МАЙ. По сообщению калужской газеты “Ваш Спутник”, после публикации в этом
издании материалов журналистского расследования, где рассказывалось о том,
как и где в Калуге продаются наркотики, правоохранительные органы обвинили
редактора газеты “Ваш Спутник” Наталью Доронину в рекламе наркотиков.
МАЙ, 2. Вечером в Саратове в своей квартире двумя выстрелами в упор убит
майор милиции Игорь Лыков, автор многих публикаций в местной и московской
прессе. Игорь Лыков писал о борьбе с беззаконием и коррупцией в
правоохранительных органах, вследствие чего имел неприятности по службе.
Против него 9 раз возбуждались уголовные дела, дважды его увольняли из
органов милиции, 17 раз объявляли взыскания. После серии статей о методах
вербовки милицейской агентуры, которые Игорь Лыков опубликовал в местной
прессе, его пытались обвинить в разглашении государственной тайны. Фонд
защиты гласности направил министру внутренних дел Сергею Степашину и
Генеральному прокурору РФ Юрию Скуратову письмо, в котором содержится
настоятельная просьба “сделать все возможное для проведения полного и
беспристрастного расследования”.
МАЙ, 3. В Фонд защиты гласности обратился руководитель красноярской
телекомпании “Афонтово” Александр Карпов. Он сообщил, что Александр Лебедь
предъявил к этой телекомпании иск о защите чести, достоинства и деловой
репутации, поводом для которого стало распространение ответчиком ложной, по
мнению истца, информации. Александр Лебедь просит Свердловский районный суд
Красноярска обязать телекомпанию “Афонтово” опровергнуть данную информацию и
взыскать с нее в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей.
МАЙ, 4. В Москве состоялось заседание Судебной палаты по информационным
спорам при Президенте РФ, на котором было рассмотрено заявление председателя
Московской городской Думы, председателя Комитета по законодательству и
судебно-правовым вопросам Совета Федерации Владимира Платонова. В заявлении
было указано, что некоторые материалы, помещенные в газете “Советская
Россия”, давали читателям неверное представление о позиции ряда депутатов
Совета Федерации по земельному кодексу. Рассмотрев этот вопрос, Судебная
палата признала, что журналисты “Советской России” имеют право на выражение
своего мнения, но при этом отметила некоторые “перехлесты” в манере подачи
информации.
МАЙ, 5. В Казани в Прокуратуру Республики Татарстан подано заявление по
поводу публикации в газете “Казанское время” статьи Алексея Угарова
“Журналистам пригрозили наручниками”. По мнению заявительницы Елены
Постоловской, ранее предъявившей иск о защите чести и достоинства к газете
“Вечерняя Казань” и автору статьи “Бизнес на младенцах” Ирине Нижельской
(см. мониторинг за март), в статье Алексея Угарова допущены выпады в адрес
прокуроров Кировского и Московского районов Казани. Жалоба Елены
Постоловской передана для рассмотрения в городскую прокуратуру Казани.
МАЙ, 5. В Ростовский Фонд защиты прав прессы обратилась главный редактор
газеты “Комсомольская правда-на-Дону” Лариса Ионова. Она сообщила, что
Кировским районным судом города Ростова-на-Дону было принято к производству
гражданское дело по иску кандидата в депутаты Законодательного собрания
Ростовской области Геннадия Шупикова к редакции газеты “Комсомольская
правда-на-Дону” и журналисту Павлу Пономареву о защите чести и достоинства и
компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей. Поводом для иска стала
опубликованная 13 марта 1998 года в газете “Комсомольская правда-на-Дону”
статья “Сами мы погорельцы – из “Нашего Дома – Р”, содержащая, по мнению
истца, порочащие его сведения. Судебное заседание по этому делу должно
состояться 8 июня 1998 года.
МАЙ, 5-14. В Избирательную комиссию Красноярского края доверенным лицом
кандидата в Губернаторы Красноярского края Александра Лебедя Александром
Шведовым поданы жалобы в связи с распространением агитационных, по его
мнению, материалов в газете “Енисейская губерния” из города Кодинска и
программах КГТРК “Центр России”, а также в связи с отказом этой телекомпании
предоставить эфирное время для ответного выступления Александра Лебедя.
