МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: НОЯБРЬ’97.

Ноябрь. Редакция газеты “Завтра” принесла свои извинения Егору Гайдару и
Владимиру Гусинскому в связи с тем, что в 46 номере этого издания в рубрике
“Табло” “по вине редакции допущены грубые искажения, затрагивающие честь и
достоинство господ Гайдара и Гусинского”. Редакция сообщила также, что
допустивший оскорбительные выпады в их адрес работник “наказан и отстранен
от данной работы”.
Ноябрь, 1. Телекомпания НТВ показала 1 ноября программу “Суд идет”,
посвященную фильму Мартина Скорсезе “Последнее искушение Христа”. В передаче
было объявлено о намерении показать этот фильм 9 ноября, после чего Патриарх
Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви в очередной раз
призвали руководство НТВ отказаться от демонстрации ленты М. Скорсезе, так
как показ фильма, по их мнению, оскорбляет религиозные чувства не только
православных, но и всех верующих. Союз мусульман России также выступил с
протестом в связи со стремлением НТВ показать этот фильм. 9 ноября у
телецентра “Останкино” состоялся митинг, участники которого требовали
отменить показ фильма “Последнее искушение Христа”, а в милицию Москвы
поступило несколько угроз в адрес НТВ. Сообщалось, в частности, о
минировании здания телецентра и о намерении обстрелять его из гранатомета.
24 ноября с требованием лишить телекомпанию НТВ лицензии на вещание
выступило Общество защиты нравственности, так как фильм “Последнее искушение
Христа”, по мнению членов общества, является богохульным. По этой же причине
епископ Барнаульский и Алтайский Антоний запретил священнослужителям епархии
смотреть программы телекомпании НТВ, а Патриарх Алексий II нашел эротику в
тех фрагментах фильма, которые анонсировались телекомпанией НТВ, и поэтому
сам показ фильма считает оскорбительным, в связи с чем он обратился к
Президенту РФ, председателям палат Парламента, председателю правительства,
мэру Москвы с просьбой “не остаться безучастными к этому”.
Ноябрь, 1. Руководство Государственной Думы РФ объявило о начале введения
новых правил аккредитации представителей средств массовой информации,
согласно которым число журналистов, работающих в Думе на постоянной основе,
сокращается, однако по редакционному удостоверению или карточке на
предъявителя в здание Госдумы смогут проходить сотрудники средств массовой
информации. Руководитель думской пресс-службы Виктор Черемухин сообщил, что
с января в Думе будут одновременно работать около 300 постоянных
парламентских корреспондентов и до 200 человек по аккредитационным карточкам
на предъявителя.
Ноябрь, 1. По сообщению мурманской газеты “Полярная правда”, Дмитрий
Милосердов, прокурор Мурманской области, выиграл процесс по иску о защите
чести и достоинства, который был предъявлен им к газете “Рыбный Мурман”.
Поводом для иска послужила одна из публикаций, в которой сообщалось, что
правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовные дела по
выявленным газетой “Рыбный Мурман” фактам, что позволило автору материала
Владимиру Юдину сделать вывод об укрывательстве преступлений с одобрения
прокурора области. Суд счел, что газета зашла слишком далеко, и присудил
выплатить истцу в качестве компенсации за причиненный моральный ущерб 30
миллионов рублей. Редактор газеты “Рыбный Мурман” Виктор Георги заявил о
намерении подать кассационную жалобу на решение районного суда.
Ноябрь, 1. В Волгоградский Центр защиты прав прессы обратился журналист
Дмитрий Рогулин, сообщивший, что в Центральный районный суд Волгограда с
исками о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда обратились
заместитель начальника УВД Волгоградской области Николай Никищенко и адвокат
Сергей Нижегородов. Соответчиками являются редакция местной газеты
“Областные вести” и независимый журналист Дмитрий Рогулин. Поводом для иска
послужила публикация в этой газете фотографий, сделанных Дмитрием Рогулиным
18 июня 1997 года возле здания Центрального суда, на которых изображены
истцы. Николай Никищенко и Сергей Новгородов посчитали публикацию фотографий
вмешательством в их личную жизнь и попросили суд обязать ответчиков
компенсировать причиненный им моральный вред в размере 100 миллионов рублей.
Ноябрь, 1. По сообщению газеты “Московский комсомолец”, ограблен офис
редакции “Российской охотничьей газеты”. Преступники распилили решетку на
окне, проникли в помещение и в поисках ценностей выбросили все документы из
шкафов. Из редакции похищены ксерокс, телефонный аппарат и два компьютера,
где хранились журналистские архивы и материалы для будущих публикаций.
Ноябрь, 2. Заринский городской суд Алтайского края принял к рассмотрению иск
о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального
вреда, который был предъявлен главным врачом Заринской городской больницы
Сергеем Шаровым к газете “Алтайская правда” и журналисту Наталье Смуряковой.
Поводом для иска стала напечатанная в “Алтайской правде” 5 декабря 1996 года
статья Натальи Смуряковой “Гиппократ бы умер от позора”, в которой Сергей
Шаров обвиняется в крупных финансовых хищениях из внебюджетного фонда.
Ноябрь, 3. Премьер-министр РФ Виктор Черномырдин подписал постановление
правительства о создании коллегии представителей государства на ОРТ. Этим же
постановлением определен поименный состав коллегии, которую возглавил
вице-премьер Максим Бойко. Комментируя решение создать коллегию
представителей государства на ОРТ, Максим Бойко подчеркнул, что она призвана
представлять “интересы государства по закрепленным в федеральной
собственности акциям АО ОРТ”.
Ноябрь, 3. По сообщению газеты “Деловой Петербург”, в ответ на обращение
редакции в Северо-западное таможенное управление с просьбой
прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг учета “челноков”, начальник
юридической службы СЗТУ Михаил Криволап заявил, что за предоставление
информации газета должна платить как за консультационные услуги.
Ноябрь, 3. Депутат Красноярского городского совета, журналист Красноярской
ГТРК Алексей Клешко предъявил иск о защите чести, достоинства и деловой
репутации к газете “Красноярская пятница” и ее корреспонденту Алексею
Васильеву. Претензии Алексея Клешко касаются статьи “Интеллигенты, на
первый-второй рассчитайсь!”, которая была напечатана 24 октября 1997 года в
“Красноярской пятнице”. По мнению истца, в этой публикации содержатся не
соответствующие действительности сведения. Размер компенсации причиненного
ему морального вреда Алексей Клешко оценивает в 100 миллионов рублей.
Ноябрь, 3. Директор Ставропольского краевого Фонда культуры, бывший
руководитель группы “Ласковый май” Андрей Разин заявил на пресс-конференции,
что намерен обратиться в суд с иском к газете “Комсомольская правда”, ее
главному редактору Владимиру Сунгоркину и журналисту Ольге Герасименко.
Причиной иска послужила публикация в “Комсомольской правде” 29 октября 1997
года под заголовком “Андрей Разин уверен, что президентом России его сделают
28 тысяч фотоснимков и живая Мадонна” интервью Ольги Герасименко с Андреем
Разиным. Однако, последний сообщил, что не имеет к названному интервью
никакого отношения и никогда никому его не давал. В качестве компенсации
морального и материального вреда Разин желает получить с газеты, главного
редактора и журналиста 5, 5 млрд. рублей.
Ноябрь, 3. В Центральный районный суд Волгограда поступило исковое заявление
врача Марии Высоцких-Хрулевой к редакции газеты “Городские вести” и
журналисту Ольге Черничкиной о компенсации морального вреда, оцененного
истицей в 100 миллионов рублей. Поводом для иска явилась статья Ольги
Черничкиной “Ночная бабушка”, помещенная в газете “Городские вести” 21
октября 1997 года, в которой шла речь о том, что врач Высоцких-Хрулева
поставила гражданке В. М. диагноз “сифилис”, который позже оказался ложным.
Журналист также рассказала о судебном процессе по иску В. М., выигранному у
Высоцких-Хрулевой.
Ноябрь, 3. В Центральный районный суд Волгограда с иском о защите чести,
достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 50
миллионов рублей обратился конкурсный управляющий одного из Волгоградских
коммерческих банков Кирилл Винников. Иск предъявлен к редакции газеты
“Деловые вести” и журналисту Галине Левченко. Поводом для иска стали статьи
в этой газете, напечатанные 15 сентября 1997 года и 22 сентября 1997 года, в
которых журналист критиковала решение арбитражного суда Волгоградской
области о назначении Кирилла Винникова конкурсным управляющим.
Ноябрь, 3. Глава администрации Чернушкинского района Пермской области
Виталий Прозоров заставил написать заявление об уходе директора местного
информационного центра Людмилу Симонову и добивается ее увольнения с поста
редактора газеты “Маяк Приуралья”. По мнению Людмилы Симоновой, попытки
главы администрации района уволить ее вызваны публикацией в газете письма
профсоюзных активистов о социально-экономической ситуации в районе. Фонд
защиты гласности обратился к Виталию Прозорову с предложением “привести свои
действия в соответствие с законодательством РФ”. Там же, назначенная
решением главы местной администрации на должность директора информационного
центра Елена Секлецова сразу же потребовала от исполняющего обязанности
редактора телепрограммы “Студия ТВЧ” Сергея Симонова предоставления всех
материалов для согласования перед их трансляцией (телепрограмма вместе с
газетой “Маяк Приуралья” и радиопрограммой входит в структуру
информационного центра). Сергей Симонов расценивает эти требования как
введение цензуры. Функции директора информационного центра не предполагают
возможность его вмешательства в деятельность редакций, входящих в состав
центра. После отказа Сергея Симонова выполнять незаконное требование Елена
Секлецова пыталась прекратить вещание телепрограммы под предлогом отсутствия
лицензии на вещание, хотя все документы на получение лицензии были
отправлены в ФСТР еще летом, и по общему правилу вещание в настоящее время
осуществляется на основе временного разрешения.
