению истца, газета
опубликовала о нем сведения, не соответствующие действительности и порочащие
его честь и достоинство, в связи с чем он просил суд взыскать с ответчика
компенсацию за причиненный моральный ущерб. Суд вынес решение, обязывающее
редакцию газеты опубликовать опровержение и выплатить Петру Краснову в
качестве компенсации морального вреда 1 500 000 рублей.
Октябрь, 8. В Воронежский Центр защиты прав СМИ обратился журналист газеты
“Тамбовское время” Андрей Хворостов, сообщивший, что судья Октябрьского
районного суда Тамбова Зинаида Дутова не разрешила ему присутствовать на
открытом судебном заседании, мотивируя свое решение тем, что не сможет вести
процесс в присутствии прессы. Андрей Хворостов обратился за помощью к
председателю суда Александру Алтунину, который настоял на присутствии
журналиста на процессе.
Октябрь, 9. В Санкт-Петербурге сотрудниками ОМОНа был задержан журналист
газеты “Смена” Сергей Тягин, фотографировавший милиционеров, которые
проводили операцию по выборочному досмотру автотранспорта в районе площади
Ломоносова. Работники милиции сначала объяснили журналисту, что фотосъемка
может повредить проведению этого мероприятия, а затем вынудили его засветить
пленку.
Октябрь, 9. По сообщению газеты “Коммерсант-дейли”, Савеловский суд Москвы
рассмотрел иск о защите чести и достоинства бывшего президента Мордовии
Василия Гусятникова к начальнику правового управления аппарата
Государственной Думы РФ Владимиру Исакову и газете “Советская Россия”.
Поводом для иска послужила статья Владимира Исакова “Одним президентом в
России меньше”, напечатанная в этой газете 6 апреля 1993 года, за день до
решения Верховного совета Мордовии об упразднении института президентства в
республике. В этой публикации Василий Гусятников обвинялся в различных
злоупотреблениях, в том числе в “кумовстве” при подборе кадров. Суд
удовлетворил иск, обязав Владимира Исакова и газету “Советская Россия”
выплатить в возмещение морального вреда экс-президенту по 3 миллиона рублей.
Октябрь, 9. На телеканале “Петербург – 5 канал” не вышла в эфир программа
“Телевизионная служба безопасности”. По словам ведущего этой программы
Алексея Хохлова, она посвящалась обстоятельствам пресс-конференции и
последующего допроса в следственных органах бывшего мэра Санкт-Петербурга
Анатолия Собчака и была снята с эфира по указанию руководства телеканала как
“несвоевременная в настоящий момент”.
Октябрь, 10. В Санкт-Петербурге журналиста газеты “Час пик” Елену Федотову
охранники салона “Кисс” вывели из зала, где проходила пресс-конференция
Линды Евангелисты. Это было сделано по распоряжению Владимира Киселева,
одного из владельцев салона. Когда Елена Федотова вернулась в сопровождении
сотрудников милиции, Владимир Киселев отказался допустить ее на
пресс-конференцию и заявил, что все претензии будет принимать только через
суд.
Октябрь, 10. Журналисты волгоградской газеты “Пресс-клуб” Елена Каменская и
Дмитрий Кутепов обратились со встречным иском о защите чести, достоинства и
возмещении морального вреда к Иосифу Ефремову и телерадиокомпании “Волгоград
– ТРВ”. Поводом для иска послужило интервью Иосифа Ефремова корреспонденту
телерадиокомпании, вышедшее в эфир 19 сентября 1997 года в передаче “Первый
взгляд”, в котором он обвинил в клевете журналистов газеты “Пресс-клуб”.
Истцы просят взыскать с ответчиков в возмещение морального вреда 100
миллионов рублей.
Октябрь, 10. Министр внутренних дел РФ Анатолий Куликов на встрече с
журналистами категорически отверг утверждения некоторых средств массовой
информации о наличии у него “компромата на вице-премьеров российского
правительства”. Касаясь скандала вокруг Анатолия Собчака, министр посетовал
на то, что Генеральной прокуратуре и министерству внутренних дел мешают
работать, вмешиваясь в ход следствия, в том числе это относится и к
средствам массовой информации.
Октябрь, 10. В Пресненском районном суде Москвы состоялось заседание по
рассмотрению иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, который
был предъявлен к газете “Московский комсомолец” протоиереем Александром
(Винцентом Шаргуновым). Иск был вызван публикацией в газете редакционного
материала “Бог не выдаст – Зюганов не съест”, в котором говорилось о том,
что отец Александр во время президентских выборов 1996 года призывал к
поддержке коммунистов, за что был осужден тремя другими священниками.
Представители истца требуют, чтобы священники и редакция газеты принесли ему
свои извинения.
Октябрь, 10. Губернатор Воронежской области Иван Шабанов провел в здании
областной администрации пресс-конференцию, на которой объявил о своем
решении создать информационно-аналитическое управление при администрации
области для предоставления прессе “объективной, правдивой информации”.
Октябрь, 10. По сообщению газеты “Ведомости Нижегородской губернии”, в
Нижнем Новгороде ограблена квартира фотокорреспондента еженедельника “Дело”
Николая Нестеренко. В числе похищенного профессиональная камера “Никон”.
Октябрь, 11. Председатель ВГТРК Николай Сванидзе заявил, что кампания в
прессе против возглавляемого им канала связана с тем, что некоторые
финансисты хотели бы приобрести контроль над ним.
Октябрь, 12. Тираж журнала “Профиль” был задержан Центральным таможенным
постом России со ссылкой на неуплату НДС. По словам главного редактора
журнала Дмитрия Симонова, таможне известно, что средства массовой информации
не обязаны платить НДС. “Более того, сегодня были растаможены без налогов
тиражи других изданий, которые также печатаются в Финляндии”, – подчеркнул
Дмитрий Симонов. Комментируя возможные причины задержания тиража, он
отметил, что кому-то могли не понравиться материалы, связанные с кадровыми
перестановками в РАО “Газпром”.
Октябрь, 13. Хамовнический межмуниципальный суд Москвы принял к производству
иск гражданина РФ Александра Морозова к газете “Известия” о защите его прав
как потребителя. Предметом иска стал короткий редакционный комментарий под
фотографией сотрудника ОРТ Павла Шеремета, шагающего через границу Беларуси.