Ноябрь, 3. Руководитель движения “Антифашистское молодежное действие” Петр
Казначеев сообщил на пресс-конференции в Москве, что за последние четыре
года в российских регионах усилились позиции экстремистских и фашистских
организаций. По словам Петра Казначеева, с экстремистами сотрудничают
некоторые средства массовой информации. В качестве примера он привел газету
“Кубанские новости”, “регулярно публикующую хвалебные заметки в адрес РНЕ”.
Ноябрь, 4. Прокуратура Пермской области сообщила в Уральское региональное
управление Госкомпечати РФ о проведенной проверке информации полномочного
представителя Президента РФ в Пермской области о том, что в материалах
газеты “Бумбараш” (Москва) содержится прямая пропаганда насилия и разжигание
национальной розни. Проверка показала, что публикации в газете “Бумбараш”
содержат признаки нарушения Уголовного кодекса. Информация об этом
направлена в Генеральную прокуратуру РФ.
Ноябрь, 4. Главный редактор челябинской газеты “Деловой Урал” Юрий Фомин
обратился в Уральское региональное управление Госкомпечати РФ с жалобой на
действия управляющего делами администрации Челябинской области К. Бочкарева,
потребовавшего от редакции “Делового Урала” освободить занимаемое ею
помещение. В письме, содержащем это требование, К. Бочкарев ссылается на
якобы имеющиеся задолженности по арендной плате и коммунальным платежам. Как
видно из представленных редакцией документов, никакой задолженности на самом
деле нет. По мнению Юрия Фомина, истинной причиной требования чиновника
областной администрации являются критические замечания в адрес областной
администрации, высказанные 25 сентября 1997 года в статье “О ком печется
губернатор: о ветеранах или наркоманах?”, опубликованной газетой “Деловой
Урал”.
Ноябрь, 4. По сообщению Нижегородского Центра защиты прав прессы,
Верхневолжская территориальная инспекция государственного геодезического
надзора предъявила редакции газеты “Из рук в руки” (город Киров) претензию
на сумму 102 миллиона рублей. Поводом послужил тот факт, что в одном из
выпусков газеты был напечатан план города Кирова с расположением на нем
мебельных салонов и указанием видов транспорта, которыми до них можно
добраться, после чего в инспекции геодезического надзора посчитали, что
редакцией газеты нарушен Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
Ноябрь, 4-20. В адрес избирательной комиссии Красноярского края поступило
обращение группы избирателей с просьбой принять решение о снятии с эфира
рекламных роликов блоков “Единый край – родное Красноярье” и “Врачи и
педагоги – за социальные гарантии и справедливость”, демонстрируемых на
каналах Красноярской ГТРК, телекомпании “Афонтово” и телекомпании “ТВК-6″.
По мнению авторов письма, использование детских образов в предвыборной
рекламе указанных блоков противоречит Федеральному закону “О рекламе”. 6
ноября и 20 ноября в избирательную комиссию поступили аналогичные обращения.
Ноябрь, 4. В городе Кемерово председатель ГТРК “Кузбасс” В. Чирков направил
главному редактору “Нашей газеты” Д. Шагиахметову письмо с предложением
погасить задолженность, образовавшуюся в результате “незаконного
использования” редакцией газеты телепрограмм ОРТ, ВГТРК, ГТРК “Кузбасс”.
Руководство ГТРК “Кузбасс” оценило упущенную выгоду в 30 миллионов рублей и
предупредило редакцию “Нашей газеты”, что в случае невыплаты этой суммы в
срок телекомпания будет вынуждена обратиться в суд.
Ноябрь, 5. В Красногвардейском суде Санкт-Петербурга назначено слушание по
делу о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации
морального вреда в размере 10 миллиардов рублей по иску гражданина Юрия
Шутова к редакции газеты “Смена” и журналисту Андрею Баконину. Основанием
для судебного спора стали статьи, опубликованные в газете еще в 1992 году.
По словам Андрея Баконина, все изложенные в газете факты соответствуют
действительности и подтверждены доказательствами.
Ноябрь, 5. Редакция газеты “Московский комсомолец” принесла свои извинения
министру внутренних дел Анатолию Куликову в связи с тем, что в материале
Сергея Бычкова “Роман с табачищем”, помещенном в газете 4 ноября 1997 года,
была допущена ошибка. Вопреки утверждениям автора, “министр внутренних дел
Анатолий Куликов никогда не устраивал “спецвенчаний” своих детей и не
состоял в “теплой” дружбе с митрополитом Смоленским и Калининградским
Кириллом”.
Ноябрь, 5. В Нижегородский Центр защиты прав прессы обратилась корреспондент
газеты “Городской курьер” (город Саров Нижегородской области) Ирина
Муравьева. Она сообщила, что в “Городском курьере” 24 марта 1997 года была
напечатана ее статья “У парадного подъезда”, в которой рассказывалось о
деятельности Саровского Центра занятости и недостатках в его работе,
которые были выявлены в ходе проверки отделением Федерального казначейства.
Директор Центра Александр Акименко посчитал, что статья порочит его честь и
достоинство и направил в суд иск об опровержении распространенных сведений и
возмещении морального вреда в размере 5 миллионов рублей к газете “Городской
курьер” и журналисту Ирине Муравьевой.
Ноябрь, 5. Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного
суда оставила без изменения решение Камышинского городского суда
Волгоградской области от 28 апреля 1997 года, которым был удовлетворен иск
заведующей детской поликлиникой N 2 города Камышина Лидии Смирновой к
редакции газеты “Диалог” и журналисту Светлане Тыщенко о защите чести,
достоинства и компенсации морального вреда. Поводом для иска явилась
публикация Светланы Тыщенко в газете “Диалог”, где Лидия Смирнова обвинялась
в ослаблении контроля за прививками детей. Решением суда первой инстанции
газета обязана опубликовать опровержение, принести истице извинения и
выплатить компенсацию морального вреда в сумме 3 миллиона рублей. С
журналиста в пользу Лидии Смирновой взыскан 1 миллион рублей. Кассационные
жалобы ответчиков теперь оставлены без удовлетворения.
Ноябрь, 5. По сообщению газеты “Московский комсомолец”, Савеловский
межмуниципальный суд Москвы удовлетворил иск композитора Виталия Гевиксмана
и двоих наследников Михаила Булгакова к ВГТРК и взыскал с ответчика 300
минимальных зарплат в пользу В. Гевиксмана и 320 – в пользу наследников за
нарушение их авторских прав. В 1994 году и в передаче “Музыкальная
кунсткамера” рассказывалось об опере Виталия Гевиксмана “Мастер и
Маргарита”, но ни с композитором, ни с наследниками не был заключен договор
на использование авторских произведений. Добровольно выплатить компенсацию
за бездоговорное использование произведений ВГТРК отказалась, после чего
последовало обращение в суд.
Ноябрь, 5. В Центральном районном суде Барнаула состоялось собеседование по
иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, который был предъявлен
судьей Центрального районного суда Барнаула Сергеем Малетиным к редакции
газеты “Алтайская правда” и журналисту Олегу Логинову. Причиной иска
послужила статья “Вам срок дают и оставляют на свободе”, напечатанная в
“Алтайской правде” 16 марта 1996 года, в которой Олег Логинов упрекает судью
Сергея Малетина в пристрастности и некомпетентности.
Ноябрь, 5. В Санкт-Петербурге поздно вечером избит начальник службы
информации “Радио Модерн” Алексей Филиппов. Неизвестный напал на журналиста
недалеко от его дома на Новоизмайловском проспекте, после нападения Алексей
Филиппов был госпитализирован. По мнению милиции, в данном случае имело
место обычное ограбление, так как у потерпевшего были похищены 35 000
рублей, сотовый телефон и пейджер.
Ноябрь, 6. В Москве избит ответственный секретарь еженедельника “Книжное
обозрение” Евгений Баханов. За несколько часов до нападения ему звонил
неизвестный и спрашивал, как долго он будет на работе. Около 19 часов
ответственный секретарь вышел из здания редакции и направился к метро. К
нему подошли двое неизвестных и окликнули. Когда Евгений Барханов обернулся,
один из нападавших ударил его кастетом в челюсть, после чего Евгений
Барханов потерял сознание. Очнувшись, он сумел добраться до редакции. В
связи с нападением на сотрудника газеты редакция “Книжного обозрения”
обратилась в милицию с заявлением.
Ноябрь, 7. В Фонд защиты гласности обратился журналист Юрий Рост. Он
сообщил, что вместе с группой грузинских кинодокументалистов с 11 по 14
октября 1997 года находился в Турции для проведения съемок документального
фильма о грузинских исторических памятниках на территории этой страны. 13
октября турецкая полиция обвинила Юрия Роста в “съемках секретных военных
объектов”, а затем члены группы были подвергнуты обыску, в ходе которого у
них были изъяты фото- и видеоматериалы. После вмешательства грузинского
консула пленки были возвращены, а съемочная группа покинула Турцию. 31
октября турецкое информационное агентство “Анатолия пресс” сообщило, что до
поездки в Турцию Юрий Рост встречался в Тбилиси с членами Курдской рабочей
партии и передал им “сумму до 25 тысяч американских долларов от московского
бюро Курдской рабочей партии”. Юрий Рост назвал это сообщение “бредовым” и
11 ноября провел в Москве пресс-конференцию, на которой были представлены
отснятые в Турции пленки с изображением исторических памятников Артвина и
Артануджи.
Ноябрь, 7-18. Редактор газеты “Зори Маныча” (Веселовский район Ростовской
области) Евгений Ткачев 7 ноября объявил бессрочную голодовку. Редактор был
вынужден сделать это после того, как ему не удалось добиться поступления
дотационных денег для газеты. Выделяемые для “Зорь Маныча” деньги местная
администрация использует на другие нужды, вследствие чего сотрудники одной
из лучших газет области не получают зарплату с февраля.
Ноябрь, 10. В Красноярске поздно вечером избит корреспондент “Сегодняшней
газеты”, помощник депутата Государственной Думы Евгений Куксин. В открытом
заявлении журналиста в адрес заместителя губернатора края Александра Усса и
начальника ГОВД Александра Горового, опубликованном в “Сегодняшней газете”,
говорится, что целью нападения вполне могло быть “совершение убийства под
видом стихийной уличной драки”. В настоящее время по факту нападения
возбуждено уголовное дело.
Ноябрь, 10. Мэр Москвы Юрий Лужков предъявил иск о защите чести, достоинства
и деловой репутации к газете “Русский телеграф”. Поводом для иска послужила
публикация в газете 28 октября статьи “ДВР делает шаг навстречу
Черномырдину”, где приведены слова бывшего начальника ГУВД столицы Аркадия
Мурашова, сказанные им на пленуме совета движения “Демократический выбор
России”. А. Мурашов назвал Ю. Лужкова “самым крупным предпринимателем в
городе, подмявшим под себя всех”. В исковом заявлении говорится, что “данная
информация является не соответствующей действительности”, и содержится
требование опровергнуть ее на страницах газеты “Русский телеграф”.
Ноябрь, 10. В Новороссийске службой охраны нефтебазы Шесхарис был задержан
журналист Сочинской ГТРК Рюрик Гутиев, который производил видеосъемку общего
плана базы для передачи, посвященной проблемам загрязнения Черного моря.
Несмотря на предъявленное удостоверение журналиста СГТРК, Рюрика Гутиева
доставили к руководству нефтебазы, где заставили уничтожить видеоматериал.
Ноябрь, 10. В Новочеркасске (Ростовская область) корреспондент телекомпании
“Новочеркасск – ТВ” Марина Галепа была удалена с заседания
финансово-экономической комиссии городской Думы ее председателем Денисом
Калашниковым, так как “прессу не приглашали”.
Ноябрь, 11. В городе Советский (Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской
области) районный суд удовлетворил иск генерального директора АО
“Советсклес” Романа Горбунова о защите чести, достоинства, деловой репутации
и компенсации морального вреда к редакции газеты “Путь Октября”,
опубликовавшей 8 февраля 1997 года коллективное письмо рабочих данного
предприятия “Мы не рабы… Рабы не мы?”, в котором высказывалось возмущение
в связи с длительной невыплатой зарплаты. Суд согласился с истцом и обязал
редакцию опубликовать опровержение, а также взыскал с нее в качестве
компенсации морального вреда 50 миллионов рублей (истец требовал 200
миллионов рублей).
Ноябрь, 11. В Нижнем Тагиле в здании, где размещается телекомпания
“Телекон”, произошел взрыв. На месте происшествия найдена записка с
требованием вернуть на доступный всем метровый канал программу “РенТВ-НВС”,
которая недавно была переведена на дециметровый телеканал. В случае
невыполнение этого требования автор записки оставил за собой право
“действовать без предупреждения”. Работа редакции телепрограммы была
прервана более чем на час. Все находящиеся в здании люди были выведены на
улицу, пока милиция с помощью собаки, специально обученной для поиска
взрывчатки, проверяла здание.
Ноябрь, 11. В Вахитовском суде Казани состоялось судебное заседание по иску
о защите чести и достоинства, который был предъявлен Диной Бикбовой к
главному редактору газеты “Казанское время” Геннадию Наумову в связи с
публикацией “В противодействие из-за душевнобольного вступили родственники и
городская психиатрическая больница. Интересно, что сам больной отправиться
домой никак не желает”, помещенной в 41 номере газеты за 1997 год. Истица
считает, что распространенные в газетном материале сведения не соответствуют
действительности и порочат ее честь и достоинство и просит суд взыскать с
ответчика 50 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда. В
ходе судебного разбирательства Дина Бикбова заявила ходатайство об отводе
судьи Галины Андрияновой, так как она уже рассматривала дело против
“Казанского времени” и решила его в пользу газеты, но суд отклонил это
ходатайство. Истица заявила второе ходатайство о необходимости присутствия
заседателей, которое было удовлетворено судом. Очередное заседание назначено
на 25 декабря 1997 года.
Ноябрь, 11. В результате проверки новосибирской телекомпании НТН-4
Государственным комитетом по антимонопольной политике обнаружены нарушения
рекламного законодательства. В передачах телекомпании некоторые объявления
“бегущей строкой” проходят более двух раз в течение одного часа. Комиссия
антимонопольного комитета вынесла телекомпании предписание прекратить
нарушение.
Ноябрь, 11. Нижегородский областной суд отменил решение Нижегородского
районного суда в отношении 25-процентного пакета акций телестанции “Сети
НН”, установившего в сентябре 1997 года, что эти акции не являются
собственностью председателя Совета директоров телекомпании “Сети НН” Вадима
Булавинова. Теперь районному суду предстоит заново рассмотреть дело по
акциям телестанции “Сети НН”.
Ноябрь, 11. Прокуратура города Дальнегорска (Приморский край) возбудила
уголовное дело по части 2 статьи 144 УК РФ (“Воспрепятствование законной
профессиональной деятельности журналистов”) в связи с изъятием 10-тысячного
тиража дальнегорской газеты “Трудовое слово” по распоряжению главы местной
администрации Виктора Старченко. Фонд защиты гласности сообщал об этом
конфликте в прошлом выпуске монитора.
Ноябрь, 11. В здании дирекции ВГТРК “Санкт-Петербург” в первой половине дня
произошел пожар. В результате частично выгорели помещения на двух этажах и
чердак. По предварительным данным, причиной пожара могло стать короткое
замыкание. Ущерб составил около 45 миллионов рублей.
Ноябрь, 11. Ночью из помещения Новочеркасского городского спорткомитета
(Ростовская область) была украдена видеоаппаратура, принадлежащая
независимому журналисту Юрию Минкину. На собственном оборудовании он по
заказу городского спорткомитета готовил телевизионный журнал “Новочеркасск
спортивный”. По факту кражи городским ОВД возбуждено уголовное дело.
Ноябрь, 12. Московское издательство “Палея” направило в редакцию
радиостанции “Свобода” ультиматум: если радиостанция не прекратит передачи,
“оскорбляющие национальное достоинство народов России”, “Палея” начнет
выборочное радиоглушение “Свободы” на территории Москвы и Петербурга.
Директор “Палеи” Николай Мишин объяснил, что акция направлена в основном
против оскорбительных антиславянских высказываний “Свободы” и употребления
мата в эфире.
Ноябрь, 12. Тверской межмуниципальный суд Москвы продолжил рассмотрение иска
о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда в размере 5
миллиардов рублей, который был предъявлен бывшим министром юстиции
Валентином Ковалевым к газете “Совершенно секретно”. В июньском номере
газета опубликовала фотографии, на которых, как утверждалось, истец был снят
в обществе обнаженных женщин. Судья Игорь Лукьянов принял решение обязать
редакцию газеты “Совершенно секретно” представить суду видеопленку, с
которой были сделаны скандальные фотографии. Следующее заседание назначено
на 27 февраля 1998 года.
Ноябрь, 12. Советский районный суд Брянска отказал редакции “Брянской
газеты” в удовлетворении иска о защите деловой репутации, который был
предъявлен к редакции газеты “Брянское время” и журналисту Александру
Левинскому. Причиной иска стали статьи “Чужих денег много не бывает” и
“Брянская газета” стала яблоком раздора между горадминистрацией и
горсоветом”, опубликованные осенью прошлого года в “Брянском времени”.
Представители редакции “Брянской газеты” утверждали, что эти публикации были
напечатаны с целью “опорочить газету в глазах подписчиков и рекламодателей
сведениями о якобы неумелом руководстве”.
Ноябрь, 12. В Подмосковье сотрудниками милиции задержаны леворадикальные
активисты, фотокорреспондент газеты “Молодой коммунист” Сергей Максименко и
Валерий Скляр. Их задержали по подозрению в минировании памятника Петру I в
Москве и подрыве памятника Николаю II в подмосковном поселке Тайнинское.
После задержания выяснилось, что они также пытались взорвать
газоконденсатную станцию в Люберцах. Во время допросов задержанные
подтвердили свою причастность к двум взрывам в московских военкоматах и у
входа в Главную военную прокуратуру. Кроме того, они взяли на себя диверсию
на складах Тихоокеанского флота и даже убийство вице-губернатора
Санкт-Петербурга Михаила Маневича.
Ноябрь, 12. В Нижегородский Центр защиты прав прессы обратилась редактор
районной газеты “Родная земля” (поселок Дальнее Константиново Нижегородской
области) Антонина Кулакова, сообщившая, что областная прокуратура направила
в редакцию представление об устранении нарушений законодательства о
средствах массовой информации. Поводом для вынесения представления послужила
жалоба главы местного самоуправления поселка Дальнее Константиново
Александра Матросова, который посчитал, что редакция нарушила закон, отказав
ему в публикации документов, издаваемых поселковой администрацией. При этом
прокуратура ссылается в своем представлении на часть 2 статьи 35 Закона РФ
“О СМИ”, посчитав информацию, предоставляемую главой поселковой
администрации, обязательными сообщениями. Так как учредителем газеты
является районная администрация, а не поселковая, представленные Александром
Матросовым материалы нельзя отнести к сообщениям обязательного характера,
поэтому по их мнению представление прокуратуры является незаконным.