Истец полагает, что редакция газеты “умышленно исказила факты”, обвинила
Александра Лукашенко “в узурпации власти, присвоении им функций
правоохранительных органов” и тем самым нарушила его права потребителя,
получившего “продукцию ненадлежащего качества, то есть не соответствующую
основному стандарту закона РФ о средствах массовой информации”. Истец
требует публикации “Известиями” опровержения и возмещения ему морального
ущерба в размере 5,8 млрд. рублей.
Октябрь, 13. В городе Шарыпово (Красноярский край) состоялось очередное
заседание городского суда, рассматривающего дело по иску о защите чести,
достоинства и деловой репутации, который был предъявлен бывшим кандидатом в
мэры Шарыпово Василием Андрияновым к местной телекомпании “Шанс” и старшему
следователю по особо важным делам УВД Красноярского края Георгию Тарасову.
Истец полагает, что ответчики способствовали его поражению на выборах и
просит суд взыскать в качестве компенсации за причиненный моральный ущерб
550 миллионов рублей. Это уже шестое заседание по данному делу, но
окончательное решение так и не было принято.
Октябрь, 13. Глава администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга
Сергей Черкасов обратился в суд с иском о защите чести и достоинства и
компенсации морального ущерба к газете “Московский комсомолец”. Причиной
иска послужил репортаж о рейде ГАИ, напечатанный в уральском выпуске газеты,
в котором микрорайоны “Уралмаш” и “Эльмаш” названы “страной непуганных
идиотов”. Сергей Черкасов счел это высказывание “оскорбительным для
достоинства вверенного ему населения” и потребовал от уральского выпуска
газеты “Московский комсомолец” по 10 000 рублей на каждого из 269 000
жителей этих микрорайонов. По его словам, в случае удовлетворения иска
деньги пойдут районной больнице, детскому дому и на коммунальные нужды.
Октябрь, 13. В Санкт-Петербурге трое сотрудников службы охраны универмага
“ДЛТ” пытались задержать внештатного корреспондента газеты “Стрела” Бориса
Клинова, собиравшего материалы для фельетона. После вмешательства
руководителей службы охраны журналиста отпустили, объяснив ему, что
посещение режимного объекта, которым является универмаг, должно быть
согласовано с его администрацией.
Октябрь, 13. В 20:01 агентство “Интерфакс” сообщило со ссылкой на
“информированный источник в администрации Президента Чечни” о том, что в
Грозном похищены главный редактор Чеченского телевидения Лема Гудаев и
пресс-секретарь Президента Чеченской республики Казбек Хаджиев. Через два
часа то же агентство сообщило о том, что Казбек Хаджиев находится у себя
дома, также дома находится и Лема Гудаев. Глава МВД Чеченской республики
Казбек Махашев расценил информацию о похищениях как “попытку
дестабилизировать обстановку в республике”.
Октябрь, 13. Вечером в Москве нападению неизвестного подвергся заместитель
главного редактора журнала “Новый мир” Дмитрий Восковский. Когда журналист
вышел из здания редакции, к нему подбежал молодой человек и нанес несколько
ударов. В результате нападения Дмитрий Восковский с травмой головы был
доставлен в больницу. По словам очевидцев, нападение было не
спровоцированным и преступник поджидал журналиста.
Октябрь, 13. В редакции саровской газеты “Город N” (Нижегородская область)
сотрудниками милиции с санкции прокурора и в присутствии понятых был
произведен обыск. По словам редактора газеты Татьяны Горбачевой, велся поиск
“неких финансовых документов с некой мифической печатью”. Обыск длился
четыре часа, результатом его стало изъятие личной записной книжки редактора.
По мнению журналистов газеты “Городской курьер” (город Саров), обыск в
редакции газеты “Город N” связан с уголовным делом, возбужденным в отношении
ее редактора Татьяны Горбачевой по статье 147 УК РСФСР (“Мошенничество”) в
декабре 1996 года.
Октябрь, 14. Телекомпания “Шанс” из города Шарыпово Красноярского края
потребовала от акционерного общества “Горэлекторсеть” возмещения
материального ущерба, так как в результате внепланового отключения
электроэнергии передачи телекомпании в течение суток не могли выходить в
эфир.
Октябрь, 14. Октябрьский районный суд Красноярска удовлетворил иск о
возмещении морального вреда, который был предъявлен к газете “Комок”
гражданкой Л.Мусевич. Причиной иска стала публикация в одном из номеров
газеты объявления с неправильно указанным телефоном. В итоге суд обязал
ответчика выплатить истцу 6 миллионов рублей.
Октябрь, 14. В Казанское отделение Фонда защиты гласности обратилась
журналист Елена Самохина, сообщившая, что на 3 ноября 1997 года назначено
судебное заседание по трем искам о защите чести и достоинства, предъявленным
к газете “Елабург” из города Елабуга. Истцами являются глава администрации
Менделеевского района Республики Татарстан Васим Вахитов, а также Азат
Даутов и Мухаматнур Гильфанов. Все три исковых заявления имеют один и тот же
текст, каждый требует возместить моральный вред в размере 5 миллионов
рублей. Поводом для обращения в суд послужила напечатанная в газете
“Елабург” 2 августа 1997 года заметка, содержащая, по мнению истцов, ложные
и порочащие честь и достоинство сведения.
Октябрь, 14. Президент РФ Борис Ельцин после ознакомления с докладом Союза
журналистов о критической ситуации в средствах массовой информации поручил
первому вице-премьеру Анатолию Чубайсу подготовить предложения о возможных
правительственных решениях по стабилизации рынка СМИ. Борис Ельцин также
поручил рассмотреть возможность и экономическую целесообразность сохранения
налоговых льгот для прессы.
Октябрь, 14. Бывший генеральный директор ОРТ Сергей Благоволин на
пресс-конференции в Центральном доме журналистов главной причиной своей
отставки назвал расхождение во взглядах с Советом директоров ОРТ.