Ноябрь, 12-13. Состоялось заседание апелляционной коллегии арбитражного суда
Волгоградской области, рассмотревшей жалобу ликвидационной комиссии банка
“Раритет” на решение того же суда от 30 сентября 1997 года, которым было
отказано в удовлетворении иска банка “Раритет” к информационно-издательской
компании “Интер”, учредителю и издателю газеты “Интер”, о взыскании
стоимости редакционно-издательского комплекса “Эппл Макинтош” и убытков в
сумме 290 миллионов рублей. Банк считает комплекс своей собственностью.
Однако апелляционная жалоба банка отклонена решением суда от 13 ноября,
решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Ноябрь, 13. Вечером в Нижнем Новгороде совершено нападение на фотожурналиста
Льва Дмитриева. Он стоял на трамвайной остановке на улице Ошарской, когда
внезапно получил удар по голове твердым предметом. Налетчик выхватил у
пострадавшего портфель, в котором находились видеокамера “Панасоник – 300″ и
фотоаппарат, и скрылся.
Ноябрь, 13. Судебное заседание по иску о защите чести и достоинства,
предъявленному председателем комитета Государственной Думы РФ по
безопасности Виктором Илюхиным к газете “Московские новости” и ее
обозревателю Леониду Никитинскому, отложено на 25 января 1998 года в связи с
болезнью судьи. Депутат обратился в суд после публикации в июльском номере
еженедельника статьи “В порочащих связях замечен не был”, где говорилось о
сомнительных делах, в которых участвовала коллегия адвокатов “Канон”,
которую возглавлял Виктор Илюхин.
Ноябрь, 14. Директор екатеринбургского ООО “Региональная телевизионная
компания” Юрий Кудрявцев обратился в Уральское региональное управление
Госкомпечати России и Комиссию по телевидению и радиовещанию Свердловской
области с жалобой на действия ТОО “Индра”, которое, пользуясь ксерокопией
лицензии на вещание, принадлежащей Региональной телевизионной компании и
выданной для трансляции продукции телепрограммы “РТК-29″, заключило ряд
договоров о передаче прав на распространение аудиовизуальных произведений с
ОАО “Телекомпания АРТ” и другими юридическими лицами. Юрий Кудрявцев
считает, что есть основание говорить о самовольном завладении ТОО “Индра”
лицензией, что препятствует действительному ее владельцу осуществлять свою
деятельность.
Ноябрь, 14. По сообщению газеты “Нижегородский рабочий”, на конец ноября
1997 года назначено рассмотрение иска о защите чести и достоинства, который
был предъявлен Владимиром Жириновским к газете “Нижегородское обозрение” в
связи с публикацией в этом издании серии анекдотов, героем которых является
лидер ЛДПР.
Ноябрь, 14. Начальник управления по надзору за расследованием преступлений
Волгоградской областной прокуратуры Виктор Гоголкин повторно отказал в
возбуждении уголовного дела по заявлению юриста Волгоградского центра защиты
прав прессы Евгения Калинина, поданного им по факту незаконного
прослушивания телефонов редакции волгоградской газеты “Все для вас”
управлением внутренних дел области в 1995 году, а также по факту незаконного
уничтожения оперативного дела журналиста Ирины Черновой тем же управлением в
1997 году. В связи с этим Евгений Калинин подал жалобу в Генеральную
прокуратуру РФ.
Ноябрь, 14-15. Руководство ГТРК “Нижний Новгород” 14 ноября разослало
главным редакторам нижегородских печатных средств массовой информации
сообщения, в которых говорилось, что в соответствии с заключенным договором
между ЗАО “Сервис-ТВ” и ГТРК “Нижний Новгород” право на распространение
печатных программ и анонсов телепередач ОРТ и ВГТРК переданы ГТРК “Нижний
Новгород” и предлагалось в срок до 18 ноября 1997 года заключить с этой
телерадиокомпанией договоры на право публикации в каждой газете телепрограмм
ОРТ и ВГТРК в соответствии с предложенным высоким тарифом. Далее в письме
сообщалось, что в случае публикации этих телепрограмм без договора с ГТРК
“Нижний Новгород” “Ваша организация будет нести ответственность в
соответствии с Законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. После
вмешательства в конфликт юриста Нижегородского Центра защиты прав прессы,
разъяснившего руководству ГТРК “Нижний Новгород” незаконность заявленных
требований, разосланные ранее сообщения 15 ноября были отозваны, а
руководителям СМИ принесены извинения.
Ноябрь, 14. В Хасанском районе Приморского края пограничники задержали
группу японских журналистов из телекомпании “Эн-эйч-кей”, которые вели
прямой репортаж с одного из участков российско-китайской границы. Как
сообщили в пресс-центре УФСБ по Приморскому краю, японцы вели параллельную
видеосъемку с использованием “нетрадиционных для журналистов средств”. Что
именно имелось в виду под этим термином, сотрудники ФСБ объяснить
отказались. Кроме того, специалистам показалось подозрительным большое
количество журналистов – девять человек. По словам корреспондента
“Эн-эйч-кей” Насу Хироюки, у журналистов была изъята видеокамера с кассетой,
где были сняты объекты, на которые иностранные корреспонденты попасть не
могут, так как “там уже стреляют”. В течение двух дней задержанные
журналисты находились в местной гостинице, затем вернулись в Японию. Как
заявил директор владивостокского бюро “Эн-эйч-кей” Такао Дзюи, журналисты
имели разрешение на организацию прямого телерепортажа с границы, выданные
МИДом, администрацией Приморья, Госсвязьнадзором, командованием
Тихоокеанского пограничного округа. Японская сторона была шокирована
действиями российских пограничников. В то же время японцы надеются, что
причиной происшествия стало “какое-то недоразумение”.
Ноябрь, 14. По сообщению газеты “Коммерсант-дейли”, в Челябинске ограблен
офис телерадиокомпании “Восточный экспресс”. Похищены четыре
профессиональные видеокамеры, три видеокамеры “Сони”, все штативы и
осветительное оборудование, телерадиокомпания фактически на грани разорения.
По словам главного редактора компании Дениса Вишни, к расследованию
подключились областное и городское управления внутренних дел, а также
таможенная и пограничная служба. На вопрос о подозреваемых главный редактор
ответил, что не может раскрывать тайну следствия.
Ноябрь, 14. После опубликования в газете “Известия” статьи Алексея Тарасова
“Неприкосновенный”, в которой рассказывалось о судьбе красноярского
бизнесмена и политика Анатолия Быкова, герой публикации направил начальнику
УОП при УВД Красноярского края В. Севостьянову заявление, в котором
предупредил власти о возможности физического уничтожения Алексея Тарасова и
попросил обеспечить журналисту постоянную охрану. После этого в эфире
местных телекомпаний выступил начальник УВД Красноярского края Борис
Петрунин, заявивший, что факты в материале “Неприкосновенный” искажены и
публикация носит заказной характер. Редакция “Известий” расценивает это
обвинение “как попытку умалить честь и достоинство нашего автора, бросить
тень на деловую репутацию газеты” и рассматривает вопрос о предъявлении
соответствующего иска к Борису Петрунину.
Ноябрь, 15. В Нижегородский Центр защиты прав прессы обратились главный
редактор газеты “Перекресток России” Юрий Иванов и руководитель телекомпании
“Волга” Сергей Литвинов, которые сообщили, что председатель Совета
директоров телекомпании “Сети НН” Вадим Булавинов направил в суд иск о
защите чести и достоинства и возмещении морального вреда к директору службы
информации телекомпании “Волга” Александру Резонтову и журналисту Олегу
Капитанову. Причиной иска стала статья Олега Капитанова, содержание которой
озвучил Александр Резонтов в программе новостей телекомпании “Волга”. По
мнению истца, в статье содержится намек на то, что Вадим Булавинов имеет
отношение к убийству Абдулхамита Садекова, возглавлявшего фирму
“Волга-Петролеум” и претендовавшего на контрольный пакет акций ЗАО “Сети
НН”. В качестве компенсации за причиненный моральный ущерб истец просит суд
взыскать с ответчиков по 20 миллионов рублей.
Ноябрь, 15. Во время визита в Екатеринбург Хилари Клинтон и Наины Ельциной
по распоряжению пресс-службы Президента РФ на каждое мероприятие с участием
жен Президентов журналисты приглашались в следующем соотношении: 40
иностранных, 34 московских и 5 местных. В аэропорт “Кольцово” журналистов
вообще не пустили, хотя американская сторона объявила встречу в аэропорту
открытой для прессы. На встрече в Уральском политехническом институте для
журналистов было отведено место в конце зала за специальным ограждением.
Ноябрь, 17. Директор расчетного центра АО “Уралсвязьинформ” Владимир Васеха
отказал пермской телекомпании “Ветта” в предоставлении льгот по услугам
связи, которые установлены Федеральным законом РФ “О государственной
поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ”, поскольку, по
его мнению, порядок и условия применения льгот не определены федеральным
законодательством, а “акционерное общество не отвечает по обязательствам
государства”. Ранее Уральское региональное управление Госкомпечати России по
просьбе телекомпании “Ветта” направляло в расчетный центр АО
“Уралсвязьинформ” разъяснение норм данного закона, в частности, копию письма
заместителя министра связи, в котором руководителям организаций связи
сообщалось, что данный закон является законом прямого действия и его
требования должны неукоснительно исполняться.
Ноябрь, 17. Недоумение по поводу прозвучавших в программе НТВ ” Итоги”
утверждений о якобы имеющейся причастности ВГТРК к “ОНЭКСИМбанку” выразил
председатель ВГТРК Николай Сванидзе. Он подчеркнул, что ВГТРК является
государственной телерадиокомпанией, существует на средства госбюджета и
собственные рекламные поступления и “не имеет никакого отношения к
“ОНЭКСИМбанку”, как к любым другим банкам”. По мнению Николая Сванидзе,
случившееся не отвечает нормам журналистской этики.
Ноябрь, 17. Головинский межмуниципальный суд Москвы повторно отказал в
изменении меры пресечения поэтессе Алине Витухновской, находящейся в СИЗО по
обвинению в распространении наркотиков. Суд отклонил ходатайство адвокатов,
потому что, по мнению судьи Дмитрия Лучкина, Алине Витухновской предъявлено
обвинение в совершении тяжких преступлений. Адвокат поэтессы Карен Нерсисян
считает ее пребывание под стражей неоправданным, так как за все три года,
что длится следствие, Алина Витухновская “от суда не скрывалась, новых
преступлений не совершала, да и сама вина ее по-прежнему не доказана”. По
версии общественного защитника Витухновской, руководителя Русского ПЕН-клуба
Александра Ткаченко, в середине 1994 года поэтесса по заданию редакции
журнала “Новое время” проводила журналистское расследование производства
наркотиков, результаты которого заинтересовали ФСБ. Как утверждает А.
Ткаченко, сотрудники ФСБ попросили Алину Витухновскую предоставить
информацию, не попавшую на страницы журнала, но она отказалась, чтобы не
выдавать источник. В этом, как полагает общественный защитник, и кроется
истинная причина преследований поэтессы.
Ноябрь, 17. В Архангельске совершено покушение на главного редактора газеты
“Правда Севера” Ивана Бенцу. Во время утренней прогулки к нему сзади
подбежал неизвестный и нанес два удара по голове металлическим прутом. Как
сообщили в дежурной части ГУВД Архангельска, потерпевший остался жив по
чистой случайности. В тяжелом состоянии он был доставлен в больницу. По
факту нападения возбуждено уголовное дело. По одной из версий, покушение
связано с попытками местных политиков и коммерсантов оказать влияние на
независимую газету. Коллеги Иван Бенца рассказали, что в последнее время ему
угрожали по телефону. По их мнению, покушение является спланированной
акцией, связанной с профессиональной деятельностью редактора.
Ноябрь, 18. По предписанию Пермского территориального управления ГКАП РФ
прекращено вещание радиопрограммы “Радио Прикамья” по первому каналу
проводного вещания в Перми. Предписание вынесено в связи с тем, что вещание
“Радио Прикамья” на данном канале велось с нарушением прав другой
радиопрограммы – “Радиодом”, являющейся владельцем лицензии на вещание на
это время. “Радиодом” не осуществляет вещания в указанное в лицензии время
потому, что владелец сети проводного вещания АО “Уралсвязьинформ”
отказывается заключать договор с АО “Радиодом” из-за неоплаты последним
услуг связи в течение длительного времени.
Ноябрь, 18. После выхода в эфир сюжета, подготовленного независимой
телекомпанией “Луч” из Альметьевска (Республика Татарстан), о незаконном
подключении ряда коттеджей к городской электросети, члены семьи, проживающей
в одном из коттеджей, предъявили в Альметьевский городской суд иск о защите
чести, достоинства и возмещении морального вреда к этой телекомпании в
размере 200 миллионов рублей. Городской суд в удовлетворении иска отказал.
Ноябрь, 18. В избирательную комиссию Красноярского края поступило письмо за
подписью председателя городского избирательного штаба блока “Коммунисты и
аграрии – за власть народа” Геннадия Потехина. Он обращает внимание комиссии
на ряд действий избирательного блока “Союз дела и порядка” и кандидата в
депутаты Александра Усса, которые являются, по его мнению, нарушением
избирательного законодательства. В частности, “Союз дела и порядка”
обвиняется в превышении допустимого объема рекламного времени на канале
Красноярской ГТРК.
Ноябрь, 18. Директор волгоградского частного стоматологического предприятия
“Металлокерамика” Алевтина Скаковская обратилась в Центральный районный суд
Волгограда с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и о
компенсации морального вреда в сумме 100 миллионов рублей к редакции газеты
“Городские вести” и журналисту Лидии Ковалевой. Поводом для иска стала
статья Лидии Ковалевой “Бриллиантовая челюсть”, напечатанная 28 декабря 1995
года в газете “Городские вести”, в которой говорилось о некачественном
изготовлении зубных протезов для гражданки Самодаевой в 1992 году.
Обосновывая свой иск, Алевтина Скаковская ссылается на решение
Ворошиловского суда Волгограда от 3 марта 1997 года, которым Самодаевой
отказано в иске о возмещении ущерба предприятием “Металлокерамика”.
Ноябрь, 18. В Центральный районный суд Волгограда поступило исковое
заявление Галины Артюшкиной к редакции газеты “Деловые вести” и журналисту
Екатерине Евгеньевой о компенсации морального вреда в сумме 25 миллионов
рублей. Поводом для иска послужила статья Екатерины Евгеньевой “Поношенная
шубка обошлась ИЧП в круглую сумму”, помещенная в газете 20 октября 1997
года. В ней рассказано о судебном споре между Галиной Артюшкиной и ИЧП
“Адар” по поводу продажи некачественной шубы. Истица полагает, что газета
“Деловые вести” разгласила сведения, касающиеся ее личной жизни, а также
опасается, что статья в газете может стать “информацией к размышлению для
преступников”.
Ноябрь, 18. В избирательную комиссию Красноярского края поступила жалоба
кандидата в депутаты Законодательного Собрания края Владимира Копылова. В
жалобе он обращает внимание на публикацию в газете “Красноярский рабочий”
интервью с генеральным директором АО “Красноярские авиалинии” В. Медведевым
и председателем Красноярского отделения Сберегательного банка России В.
Аралкиным, которые также являются кандидатами в депутаты. Публикацию этих
материалов Владимир Копылов считает незаконной и просит дать им официальную
оценку.
Ноябрь, 19. В Дзержинский районный суд Волгограда поступило исковое
заявление журналиста Дмитрия Кутепова к телерадиокомпании “Волгоград – ТРВ”
и журналисту Тамаре Юревич. Поводом для иска послужила авторская программа
Тамары Юревич “Первый взгляд”, вышедшая в эфир 17 сентября 1997 года, в
которой одна из статей Дмитрия Кутепова в газете “Пресс-клуб” была
охарактеризована как “бред и клевета”. Истец просит суд обязать
телерадиокомпанию опровергнуть указанные сведения, а также взыскать с
ответчиков в возмещение морального вреда 150 миллионов рублей.
Ноябрь, 19. В Кызыле (Республика Тыва) начался процесс по иску Сергея
Конвиза о защите чести и достоинства. Иск был предъявлен к начальнику
следственного отдела Министерства внутренних дел республики Шой Шойжун и
журналисту газеты “Тувинская правда” Ольге Проценко. Причиной иска стала
публикация интервью с Шой Шойжун, в котором излагалась суть дела, связанного
с обвинением Сергея Конвиза в присвоении 600 миллионов рублей. По мнению
истца, размер морального вреда, нанесенного данной публикацией, оценивается
в 400 миллионов рублей.
Ноябрь, 19. Государственная Дума РФ приняла решение пригласить на заседание
16 января президента телекомпании НТВ Игоря Малашенко. Поводом для
приглашения стал показ на НТВ фильма Мартина Скорсезе “Последнее искушение
Христа”, а также еженедельные программы телеканала “Про это”, “Империя
страсти” и “Плейбой-шоу”.
Ноябрь, 19. По сообщению газеты “Вольная Кубань”, в Краснодаре у здания
редакции газеты “Краснодарские известия” проведено пикетирование, “целью
которого является попытка заткнуть рот журналистам, отобрать у них право
иметь свою позицию и высказывать ее”. Участники пикета держали плакаты с
националистическими лозунгами, а за несколько дней до акции в городе были
распространены листовки со списками “инородцев”, которые якобы захватили
власть в Краснодаре и управляют рядом средств массовой информации.
Ноябрь, 19. Пресненский суд Москвы вынес решение по иску о защите чести,
достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда,
предъявленному протоиереем Александром Шаргуновым к редакции газеты
“Московский комсомолец”. Суд признал не соответствующим действительности
распространенные газетой сведения о том, что отец Александр воспитывал
студентов-семинаристов “в духе верности марксистско-ленинской догме”, и
обязал ее опубликовать опровержение и выплатить истцу 1 миллион рублей в
качестве компенсации за причиненный моральный вред.
Ноябрь, 19. Пресненский межмуниципальный суд Москвы удовлетворил иск Егора
Гайдара к главе Приморского края Евгению Наздратенко о защите чести и
достоинства. Суд обязал губернатора Приморья публично опровергнуть
распространенные им 11 сентября по телеканалу НТВ сведения, что “никто так
не разворовал Россию, как Гайдар”. Это утверждение было признано судом не
соответствующим действительности, и в одной из своих передач телеканал НТВ
обязан сообщить о решении суда. Материальной компенсации морального ущерба
истец не требовал.