Октябрь, 14. Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск
администрации города Краснотурьинска и признал не соответствующим
действующему законодательству решение Свердловского территориального
управления Государственного Комитета по антимонопольной политике, который
усмотрел нарушение антимонопольного законодательства в действиях
администрации Краснотурьинска, установившей льготы для некоторых категорий
населения города при подписке на газету “Заря Урала”. Арбитражный суд
указал, что льготы, установленные для общественно-политического издания,
каким является “Заря Урала”, не ущемляют права другого городского издания –
рекламной газеты “Вечерний Краснотурьинск”, учредитель и главный редактор
которой Александр Арцыбашев и обратился в управление антимонопольного
комитета с требованием признания решения о льготах на подписку лишь одного
городского издания незаконным.
Октябрь, 15. В ростовской газете “Крестьянин” опубликован материал
обозревателя этого издания Ольги Бульбич “Инструкция: как обуздать прессу”,
в котором сообщается, что рассматриваемый Законодательным собранием
Ростовской области проект Положения об аккредитации журналистов в нескольких
пунктах нарушает Закон РФ “О средствах массовой информации”.
Октябрь, 15. После окончания футбольного матча “Спартак” – “Сьон” на
московском стадионе “Локомотив” журналистов долго не пускали на
пресс-конференцию с участием тренеров команд, так как на игре присутствовал
управляющий делами президента РФ Павел Бородин и его охрана “излишне ретиво
принялась наводить “порядок”. В результате большая часть журналистов попала
на пресс-конференцию с опозданием.
Октябрь, 15. Собственный корреспондент “Российской газеты” в Центральном
Черноземье Анатолий Старухин сообщил представителю воронежского Центра
защиты прав СМИ, что это издание в газетных киосках Воронежа приобрести
практически невозможно. Он рассказал, что неоднократно обращался с этой
проблемой к руководителю воронежской “Роспечати” Николаю Сальникову, но тот
объяснил отсутствие “Российской газеты” в большинстве киосков тем, что на
нее нет спроса.
Октябрь, 15. Информационно-издательская группа “Совершенно секретно”
намерена обратиться в суд с иском о защите деловой репутации к бывшему
пресс-секретарю Александра Лебедя Александру Бархатову, который неоднократно
обвинял в прессе журнал “Лица”, входящий в этот концерн, в краже рукописей
его книги, посвященной бывшему шефу. По словам генерального директора
концерна “Совершенно секретно” Михаила Беглова, материалы были переданы
Александром Бархатовым лично президенту концерна для опубликования, и все,
что делалось с рукописью, делалось с ведома автора.
Октябрь, 16-23. По сообщению газеты “Бурятия” (Улан-Удэ), редакторы ведущих
изданий республики обеспокоены ущемлением права на получение информации из
МВД Бурятии. Они обратились в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку
действиям МВД республики, заключившим, по их сведениям, договор об
эксклюзивных отношениях с коммерческим издательским домом “Баргузин”,
намеревающимся выпускать новую газету “Версия”. Одним из условий договора
является преимущественное право нового издания на получение информации из
МВД. В заявлении редакторов подчеркивается, что “уже сейчас имеются факты
необоснованного отказа” в предоставлении несекретной информации. 23 октября
пресс-служба МВД Республики Бурятия также сделала заявление, в котором, в
частности сообщила, что теперь вместо сводок оперативной информации
журналистам предоставляется пресс-релиз, так как эти сводки содержат
секретную информацию. Далее в заявлении говорится, что журналисты местных
средств массовой информации односторонне освещают тему борьбы с
преступностью, “чрезмерно увлекшись красочным описанием совершаемых
преступлений, смакованием их деталей”. Поскольку такое положение дел не
устраивало руководство МВД Бурятии, совместно с издательским домом
“Баргузин” налажен выпуск газеты “Версия”, “в которой читатели могут узнать
не только лишь криминальную хронику происшествий, но и ближе познакомиться с
работой правоохранительных органов”.
Октябрь, 16. Савеловский районный суд Москвы удовлетворил иск о защите
чести, достоинства и деловой репутации, предъявленный Иосифом Кобзоном к
газете “Советская Россия” и журналисту Ларисе Кислинской. Иск был подан в
суд в 1994 году, но по различным причинам решение по нему неоднократно
откладывалось. Суд признал не соответствующими действительности сведения о
том, что Иосиф Кобзон якобы тесно связан с криминальным миром,
опубликованные в “Советской России” в 1992 году, и обязал редакцию
напечатать опровержение и выплатить истцу в качестве возмещения морального
вреда 5 миллионов рублей, а Ларису Кислинскую – 3 миллиона рублей.
Журналистка намерена обжаловать это решение.
Октябрь, 16. Депутат муниципального совета города Воронежа Олег Берг
направил редактору газеты “Воронежский курьер” Дмитрию Дьякову письмо в
связи с публикацией статьи о кандидате в депутаты муниципального совета
города Валентине Котляре. Данная статья послужила причиной судебного
разбирательства и решения Ленинского районного суда Воронежа, в соответствии
с которым газета обязана выплатить Валентину Котляру 3 миллиона рублей, о
чем Фонд защиты гласности уже сообщал в предыдущих выпусках монитора. Олег
Берг считает, что эта выплата наносит ущерб городскому бюджету, поскольку
газета “Воронежский курьер” является муниципальной. В своем письме депутат
указал, что в случае наличия вины редактора в публикации упомянутой статьи
он намерен обратиться в суд с иском к Дмитрию Дьякову о взыскании с него
нанесенного городскому бюджету ущерба.
Октябрь, 16. Начальник Новочеркасского горздравотдела Алекандр Гончаров
отказался предоставить статистические данные о работе городской системы
здравоохранения за первые шесть месяцев 1997 года журналисту газеты
“Новочеркасские ведомости” Татьяне Даниленко. Свой отказ Александр Гончаров
мотивировал тем, что редакция предварительно не прислала официальный запрос.
Октябрь, 16. Советский районный суд Нижнего Новгорода отказал бывшему
кандидату в губернаторы Нижегородской области Геннадию Ходыреву в иске о
защите чести и достоинства к первому вице-премьеру Правительства РФ Борису
Немцову и телекомпании “Волга”. Поводом для иска послужило обращение Бориса
Немцова к населению области в прямом эфире телекомпании, сделанное им во
время предвыборной борьбы: “Вы хотите видеть на посту губернатора коммуниста
или нормального человека?”.