Ноябрь, 19. По сообщению газеты “Брянское время”, Советский районный суд
Брянска отказал Леониду Носкову в удовлетворении иска о защите чести и
достоинства, предъявленному к редакции этого издания. Поводом для иска
послужил напечатанный в “Брянском времени” фельетон, но чем именно газета
унизила его честь и достоинство, Леонид Носков объяснить не сумел. Истец с
решением суда не согласился и пообещал “пойти дальше, вплоть до Москвы”.
Ноябрь, 20. Советский суд Липецка вынес решение о частичном удовлетворении
иска о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда,
предъявленного гражданкой Анной Клюевой к редакции газеты “Де-факто” и
корреспонденту Дмитрию Геворгяну. Истица сочла не соответствующими
действительности и порочащими ее честь и достоинство сведения, которые были
опубликованы в статье “Боринский беспредел – 2″, напечатанной в газете
“Де-факто” в апреле 1997 года. Анна Клюева просила суд взыскать с ответчиков
50 рублей, а также обязать редакцию газеты опубликовать опровержение, а
автора статьи – журналиста Дмитрия Геворгяна – принести публичные извинения
через газету, а также . Суд своим решением обязал редакцию газеты “Де-факто”
напечатать опровержение и выплатить истице компенсацию за причиненный
моральный вред в размере 500 тысчя рублей, а Дмитрия Геворгяна – 300 тысяч
рублей. Редакци я намерена обжаловать данное решение в кассационном порядке.
Ноябрь, 20. Московский районный суд Казани вынес решение по иску о защите
чести, достоинства и возмещении морального вреда в размере 100 миллионов
рублей, предъявленному к газете “Вечерняя Казань” и журналисту Юлии
Андреевой преподавателем Казанского речного техникума Зиннур Прошиной.
Причиной иска стала публикация, в которой она обвинялась в деспотичном
отношении к ученикам и вымогательстве денег у родителей. Решением суда
редакция “Вечерней Казани” и корреспондент Юлия Андреева обязаны выплатить
истцу по 400 тысяч рублей за нанесенный ей моральный ущерб. Подавать
кассационную жалобу Юлия Андреева отказалась.
Ноябрь, 20. По сообщению газеты “Русский телеграф”, коллегия прокуратуры
Приморского края приняла решение, обязывающее работников прокуратуры
обратиться в суд с исками “о защите чести, достоинства и деловой репутации”.
Речь идет о выступлениях в средствах массовой информации, опубликованных в
течение последнего года и “носящих оскорбительный и клеветнический
характер”. Такое решение принято в ответ на заявление мэра Владивостока
Виктора Черепкова, обвинившего прокурора края Валерия Василенко и его
подчиненных в том, что “от имени Российской Федерации и Конституции они
творят беззаконие в угоду губернатору”.
Ноябрь, 20. Корреспондент газеты “Московский комсомолец в Черноземье” Оксана
Патерикина присутствовала в Воронежском областном суде на слушании дела по
обвинению во взяточничестве бывшего начальника Управления по исполнению
наказания УВД Воронежской области Виктора Погорелова. Во время перерыва к
ней подошел неизвестный и предложил деньги за то, чтобы материалы дела не
появились в прессе. После того, как журналист отказалась от сделки,
неизвестный удалился, сказав, что он “ее предупредил…”.
Ноябрь, 20. Министр юстиции Республики Таджикистан Шавкат Исмаилов обратился
в Савеловский межмуниципальный суд Москвы с иском о защите чести,
достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 40
миллионов рублей к газете “Правда – 5″ и журналисту Игорю Ленскому. Поводом
для иска стала статья “Таджикистан на распутье”, опубликованная в 35-м
номере газеты “Правда – 5″, в которой, по мнению истца, содержатся не
соответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство
сведения. Суть статьи состоит в том, что власть Таджикистана полностью
срослась с уголовным миром, а должностные лица, в том числе и министр
юстиции, разворовывают государственные средства.
Ноябрь, 21. По сообщению агентства “Эхо Москвы”, канадский журналист Макс
Ройз предъявил в Пресненский межмуниципальный суд иск к газете “Московский
комсомолец” в связи с нарушением его авторских прав. Поводом для обращения в
суд послужила статья “И на пальмах растут невесты”, опубликованная в
“Московском комсомольце” 16 августа 1997 года, в которой были приведены
выдержки из книги Макса Ройза “Полярник”. По мнению истца, в статье был
существенно изменен его авторский текст. Кроме того, редакция газеты “не
получила и даже не пыталась получить” согласие автора на воспроизведение
отрывка из книги. Канадский журналист считает, что редакция “Московского
комсомольца” должна принести ему извинения и выплатить компенсацию в 5 000
минимальных размеров оплаты труда.
Ноябрь, 21. Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга отложил рассмотрение
иска Анатолия Собчака к газете “Новый Петербург” и журналисту Юрию Нерсесову
до полного выздоровления истца. Иск о защите чести и достоинства и
возмещении морального вреда в размере 100 миллионов рублей был предъявлен в
связи с тем, что корреспондент газеты сравнил в материале дочь Анатолия
Собчака с героиней из романа “Преступление и наказание”.
Ноябрь, 21. Рассмотрение дела по иску о защите чести и достоинства, который
был предъявлен петербургским губернатором Владимиром Яковлевым к бывшему
мэру Анатолию Собчаку, вновь отложено Дзержинским судом Санкт-Петербурга.
Поводом для обращения в суд стала публикация в февральском номере газеты
“Совершенно секретно” беседы журналиста Леонида Крутакова с Анатолием
Собчаком, в которой экс-мэр упомянул имя нынешнего губернатора в связи с
тамбовским преступным сообществом. В ходе судебного разбирательства
выяснилось, что представленная газетой стенограмма интервью с Анатолием
Собчаком содержит значительные купюры, поэтому судья Ольга Василенко обязала
газету “Совершенно секретно” представить полную расшифровку записи интервью.
Процесс возобновится 29 января 1998 года.
Ноябрь, 21. По сообщению газеты “Брянский рабочий”, заместитель главы
администрации Брянской области по взаимодействию с правоохранительными и
административными органами Виктор Малашенко опроверг заявление редактора
газеты “БК – Факт” Владимира Пронина, сделанное им в интервью газете
“Брянское время”. В нем Владимир Пронин сообщил о том, что в 1993 году глава
администрации Брянской области Ю. Лодкин в присутствии Виктора Малашенко
говорил о возможности выхода Брянской области из состава Российской
Федерации. Виктор Малашенко подчеркнул, что такого разговора с его участием
никогда не было и предупредил, что если в дальнейшем его имя будет
использоваться в связи с фактами и событиями, к которым он не имел
отношения, то он обратится в суд с иском о защите чести и достоинства.
Ноябрь, 21. На состоявшемся после неоднократных переносов заседании
Останкинский межмуниципальный суд Москвы оставил неизменным свое решение о
восстановлении Александра Лапшина в должности генерального директора
телекомпании “Космос – ТВ”. Согласно решению суда, “Космос – ТВ” выплатит
истцу около 10 миллионов рублей за вынужденный прогул и 1 миллион рублей в
качестве компенсации за причиненный моральный вред. Однако акционеры
телекомпании намерены приложить “все усилия для того, чтобы это решение не
было окончательным”.
Ноябрь, 22. По сообщению газеты “Сегодня”, в связи с публикацией “Время
сжигать “Мосты”?”, помещенной 21 ноября в газете “Московская правда” за
подписью Игоря Егорова, “КБ “МОСТ-банк” обращается в суд с иском к редакции
газеты “Московская правда” и автору статьи”. Пресс-служба КБ “МОСТ-банка”
распространила заявление, в котором говорится, что факты, изложенные в
статье, не соответствуют действительности, а сам материал направлен на
подрыв доверия к КБ “МОСТ-банк”, “нанесение ему морального и материального
ущерба”.
Ноябрь, 22. По сообщению газеты “Московский комсомолец”, военный суд
Московского гарнизона вынес приговор прапорщику Михаилу Пронякину. 21 июня
1997 года служебная “Волга”, за рулем которой находился Михаил Пронякин,
сбила на пешеходном переходе тележурналиста Инессу Донченко, которая в
результате полученных травм скончалась в больнице. Экспертиза установила,
что прапорщик был в нетрезвом состоянии. Суд приговорил Пронякина к 4 годам
лишения свободы, с воинской части, где служил прапорщик, взыскано 50
миллионов рублей в пользу матери погибшей.
Ноябрь, 22-27. Ведущая телепрограммы “Вести” Светлана Сорокина ушла из
ВГТРК. Причиной своего ухода наряду с давлением цензуры она назвала то, что
“хуже стало руководство, которое не может толком объяснить подчиненным своих
претензий, предпочитая солдафонские методы…” Председатель ВГТРК Николай
Сванидзе в связи с этим заявил, что у программы “Вести” “в последнее время
снижался рейтинг”, и Светлане Сорокиной было предложено “несколько концепций
авторских программ”. 27 ноября Светлана Сорокина заявила о своем переходе на
канал НТВ, где ей предложено работать в программе “Герой дня”. Кроме того,
она продолжит работу над тем проектом, который она начала готовить еще на
ВГТРК.
Ноябрь, 23. Во Владивостоке по подозрению в шпионаже арестован корреспондент
флотской газеты “Боевая вахта” Григорий Пасько. По сообщению радиостанции
“Маяк”, при выезде в Японию во время досмотра в аэропорту Владивостока у
него были изъяты документы, содержащие, как показала предварительная
проверка, информацию, составляющую государственную тайну. Добытые
оперативным путем сведения подтвердили, что капитан второго ранга Григорий
Пасько продолжительное время собирал материалы военно-экономического
характера, в том числе и составляющие государственную тайну. Передавал ли он
эти материалы иностранным спецслужбам, в официальном сообщении ФСБ не
сказано. Корреспондент НТВ в своем репортаже высказал предположение, что
причины случившегося состоят в том, что Григорий Пасько длительное время
занимался изучением проблемы хранения и утилизации радиоактивных отходов
Тихоокеанского флота, “чем изрядно досаждал как своему командованию, так и
военной цензуре”.