Октябрь, 16. В дежурную часть Северного ОВД Воронежа в 21 час 10 минут по
телефону позвонил неизвестный мужчина и сообщил, что
изательско-полиграфическая фирма “Воронеж” заминирована и через 2 часа
газетный цех взлетит на воздух. Сотрудники фирмы были срочно эвакуированы.
Позднее выяснилось, что тревога оказалась ложной, поскольку взрывное
устройство обнаружено не было.
Октябрь, 17. В Ростовский Фонд защиты прав прессы обратилась журналист
газеты “Новочеркасские ведомости” и внештатный корреспондент газеты
“Известия – Юг” Ольга Зуева. Она сообщила, что после публикации в газете
“Известия – Юг” ее материала “Сюрприз для Думы”, в котором говорилось об
избрании в городскую Думу Новочеркасска ранее неоднократно судимого Георгия
Варфоломеева, этот депутат приходил в редакцию газеты “Новочеркасские
ведомости” и разыскивал автора статьи, высказывая в ее адрес угрозы
физической расправы. После этого по домашнему телефону Ольги Зуевой звонили
неизвестные и угрожали ей и ее близким.
Октябрь, 17. Представители администрации Курганской области и Курганской
областной Думы, двух соучредителей областной газеты “Новый мир” (Курган),
заявили редактору газеты Юрию Агафонову, что они не хотят видеть редакцию в
числе соучредителей, так как редакция газеты, по их мнению, не имеет статуса
юридического лица.
Октябрь, 17. Начальник управления по расследованию особо важных дел
Генеральной прокуратуры РФ Владимир Казаков сообщил, что в поле зрения
следствия по делу об убийстве журналиста газеты “Московский комсомолец”
Дмитрия Холодова оказались несколько офицеров российской армии, в отношении
которых в настоящее время проводятся активные оперативно-следственные
действия. Он рассказал также, что следователи располагают точными сведениями
о том, где именно было изготовлено взрывное устройство, с помощью которого
был убит Дмитрий Холодов.
Октябрь, 18. По сообщению газеты “Экспресс-Хроника”, Орловская областная
комиссия по правам человека до сих пор не получила ответа на свое обращение
в Судебную палату по информационным порам при Президенте РФ, в котором
просила дать оценку публикации “Почему нами правят Чубайсы?”, напечатанной в
газете “Орловская искра”. В этой статье утверждалось, что причина назначения
Анатолия Чубайса на высокий пост – его еврейское происхождение и
причастность к “еврейско-банкирскому лобби”. Комиссия по правам человека
просила определить, являются ли эти утверждения антисемитскими.
Октябрь, 18. Главные редакторы ряда газет и журналов и руководители
журналистских союзов и объединений обратились к Президенту РФ Борису Ельцину
в связи с проектом нового Налогового кодекса. По их мнению, в случае
принятия кодекса в нынешнем виде прессе, читателям и подписчикам будет
нанесен серьезный ущерб, так как в перечне предприятий и организаций,
освобождаемых от уплаты НДС, “нет предприятий и организаций СМИ,
книгоиздания, полиграфии, организаций, распространяющих печатную продукцию,
передающих центров”. Учитывая то, что практическая реализация Федерального
закона “Об экономической поддержке районных (городских) газет” так и не
началась, “законодательная база государственной протекционистской политики в
области средств массовой информации и книгоиздания, сложившаяся к концу 1995
года, фактически оказывается разрушенной”. В обращении подчеркивается, что
“последствия свертывания государственной поддержки СМИ, книгоиздания могут
оказаться крайне негативными для достигнутой в России свободы массовой
информации”.
Октябрь, 20. В Грозном в суд направлено дело по факту оказания
посреднических услуг в проведении переговоров об уплате выкупа за
освобождение съемочной группы телекомпании НТВ – Елены Масюк, Дмитрия
Ольчева и Ильи Мордюкова. По словам руководителя спецбригады по борьбе с
похищениями людей Чеченской республики Магомеда Магомадова, в случае
доказательства вины обвиняемого, его ждет наказание в виде лишения свободы
сроком до 10 лет с конфискацией имущества.
Октябрь, 20. Глава администрации Краснодарского края Николай Кондратенко в
своем выступлении по краевому телевидению обвинил местную прессу в
“информационной блокаде”. По словам губернатора, решение о начале этой
блокады было принято на состоявшемся в начале октября в Краснодаре “собрании
сионистской прессы”.
Октябрь, 20. Октябрьский районный суд Белгорода отказал в удовлетворении
иска, предъявленного 24 июля 1997 года к газете “Смена” председателем Совета
областной общественной организации “Союз офицеров” Виктором Алексеевым.
Истец счел сведения, распространенные в статье “Над Москвой сгущаются тучи”,
которая была напечатана в газете “Смена” 5 июня 1997 года, не
соответствующими действительности и порочащими репутацию как его лично, так
и организации в целом. По мнению Виктора Алексеева, публикация не только
осложнила работу “Союза офицеров”, но и поставила под угрозу само
существование этой организации. Он попросил суд обязать редакцию
опубликовать опровержение, а также взыскать с ответчика в возмещение
морального вреда 20 миллионов рублей.
Октябрь, 20. В Москве состоялась пресс-конференция финансиста Джорджа
Сороса, на которой он, в частности, заявил, что в российских средствах
массовой информации “появилось много дезинформации”, в том числе и в его
адрес. “Российские СМИ любят высказывать свои мнения и оценки, а не факты”,-
подчеркнул Джордж Сорос.
Октябрь, 20. Во время встречи Президента РФ с премьер-министром и главами
обеих палат парламента достигнута договоренность о создании общественных
наблюдательных советов на телеканалах ОРТ и ВГТРК, в которые будут входить
представители президента, правительства, депутаты Государственной думы,
члены Совета Федерации, деятели культуры.
Октябрь, 21. В Воронежский региональный Центр защиты прав СМИ обратился
журналист липецкой газеты “Де-Факто” Дмитрий Геворгян, сообщивший, что ему и
фотокорреспонденту того же издания Александру Соколову было отказано в праве
присутсвовать на пресс-конференции Президента Республики Беларусь Александра
Лукашенко, которая планировалась на 2 октября по случаю его визита в
Липецкую область. Управление по делам средств массовой информации
администрации Липецкой области мотивировало отказ Дмитрию Геворгяну и
Александру Соколову “большим количеством журналистов с белорусской стороны”,
а также тем, что в гостинице “Лесной дом”, где должна была состояться
пресс-конференция, нет вместительного помещения. Из липецких журналистов
были аккредитованы только представители “Липецкой газеты” и ГТРК “Липецк”,
учредителями которых является областная администрация.
Октябрь, 21. В Курске Кировский районный суд частично удовлетворил иск о
защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда,
который был предъявлен к редакции газеты “Городские известия” и директору
Курского регионального информационно-аналитического центра Олегу Князеву
заместителем губернатора Курской области Юрием Донченко. Истец счел
сведения, распространенные в интервью директора КРИАЦ Олега Князева и
помещенные в газете “Городские известия”, ложными и потребовал от ответчиков
опровергнуть порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию сведения,
а также выплатить ему 257 миллионов рублей в качестве компенсации за
причиненный моральный ущерб. Суд вынес решение, обязывающее газету
опубликовать опровержение и взыскать с редакции “Городских известий” 3
миллиона рублей, а с Олега Князева – 5 миллионов рублей. Газета намерена
обжаловать решение суда в кассационной инстанции.
Октябрь, 21. В городе Вышний Волочек (Тверская область) оперативной группой
управления ФСБ по Тверской области был задержан Алексей Алексеев, охранник
мэра Вышнего Волочка Марка Хасаинова. Он пытался снять звукозаписывающую
аппаратуру, незаконно установленную на телефонной линии и фиксирующую
телефонные разговоры журналиста газеты “Тверская жизнь” Тамары Водичевой,
написавшей серию разоблачительных статей о деятельности мэра города.
Районная прокуратура возбудила уголовное дело против Алексея Алексеева в
соответствии со статьей138 УК РФ (“Нарушение тайны переписки, телефонных
разговоров”).
Октябрь, 21. В Воронеже журналист газеты “Воронежский курьер” Андрей
Черваков не был допущен на учредительную конференцию регионального отделения
движения “Яблоко”. У входа Андрей Черваков предъявил журналистское
удостоверение, но охранник не пропустил его, объяснив, что для прохода в
здание требуется пригласительный билет, которого журналист не имел.
Октябрь, 21. По сообщению газеты “Известия”, в Ульяновске суд частично
удовлетворил иск главы администрации области Юрия Горячева к корреспонденту
газеты “Известия” Валентину Разбойникову о защите чести, достоинства и
возмещении морального вреда. Причиной иска стала заметка “Народ не хочет
“Народную газету”, опубликованная в “Известиях” 27 июня 1997 года, в которой
автор поставил вопрос: “Куда ушли несколько сот миллиардов товарного кредита
для села?” Эти слова губернатор счел порочащими его честь и достоинство и
попросил суд обязать ответчика возместить моральный вред в сумме 50
миллионов рублей. Суд решил взыскать с Валентина Разбойникова 1 миллион
рублей, но редакция газеты “Известия” намерена обжаловать это решение.
Октябрь, 21. Апелляционная инстанция Нижегородского областного арбитражного
суда отказала в удовлетворении апелляционной жалобы НПО “Лакокраска”,
которое ранее обращалось в суд с иском к газете “Город и горожане” о защите
деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 1 млрд. рублей и
компенсации убытков в размере 6,5 млрд. рублей. Поводом для иска послужили
две публикации в газете, где сообщалось о конфликтной ситуации, сложившейся
на НПО “Лакокраска” в связи с передачей 51 процента акций предприятия Марку
Лухтону, бывшему генеральному директору, а ныне председателю Совета
директоров. Суд отказал истцу в удовлетворении требований, а апелляционная
инстанция оставила это решение в силе, так как не сочла содержащиеся в
статьях газеты “Город и горожане” сведения ущемляющими деловую репутацию
предприятия.
Октябрь, 22. По сообщению агентства РИА-“Новости”, председатель
государственного комитета по телевидению Чеченской республики Лема Чабаев
подал прошение об отставке, однако Президент Чечни после встречи с
коллективом телевидения не принял ее. О причинах подачи заявления об
отставке ничего не сообщается.
Октябрь, 22. Апелляционной инстанцией Нижегородского арбитражного суда
отказано в удовлетворении апелляционной жалобы НПО “Лакокраска”, которое
ранее обращалось в суд с иском о защите деловой репутации и возмещении
морального вреда в размере 1 млрд. рублей к газете “Нижегородская правда”.
Поводом для иска послужил напечатанный в газете фельетон журналиста Василия
Варавки “Хапать, граждане, грешно”, где рассказывалось о конфликте на НПО
“Лакокраска” в связи с передачей 51 процента акций предприятия председателю
Совета директоров Марку Лухтону, бывшему генеральному директору. Суд отказал
истцу в удовлетворении требований, апелляционная инстанция также пришла к
выводу, что в фельетоне не содержатся сведения, порочащие деловую репутацию
предприятия, а в части возмещения морального вреда указала, что в
соответствии со статьей 151 (“Компенсация морального вреда”) ГК РФ
юридическое лицо не может испытывать нравственных и физических страданий по
определению.
Октябрь, 22. В Москве в подъезде дома на Борисовском проезде в 1 час ночи
был ограблен художественный редактор газеты “СПИД-Инфо” Юрий Задорин.
Угрожая ножом, двое неизвестных заставили журналиста открыть дверь его
квартиры. Войдя внутрь, преступники избили хозяина, забрали компьютер,
видеокамеру, музыкальный центр, 4 видеомагнитофона, а затем скрылись. Через
несколько часов сотрудники милиции задержали грабителей. Ими оказались
учащиеся одного из московских СПТУ, проживающие в соседнем доме.
Октябрь, 22. По сообщению газеты “Московский комсомолец”, “следствие по делу
Листьева активно разрабатывает в последнее время так называемую “семейную
версию”. Комментируя эту информацию, Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов
заявил, что оставляет ее “на совести тех журналистов, которые ее написали”.