Ноябрь, 23. По сообщению газеты “Московский комсомолец”, правоохранительными
органами Красноярска за распространение газеты “Штурмовик” задержан член
Русского национального союза Константин Касимовский. Красноярской
прокуратурой ему предъявлено обвинение в разжигании национальной розни.
Ноябрь, 24. Администрация Приморского края считает “ложью и провокацией”
распространенное мэрией Владивостока заявление, в котором губернатор
Приморья Евгений Наздратенко обвиняется в рукоприкладстве во время церемонии
сдачи в эксплуатацию казармы батальона внутренних войск. Как утверждается в
официальном заявлении мэрии, Евгений Наздратенко ударил 70-летнего ветерана
войны Семена Плетуса по лицу. В ответ на заявление мэрии администрация
Приморского края намерена обратиться в суд против тех, кто распространил
“инсценированную ложь” о рукоприкладстве губернатора, о чем сообщил
исполняющий обязанности руководителя пресс-центра краевой администрации.
Ноябрь, 24. Прокуратура Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской
области) известила Уральское региональное управление Госкомпечати России,
что по его обращению принято постановление об отказе в возбуждении
уголовного дела в отношении директора городского молокозавода А. Ф.
Пермякова, запретившего 25 января 1997 года съемки на территории данного
предприятия съемочной группе телекомпании “СургутИнформТВ”.
Ноябрь, 24. В городском суде Донецка Ростовской области состоялось слушание
по уголовному делу, возбужденному 8 июня 1997 года по статье 116 УК РФ
(“Побои”) против редактора газеты “Наше зеркало” Ирины Пасечниковой и ее
заместителя Сергея Плотникова. По словам редактора, 27 мая 1997 года она
вместе с Сергеем Плотниковым задержала главного бухгалтера редакции Е.
Храмову при попытке выноса бухгалтерских документов и образца печати из
редакции, “о чем был составлен акт, подписанный всеми работниками редакции”.
После этого главный бухгалтер подала заявление в Донецкий ОВД, обвиняя Ирину
Пасечникову и Сергея Плотникова в нанесении побоев. После первого заседания
слушание дела было перенесено на март 1998 года в связи с заменой адвоката
обвиняемых.
Ноябрь, 24. В Ростовский Фонд защиты гласности обратился Иван Чупейда,
редактор газеты “Рассвет” (Ремонтненский район Ростовской области). Он
сообщил, что за три года существования газеты, она не имеет нормального
помещения для работы. Кроме того, газета “Рассвет” получила дотацию из
областного бюджета лишь за первый квартал, а журналисты не получали зарплату
еще с мая 1997 года. Администрация района, являющаяся учредителем этой
газеты, несмотря на многочисленные обращения газеты, никак не реагирует на
сложившуюся ситуацию. В связи с этим Иван Чупейда заявил, что намерен начать
голодовку протеста с 1 декабря 1997 года.
Ноябрь, 24-26. В Волгоградском областном суде началось слушание гражданского
дела по жалобе журналиста Ирины Черновой на действия УВД Волгоградской
области, сотрудники которого в 1995 году вели за ней слежку. В заседании
суда был объявлен перерыв до 26 ноября, однако в этот день руководство УВД
представило в суд справку о болезни представителя ответчика. Дело находится
в производстве суда уже почти два года.
Ноябрь, 25. Нижегородский районный суд вынес решение по иску о защите чести,
достоинства и возмещении морального вреда, который был предъявлен к газете
“Дело” и журналисту Михаилу Аштаеву депутатом Нижегородской городской думы
Ольгой Чечулиной в связи с публикацией “Депутату закон не писан?”. В этой
статье, по мнению истицы, содержатся не соответствующие действительности
сведения. Суд признал недостоверными 9 эпизодов публикации и постановил
взыскать с ответчиков 9 500 000 рублей в качестве компенсации за причиненный
моральный вред. Редакция газеты “Дело” и Михаил Аштаев намерены обжаловать
это решение в областной суд.
Ноябрь, 25. Ночью в пригороде Санкт-Петербурга у дома руководителя и
ведущего ежедневной информационной программы телекомпании “11 канал”
Александра Борисоглебского был взорван принадлежащий ему автомобиль. Кроме
того, в доме Борисоглебского и его соседей взрывной волной и осколками
выбиты стекла. По факту хулиганства возбуждено уголовное дело. Журналист
считает, что инцидент связан с его профессиональной деятельностью, поскольку
он остался со своей программой в телекомпании “11 канал”, не присоединившись
к ушедшим коллегам.
Ноябрь, 25. Вечером в Махачкале в подъезде собственного дома подверглась
нападению главный редактор газеты “Дагестанская правда” Галина Бейбутова. В
тяжелом состоянии с черепно-мозговой и костно-лицевой травмой и переломом
руки журналист доставлена в больницу. Сотрудники газеты “Дагестанская
правда” сообщили, что незадолго до нападения в редакции раздавались
анонимные звонки с угрозами. С заявлением протеста и требованием обеспечить
безопасность работников СМИ выступил Союз журналистов Дагестана. Аналогичный
протест выразили представители партий и движений Махачкалы. По официальной
версии органов внутренних дел, Галина Бейбутова получила травмы в результате
несчастного случая.
Ноябрь, 25. Поздно вечером в Москве у станции метро “Отрадное” совершено
нападение на корреспондента отдела экономики газеты “Сегодня” Елену Гусеву.
Нападавших было двое. Один из них толкнул журналиста, а второй сорвал сумку,
в которой находились диктофон с записью важного интервью и другие документы
журналистского расследования.
Ноябрь, 25. В “Красноярской газете” под заголовком “Партия власти рвет
когти” опубликована статья члена окружной избирательной комиссии по Канскому
избирательному округу Людмилы Сергеевой, в которой сообщается, что еще до
проведения жеребьевки “была дана устная команда из края всем редакциям газет
до 7 ноября поместить материал” о блоке “Союз дела и порядка”.
Ноябрь, 25. В Кировском районном суде Иркутска состоялось заседание по иску
члена Союза журналистов России, учредителя журнала “Права человека”
Александра Любославского к администрации Иркутской области. В своем иске
Александр Любославский обжаловал незаконное, по его мнению, освобождение его
с должности председателя областной комиссии по правам человека. Решением
суда Александру Любославскому в иске отказано, однако он намерен обжаловать
данное решение в областном суде.
Ноябрь, 25-28. Первый вице-премьер Правительства РФ Анатолий Чубайс 25
ноября обратился в Судебную палату по информационным спорам при Президенте
РФ с двумя заявлениями, в которых требует признать “недостоверными,
основанными на слухах, непроверенных данных и ложной информации” сведения,
распространенные Александром Минкиным в прямом эфире радиостанции “Эхо
Москвы” 12 ноября 1997 года и Сергеем Доренко в программе “Время” 15 ноября
1997 года, когда они вели речь об авторах книги о приватизации в России. 27
ноября Анатолий Чубайс подал в Пресненский и Останкинский суды Москвы иски
защите чести и достоинства и возмещении морального вреда к радиостанции “Эхо
Москвы” и Александру Минкину, а также к ОРТ и Сергею Доренко. Сумма иска к
Александру Минкину – 250 миллионов рублей, Сергею Доренко – 500 миллионов
рублей, к ОРТ – 5 миллиардов рублей. По словам адвоката первого
вице-премьера Михаила Барщевского, истец намерен добиться опровержения
высказываний А. Минкина о том, что “гонорар в 90 тысяч долларов США,
начисленный каждому из соавторов книги о приватизации в России, есть
“скрытая форма взятки” и некоторых иных обвинений в адрес А. Чубайса, а
также опровержения целого ряда высказываний С. Доренко, сводившихся к
обвинению первого вице-премьера в махинациях, коррупции, взяточничестве. Еще
два автора книги о приватизации Альфред Кох и Максим Бойко также намерены
предъявить иски о защите чести и достоинства к радиостанции “Эхо Москвы”,
Александру Минкину, ОРТ и Сергею Доренко.
Ноябрь, 26. Вечером в Москве двое неизвестных напали на экономического
обозревателя газеты “Сегодня” Марию Богатых. У нее похищен портфель с
важными документами журналистского расследования. По словам Марии Богатых,
несмотря на то, что преступники угрожали ее убить, уголовное дело по факту
нападения пока не заведено, однако она намерена добиваться этого.
Ноябрь, 26. В Екатеринбургский Центр защиты прав прессы обратились шесть
журналистов газеты “Голос целинника” из села Целинное Курганской области.
Они сообщили, что по инициативе администрации района и при поддержке
Комитета по печати Курганской области редактором газеты “Голос целинника”
была назначена бывший учитель физкультуры В. С. Шепелева. Назначение
состоялось без предварительного согласования с журналистским коллективом и в
нарушение Закона РФ “О СМИ” и устава редакции.
Ноябрь, 26. По сообщению газеты “Брянское время”, Советский районный суд
Брянска отказал в иске о защите чести, достоинства и деловой репутации и
компенсации морального вреда директору Трубчевского рынка Брянска Николаю
Холдоенко. Иск был предъявлен к газете “Брянское время” в связи с
публикацией в 35-м номере этого издания критической заметки в адрес
директора. Николай Холдоенко просил суд обязать газету напечатать
опровержение и выплатить компенсацию морального вреда 50 миллионов рублей.