Главный продюсер телекомпании “ВИД” Андрей Разбаш, чье имя упомянуто в
публикации газеты “Московский комсомолец”, заявил, что приведенные в статье
факты являются абсолютной ложью, поэтому он намерен обратиться в суд.
Октябрь, 22. Судебная коллегия Волгоградского областного суда рассмотрела
кассационную жалобу главного редактора районной газеты “Вперед” (город
Фролов) Николая Любимова на решение Фроловского районного суда от 1 августа
1997 года. Этим решением был удовлетворен иск начальника Фроловского РОВД
Карпенко и его заместителей Кобылянского и Курина к газете “Вперед” о защите
чести и достоинства, в пользу истцов взыскано по 12 миллионов рублей в
возмещение морального вреда. Поводом для иска послужила перепечатка газетой
“Вперед” статьи “А вам, прокурор, спасибо…” из волгоградского издания
“Колоколъ”, которое не привлекалось к делу в качестве соответчика.
Определением коллегии областного суда решение суда первой инстанции
отменено, и дело направлено на новое рассмотрение.
Октябрь, 22. Один из соучредителей “Хорошей газеты” из города Новоуральска
Свердловской области Вадим Аверьянов обратился в Уральское региональное
управление Госкомпечати РФ с жалобой на действия Галины Таланкиной,
директора МП “Информпечать” (Новоуральск), которая отказалась подписать
договор на распространение этого издания. Вадим Аверьянов считает, что
причиной нежелания директора МП “Информпечать” распространять в Новоуральске
тираж “Хорошей газеты” является стремление создать более благоприятные
условия для газеты городской администрации “Нейва”.
Октябрь, 22. В связи с заявлением председателя думского комитета по обороне
генерала Льва Рохлина о том, что агентство Интерфакс исказило его
высказывания, сделанные 19 октября 1997 года на учредительном собрании
отделения Движения в поддержку армии в подмосковном Солнечногорске,
агентство Интерфакс выступило с заявлением, в котором говорится, что его
корреспондент “лично присутствовал на этом собрании и может
засвидетельствовать точность цитат из нашумевшего выступления генерала”.
Кроме того, в заявлении подчеркивается, что агентство располагает
аудиозаписью выступления Льва Рохлина, где он говорит, что Движение намерено
выполнить свою миссию и “скинуть ненавистный режим” к весне 1998 года. По
поручению Генеральной прокуратуры РФ главная военная прокуратура проводит
проверку в связи с выступлением генерала на собрании своих сторонников.
Октябрь, 23-28. Пресс-секретарь Президента РФ Сергей Ястржембский выразил
возмущение в связи с репортажем газеты “Московский комсомолец”, где
говорится о том, что Борис Ельцин якобы посетил винные Криковские погреба
Молдавии. Пресс-секретарь назвал эту публикацию полной дезинформацией. Отдел
политики газеты “Московский комсомолец” объяснил публикацию материала тем,
что запланированное посещение винных погребов было отменено в последний
момент, а журналистов об этом не проинформировали.
Октябрь, 23. Решением Головинского межмуниципального суда Москвы изменена
мера пресечения Алине Витухновской, обвиняемой в распространении наркотиков.
Подписка о невыезде была отменена, и ее взяли под стражу до начала нового
судебного заседания. Впервые Алину Витухновскую арестовали в сентябре 1994
года. До осени 1995 года она находилась в Бутырском СИЗО, после чего ее
отпустили под подписку о невыезде, а дело отправили на доследование. 23
октября Алину Витухновскую вызвали в Головинский суд и заключили под стражу
“как особо опасного преступника”.
Октябрь, 23. Московское управление ФСБ РФ предъявило обвинение в терроризме
редактору газеты “Молодой коммунист” Игорю Губкину. Ему инкриминируется
подготовка взрыва памятника Петру I в Москве. Кроме того, милиция возбудила
против Игоря Губкина уголовное дело по факту мошенничества в молодежном
жилищном кооперативе.
Октябрь, 23. В Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода с иском о
защите чести и достоинства к журналу “Человек и здоровье” обратилась
гражданка Юлия Давыдова. Поводом для иска послужила напечатанная в этом
журнале фотография рожающей женщины, в которой истица узнала себя. Юлия
Давыдова просит суд взыскать с редакции 15 миллионов рублей в возмещение
причиненного ей морального вреда.
Октябрь, 23. В Нью-Йорке корреспонденту телекомпании НТВ Елене Масюк была
вручена премия американского комитета защиты журналистов “За свободу
прессы”.
Октябрь, 24. Советский районный суд Брянска восстановил в должности главного
редактора еженедельника “БК Факт” Владимира Пронина, смещенного в конце
августа решением двух из четырех учредителей вопреки воле журналистского
коллектива. Увольнение последовало после серии разоблачительных публикаций о
высокопоставленных сотрудниках областной исполнительной власти. Решение
суда, взыскавшего также с учредителей в пользу Владимира Пронина 500 000
рублей в качестве компенсации морального ущерба, вступило в силу немедленно,
однако спустя несколько часов те же учредители – коммерческая фирма
“Кладезь” и обком Российского Союза молодежи – издали новое постановление об
отстранении главного редактора от должности, обвинив его на этот раз в
фальсификации документов.
Октябрь, 24. В Железнодорожном районном суде Красноярска началось слушание
дела по иску о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении
морального вреда, который был предъявлен к редакции газеты “Евразия” и
журналисту Юрию Чигишеву директором предприятия бытового обслуживания “Рика”
города Лесосибирска Еленой Галибиной. Основанием для предъявления данного
иска стала статья Юрия Чигишева “На предприятии бытового обслуживания убыток
приносило все”, напечатанная в газете “Евразия” 27 февраля 1997 года. Истица
просит суд взыскать с ответчиков 190 миллионов рублей в качестве компенсации
причиненного публикацией морального вреда.
Октябрь, 24. В Воронеже при переходе улицы была сбита автомобилем журналист
газеты “Молодой коммунар” Тамара Якуц. С осколочным переломом бедра Тамара
Якуц была доставлена в больницу. Воронежские журналисты решили организовать
фонд помощи пострадавшей.
Октябрь, 24. Государственная Дума поддержала законопроект председателя
комитета по культуре Станислава Говорухина, который предложил внести
изменения в закон “О порядке освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой информации”. Суть идеи депутата
состоит в том, чтобы запретить аккредитованным журналистам “производить
собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и иных открытых
официальных мероприятиях”. Против предложения Станислава Говорухина
выступили независимый депутат Галина Старовойтова и фракция “Яблоко”.
Октябрь, 24. Телекомпания НТВ решила прибегнуть к телевизионному суду
присяжных, чтобы решить вопрос о показе фильма Мартина Скорсезе “Последнее
искушение Христа”. Эта лента, нетрадиционно толкующая ряд евангельских
эпизодов, планировалась к показу в марте и апреле этого года, но оба раза ее
снимали с эфира в связи с негативной реакцией Русской Православной церкви.
Октябрь, 25. Газета “Известия” опубликовала интервью с руководителем
спецбригады по борьбе с похищениями людей при Президенте Чеченской
республике Магомедом Магомадовым, в котором тот, в частности, пояснил
причины неудачного расследования в Москве по факту похищения журналистов
телекомпании НТВ. Основной причиной он назвал нежелание правоохранительных
органов России содействовать расследованию.
Октябрь, 25. “Независимая газета” принесла свои извинения министру
внутренних дел РФ Анатолию Куликову за публикацию 22 октября 1997 года
статьи Михаила Казакова “Судьбу экс-мэра решит суд”, в которой говорилось,
что “нынешний шеф МВД контролировал всю коммерческую деятельность
антидудаевской оппозиции с момента ее формирования и получал с каждой сделки
впечатляющие комиссионные”. Автор публикации, несмотря на свои обещания, не
предоставил редакции доказательства достоверности информации, помещенной в
статье.
Октябрь, 26. В районе границы Чеченской республики и Ингушетии неизвестными
вооруженными людьми похищены корреспонденты телепрограммы “Совершенно
секретно” Михаил Маркелов и Дмитрий Новоселов, корреспондент еженедельника
“Собеседник” Михаил Сердюков. Они были освобождены через три дня. О
подробностях похищения журналистов ничего не известно, а в их освобождении,
как утверждает полномочный представитель государственной комиссии по розыску
пропавших без вести при Президенте Чеченской республики в РФ Балауди
Текилов, участвовали бойцы Салмана Радуева.
Октябрь, 27. Губернатор Ульяновской области Юрий Горячев предъявил очередной
иск к газете “Симбирский курьер”. Поводом для иска послужила статья,
напечатанная газетой под заголовком “И квартиры по блату?”, содержащая
информацию о возбуждении уголовного дела по факту незаконного расходования
бюджетных денег на ремонт дома, где в семье тестя живет младший сын
губернатора.
Октябрь, 27. Редактор газеты “Новый компас” (город Каменск-Уральский
Свердловской области) Владислав Устюгов обратился в Уральское региональное
управление Госкомпечати РФ с жалобой на действия ТОО “Театр актера и куклы
“Гонг” и ООО “Гонг”, учредителей и распространителей телепрограммы “Гонг
ТВ”, отказывающих редакции “Нового компаса” в предоставлении информации о
программе передач телекомпании “Гонг ТВ”.
Октябрь, 27. По сообщению газеты “Деловой Петербург”, телекомпания ОРТ
намерена предложить петербургским изданиям “цивилизованные отношения по
публикациям телевизионных программ на коммерческой основе”. До настоящего
момента подавляющее большинство печатных средств массовой информации
Петербурга не оплачивало публикацию телепрограммы ОРТ.
Октябрь, 27. Железнодорожным районным судом Красноярска была арестована
часть имущества редакции газеты “Евразия”. Основанием для наложения ареста
послужило решение суда по иску бывшего коммерческого директора газеты
Богдана Демчука о выплате задолженности по заработной плате.
Октябрь, 28. По сообщению ульяновской “Народной газеты”, главным редактором
газеты “Симбирские губернские ведомости” стал генеральный директор АО
“Роспечать” И.Коротков. “Народная газета” подчеркивает, что “крупнейшее
предприятие области, торгующее периодикой, и наиболее тиражная ежедневная
газета отныне в одних руках”.
Октябрь, 28. По сообщению газеты “Пензенские вести”, Ленинский народный суд
Пензы отказал директору завода “ВТ” В.Рожкову в иске к этому изданию.
Причиной иска послужила статья о собрании работников котельной завода,
напечатанная в газете “Пензенские вести”, которая, по мнению В.Рожкова,
спровоцировала рост социальной напряженности на предприятии и опорочила его
руководство.
Октябрь, 28. В Приморском крае по распоряжению главы администрации города
Дальнегорска Виктора Старченко изъят тираж местной газеты “Трудовое слово”.
Из распоряжения следует, что причиной изъятия тиража стала подпись главного
редактора Галины Говориной, за день до этого отправленной в отпуск главой
администрации, которая является одним из учредителей газеты. По мнению
журналистов, газета пострадала из-за того, что в ней была опубликована
заметка о создании инициативной группы по проведению референдума о досрочном
прекращении полномочий главы муниципального образования Виктора Старченко.
Октябрь, 29. Журналист газеты “Новые Известия” Леонид Крутаков вынужден
прекратить сотрудничество с этим изданием. После публикации в газете
“Московский комсомолец” его статьи “Хорошо, что слоны не летают”, в которой
рассказывалось, как Борис Березовский “прокручивает” деньги государственной
компании “Аэрофлот”, журналиста освободили от занимаемой должности. Главный
редактор “Новых Известий” Игорь Голембиовский подтвердил факт увольнения
Леонида Крутакова, подчеркнув, что журналист сам написал заявление об уходе
после того, как ему было предложено уйти из газеты. Причину увольнения
главный редактор объяснил так: “За два месяца работы у нас Крутаков не
написал ни строчки в пилотный номер газеты. А за два дня до выхода этого
номера опубликовал материал в другом издании”. Кроме того, как отметил Игорь
Голембиовский, из-за заметки Леонида Крутакова редакции пришлось отказаться
от сотрудничества с “Аэрофлотом”.