Своим решением суд признал, что опубликованные в газете “Брянское время”
сведения соответствуют действительности.
Ноябрь, 26. В судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского
областного суда состоялось заседание, где рассматривалось дело по иску о
защите чести, достоинства и компенсации морального вреда бывшего кандидата в
депутаты областной думы Петра Вагина к редакции волгоградской газеты “Новый
день”, редактору газеты “Нефтяник” Волгоградского нефтеперерабатывающего
завода Татьяне Ситниковой, а также к самому этому заводу. Поводом для иска
послужила статья Татьяны Ситниковой “Не ошибись в выборе”, напечатанная в
газете “Нефтяник” 21 марта 1997 года и перепечатанная затем в газете “Новый
день”. Статья призывала избирателей голосовать за одного из кандидатов, так
как “только им не движет корысть”, при этом фамилия Вагина и других
кандидатов не называлась. Красноармейский районный суд Волгограда 15 августа
1997 года своим решением по иску Петра Вагина обязал обе газеты напечатать
опровержение и взыскал в пользу истца с нефтеперерабатывающего завода 3
миллиона рублей, а с Ситниковой 200 тысяч рублей компенсации морального
вреда. Это решение суда было обжаловано ответчиками и опротестовано
прокурором района. Ввиду неявки Вагина в областной суд рассмотрение дела
было отложено.
Ноябрь, 26. В Нижнем Новгороде заместитель председателя Нижегородского
областного суда Василий Попов обратился к журналистам с предложением в
десятидневный срок аккредитоваться на проходящем процессе, что противоречит
Закону РФ “О средствах массовой информации”.
Ноябрь, 26. В Санкт-Петербурге в подъезде своего дома найден в
бессознательном состоянии директор по рекламе областной газеты “Вести”
Сергей Соболев. В городском УВД сообщили, что у пострадавшего выявлена
закрытая черепно-мозговая травма и ушиб головного мозга. В тяжелом состоянии
он был доставлен в больницу. Милиция не исключает, что на Сергея Соболева
было совершено нападение. Обстоятельства происшествия устанавливаются.
Ноябрь, 26. Появившиеся в ряде средств массовой информации публикации о том,
что погибший в автокатастрофе журналист Андрей Фадин якобы написал перед
своей гибелью некую статью на основе телефонной записи разговора двух
банкиров, была опровергнута вдовой журналиста. По ее словам, Андрей Фадин
никогда не участвовал в информационных войнах и не писал статьи на основе
компромата. Вдова призвала журналистов “оставить в покое честное имя”
погибшего.
Ноябрь, 26. Вечером в Москве около станции метро “Новослободская” двое
неизвестных напали на корреспондента газеты “Новые известия” Владимира
Чеснокова. Сбив журналиста с ног, преступники забрали его сумку с
документами и скрылись. Придя в себя, Владимир Чесноков обратился за помощью
к милиционеру на станции “Новослободская”, но тот отказал журналисту,
сославшись на то, что инцидент произошел на территории, за которую он не
отвечает.
Ноябрь, 26. По сообщению воронежского Центра защиты прав СМИ, губернатор
Воронежской области Иван Шабанов обратился к местным представителям
центральной прессы и их учредителям с просьбой быть сдержаннее и в своих
изданиях не акцентировать внимание читателей на том, что Воронеж является
столицей “красного пояса”, так как это может отпугнуть потенциальных
инвесторов.
Ноябрь, 27. На заседании Воронежской областной Думы губернатор Иван Шабанов
заявил, что “не может городская газета быть в оппозиции государственной
власти”. На этом же заседании председатель комиссии по образованию Иван
Сурков высказал свое негодование по поводу “учащающихся случаев
оскорбительных выпадов против руководства Думы и отдельных депутатов” со
стороны газет “Воронежский курьер” и “Аргументы и факты – Черноземье”.
Депутат предложил пишущих неугодные материалы журналистов лишить думской
аккредитации сроком на один год “при условии публичного извинения”, а в
противном случае – навсегда, но лишить журналистов аккредитации не удалось,
так как в областной Думе она еще не введена.
Ноябрь, 27. В Воронеже корреспондент газеты “Инфа” Павел Манжос не был
допущен на заседание областной Думы, так как пришел с опозданием.
Остановивший журналиста чиновник объяснил, что во время заседаний в зал
пускают только тех опоздавших корреспондентов, которые имеют аккредитацию
Муниципального Совета Воронежа или Воронежской областной администрации.
Своей аккредитации в областной Думе еще нет.
Ноябрь, 27. По сообщению газеты “Красноярский рабочий”, в Абакане возбуждено
уголовное дело в отношении бывшего главного редактора газеты “Вестник
Хакасии” Геннадия Лебедева. Журналист обвиняется в том, что, будучи
редактором газеты, допустил перерасход заработной платы на 17 500 000 руб.
Ноябрь, 27. На состоявшемся в Волгограде заседании Совета редакторов
негосударственных средств массовой информации области принято заявление,
призывающее Волгоградскую областную Думу при принятии бюджета на 1998 год
сократить незаконное содержание за счет бюджета некоторых СМИ.
Ноябрь, 27. Коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
рассмотрела жалобу редакции газеты “Лискинские известия” на решение
Лискинского районного суда, частично удовлетворившего исковые требования
Юлии Рощупкиной о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации
морального вреда, а также выплате убытков. Иск был предъявлен 11 ноября 1996
года в связи с публикацией в газете “Лискинские известия” статьи о местном
шейпинг-клубе, в которой, по мнению истицы, содержатся не соответствующие
действительности и порочащие ее честь и достоинство сведения. Кроме того,
Юлия Рощупкина считает, что данная публикация послужила “наводкой” для
преступников, совершивших кражу имущества из шейпинг-клуба через несколько
дней после выхода статьи. Судебное разбирательство состоялось в мае 1997
года, но редакция не согласилась с вынесенным решением и обжаловала его в
кассационном порядке. 14 июля коллегия по гражданским делам Воронежского
областного суда рассмотрела жалобу и вынесла Определение об отмене решения и
направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 7 октября
Лискинский районный суд повторно рассмотрел иск Юлии Рощупкиной и вынес
решение взыскать с редакции в возмещение морального вреда 1 700 000 рублей,
а с автора статьи Валерия Бубельника 300 000 рублей. Редакция газеты вновь
обжаловала решение суда, и 27 ноября коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда вынесла определение об отмене решения полностью
и прекращении производства по делу.
Ноябрь, 27. По инициативе окружной избирательной комиссии Новосибирска на
телеканале “НТН – 4″ закрыта программа “Пресс-дуэль”, так как ее ведущая
Ольга Лесневская является кандидатом в депутаты областного Совета. Члены
избирательной комиссии считают, что еженедельное появление на телеэкране
Ольги Лесневской ставит других кандидатов в депутаты в неравные условия. В
программе “Пресс-дуэль” делается обзор местной прессы и даются комментарии.
Ноябрь, 28. По сообщению Ростовского Фонда защиты прав прессы, начальник
Ставропольского краевого управления по печати и информации Борис Кучмаев
опубликовал в газете “Родина” статью, в которой обвинил аккредитованных
корреспондентов различных средств массовой информации в том, что они
неправильно освещают деятельность местного губернатора Александра
Черногорова.
Ноябрь, 28. Областная газета “Брянский рабочий” сообщила, что в газете
“Вести брянские” опубликована заметка, в которой говорилось об обращении в
прокуратуру одной из сотрудниц газеты “Брянский рабочий” с требованием
возбуждения уголовного дела в отношении главного редактора того же издания
В. Мельникова. Рассмотрев заявление, прокуратура в возбуждении уголовного
дела отказала за отсутствием состава преступления. Теперь главный редактор
газеты “Брянский рабочий” В. Мельников намерен привлечь к ответственности
газету “Вести брянские” за клевету.
Ноябрь, 28. По сообщению газеты “Орловская правда”, судья Краснозоренского
районного суда Орловской области Александра Комова в открытом судебном
заседании по слушанию уголовного дела запретила корреспонденту этой газеты
Е. Ерютину делать записи в блокнот. “Я вам запрещаю делать записи, в
противном случае удалю из зала. Писать можно за дверью”, – заявила судья.
Ноябрь, 29. В Красноярске в окно квартиры Генерального директора
телекомпании “ТВК-6″ Александра Клюкина был произведен выстрел. Через
полчаса после случившегося по телефону позвонил неизвестный и посоветовал
Александру Клюкину снять свою кандидатуру на выборах в Законодательное
Собрание края. “Иначе будет хуже,” – заявил звонивший. По данному факту
прокуратурой Свердловского района Красноярска возбуждено уголовное дело.
Ноябрь, 29. По сообщению агентства “Эхо Москвы”, уволенные сотрудники
издаваемой в Париже эмигрантской газеты “Русская мысль” намерены возбудить
судебный процесс против администрации издания. Формальным поводом для
увольнения администрация называет переживаемые газетой экономические
трудности. По мнению входящего в число уволенных журналиста Александра
Гинзбурга, истинной причиной послужило недовольство части коллектива
изменением идеологической ориентации газеты и тем фактом, что главный
редактор Ирина Иловайская-Альберти доверила руководство газетой группе лиц,
связанных с Московской патриархией и Отделом внешних сношений Русской
Православной Церкви. Как утверждает Александр Гинзбург, само увольнение было
проведено с грубыми нарушениями норм французского законодательства, поэтому
журналисты рассчитывают на успешный исход дела.