Октябрь, 29. Уральское региональное управление Госкомпечати РФ рассмотрело
материалы, связанные с публикацией Виктора Михайлова “Один из уродов” в
оренбургской газете “Русский взгляд” (N 5-6, 1997 год), и рекомендовало
Государственному Комитету по печати РФ как регистрирующему органу вынести
редакции письменное предупреждение за злоупотребление свободой массовой
информации в форме разжигания межнациональной розни. Кроме того,
региональное управление обратилось в прокуратуру Оренбургской области с
предложением рассмотреть вопрос о возможности возбуждения уголовного дела по
статье 282 УК РФ (“Возбуждение национальной, расовой или религиозной
вражды”) в отношении лица (или лиц), ответственных за разжигание
национальной вражды с использованием газеты “Русский взгляд” как средства
массовой информации.
Октябрь, 29. Ряд депутатов Государственной Думы потребовали направить запрос
в Генеральную прокуратуру по поводу публикации в газете “Московский
комсомолец”, усмотрев в ней голословные обвинения парламентариев в
коррупции. Владимир Жириновский предложил “лишить аккредитации в Госдуме тех
журналистов, которые порочат парламент”, а председатель комитета по
информационной политике Олег Финько настаивал на непосредственном обращении
Думы в суд с иском к “Московскому комсомольцу”.
Октябрь, 29. По сообщению владимирской газеты “Призыв”, губернатор
Владимирской области Николай Виноградов лично выгнал журналиста этого
издания Наталию Новожилову из кабинета, где он встречался с делегацией
жителей города. О встрече договорилась группа горожан, обеспокоенных судьбой
одного из исторических памятников на территории области, и Наталия
Новожилова была приглашена ими специально, так как в свое время она писала
об этом памятнике. Заметив журналиста, губернатор поинтересовался причинами
ее присутствия, а услышав, что она пришла по тому же вопросу, что и вся
делегация, заявил: “Вы здесь не нужны. Выйдите”.
Октябрь, 29. Государственная Дума отклонила законопроект, которым
предлагалось ввести в Уголовный кодекс новую норму об установлении
ответственности “за публичное оправдание, одобрение, восхваление либо
отрицание или грубое преуменьшение преступлений национал-социалистического,
фашистского и иных режимов”.
Октябрь, 29. Волгоградский областной суд оставил в силе решение Камышинского
городского суда, удовлетворившего иск о защите чести, достоинства и деловой
репутации и возмещении морального вреда, который был предъявлен заведующей
детской поликлиникой N 2 города Камышина Лидией Смирновой к газете “Диалог”
и журналисту Светлане Тыщенко. Причиной иска явилась опубликованная 15
августа 1997 года в этой газете статья Светланы Тыщенко, где заведующая
поликлиникой обвинялась в ослаблении контроля за прививками детей. Своим
решением Камышинский городской суд обязал газету “Диалог” опубликовать
опровержение, принести истице извинения и выплатить 3 миллиона рублей в
качестве компенсации за причиненный моральный ущерб, а с журналиста – 1
миллион рублей. После этого ответчики обратились в Волгоградский областной
суд с кассационной жалобой.
Октябрь, 30. В Ростове-на-Дону редактор районной газеты “Зори Маныча”
Евгений Толкачев сообщил на пленуме областной организации Союза журналистов,
что за два года его газета не получила ни одного рубля дотации, так как
деньги, которые направлялись для газеты, использовались районной
администрацией по своему усмотрению. Евгений Толкачев заявил также, что
исчерпал все возможности добиться справедливости и поэтому намерен объявить
бессрочную голодовку.
Октябрь, 30. Исполняющий обязанности руководителя пресс-службы ОНЭКСИМ-банка
Сергей Черницын в интервью радиостанции “Эхо Москвы” назвал “полным бредом”
опубликованные 30 октября в газете “Коммерсант-дейли” материалы о ходе
следствия по факту мошенничества при приватизации череповецкого
производственного объединения “Азот”. В статье “В ОНЭКСИМ-банк зачастили
следователи” журналист Александр Голубев, в частности, утверждал, что “в
ближайшее время следственная группа намерена провести десятки обысков в
квартирах и офисах сотрудников банка”, а “вскоре после Нового года последуют
аресты ряда сотрудников”. По словам заместителя начальника Управления
информации и общественных связей МВД РФ Михаила Дорошина, делать подобные
утверждения преждевременно, так как “следствие еще продолжается, и как будут
развиваться события – пока сказать нельзя”.
Октябрь, 30. В газете “Московский комсомолец” опубликовано письмо
заместителя Председателя Правительства РФ Максима Бойко, в котором
опровергаются не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в
интервью Валерия Стрелецкого, напечатанном в этой газете 8 октября 1997 года
под заголовком “Утро стрелецкой казни”.
Октябрь, 30. Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии епископ Никон
направил руководителям и сотрудникам средств массовой информации
Свердловской области письмо, в котором выразил обеспокоенность
складывающейся в обществе духовно-нравственной атмосферой. В письме, в
частности, говорится, что пресса стала “рупором пропаганды насилия,
безнравственности, всяческих лжеучений”.
Октябрь, 31 – Ноябрь, 3. В городе Старый Оскол (Белгородская область)
заместитель директора АО “КМАпроектжилстрой” Борис Лихачев потребовал от
главного редактора газеты “Факт” Владимира Бабича привозить все материалы,
подготовленные для публикации (АО “КМАпроектжилстрой” является учредителем
газеты “Факт”). Главный редактор отказался выполнять это распоряжение, так
как цензура запрещена Законом РФ “О средствах массовой информации”. Борис
Лихачев позвонил в типографию и потребовал приостановить набор очередного
номера газеты, но типография отказалась выполнить его устное указание. 3
ноября в типографию поступило подписанное генеральным директором АО
“КМАпроектжилстрой” Карлом Лором распоряжение о временном (до 1 января 1998
года) прекращении выпуска газеты “Факт” по причине финансовых затруднений.
Это означает полное закрытие газеты, так как в сентябре 1997 года на
собрании акционеров было принято решение о прекращении существования газеты
“Факт” с 1 января 1998 года. По мнению журналистов, преждевременное закрытие
газеты связано с серией напечатанных в ней острых материалов об АО
“КМАпроектжилстрой”.