Александр Шведов просит крайизбирком привлечь виновных к ответственности и
обязать КГТРК “Центр России” предоставить Александру Лебедю время для
выступления.
МАЙ, 6. В Ростовский Фонд защиты прав прессы обратился главный редактор
газеты “Волгодонская неделя плюс” Григорий Заболотский. Он сообщил, что
Волгодонским городским судом принято к производству гражданское дело по иску
мэра этого города Сергея Горбунова к редакции газеты “Волгодонская неделя
плюс” и её главному редактору. Поводом для иска послужила публикация в этой
газете статьи Григория Заболотского “Временщики”, в которой автор
аргументировано критикует мэра Волгодонска. В исковом заявлении о защите
чести и достоинства Сергей Горбунов требует взыскать в его пользу с
ответчиков 20 000 рублей в качестве компенсации морального вреда, так как,
по его мнению, содержащиеся в статье сведения не соответствуют
действительности и их публикация причинила вред его деловой репутации.
МАЙ, 6. В Ленинском суде Воронежа под председательством судьи Ирины
Жемчужниковой состоялось заседание по иску о защите чести и достоинства и
компенсации морального вреда, который был предъявлен 23 мая 1997 года
Сергеем Заруцким к редакции газеты “Воронежский университет”. Поводом для
иска стала напечатанная в газете 11 апреля 1997 года заметка в рубрике
“Студ-крим-информ”, в которой говорилось о самоубийстве сына Сергея
Заруцкого, студента факультета журналистики ВГУ Андрея Заруцкого, якобы
совершенного им после ссоры с отцом, что, по мнению истца, не соответствует
действительности (см. мониторинг за декабрь 1997 года). Суд частично
удовлетворил иск в части компенсации морального вреда и обязал газету
“Воронежский Университет” выплатить истцу 1008 рублей в качестве компенсации
за причиненный моральный вред.
МАЙ, 7. В Октябрьский районный суд Рязани был подан иск о защите чести,
достоинства и о компенсации морального вреда, предъявленный военнослужащим
Владимиром Маликовым к редакции газеты “Рязанская неделя” и ее художнику
Нурислану Ибрагимову. Поводом для иска стала публикация в десятом номере
газеты фотографии Владимира Маликова с женой и собакой и комментарий к ней в
форме частушки. По мнению истца, публикацией “фотомонтажа и оскорбительных
стихов” затронуты его честь и достоинство. По словам Владимира Маликова,
подобное действие редакции нанесло удар по его самолюбию и унизило
человеческое достоинство. Истец требует обязать редакцию газеты “Рязанская
неделя” признать фотоизображение “не подлинником, а фотомонтажем”, принести
ему извинения на первой странице газеты и взыскать с редакции газеты
моральный ущерб в размере 100 000 рублей, а с Нурислана Ибрагимова “за
подготовку фотомонтажа” 20 000 рублей.
МАЙ, 7. По сообщению газеты “Комерсант-дейли”, в Переяславле-Залесском
выездная коллегия Ярославского областного суда вынесла приговор бандитам,
которые в мае прошлого года убили члена Союза журналистов России Александра
Коркина (см. мониторинг за май 1997 года). Непосредственные исполнители
преступления Гладков и Салтыков приговорены к 20 и 18 годам лишения свободы
в колонии строгого режима с конфискацией имущества, Быстров-Рович и Васильев
– к 14 и 6 годам лишения свободы. По словам председательствующего на
процессе Евгения Балаева, Васильева приговорили к минимальному сроку потому,
что он единственный из членов банды признал свою вину и оказал содействие
следствию.
МАЙ, 7. По сообщению газеты “Красноярский рабочий”, Красноярским
территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета
Российской Федерации вынесено предписание о прекращении нарушения
законодательства РФ “О рекламе” в отношении газеты “Ориентир-цены”,
незаконно использовавшей в рекламе АО “Красноярский хлеб” образы детей.
МАЙ, 7. В Советском районном суде Казани состоялось судебное заседание по
иску о защите чести и достоинства, который был предъявлен Рифом Насифуллиным
к многотиражной газете МВД Республики Татарстан “Милиция, Законность.
Правопорядок”. Поводом для иска послужило опубликованное 3 октября 1997 года
интервью с начальником уголовного розыска МВД РТ Рафисом Хабибуллиным, в
котором Риф Насифуллин был назван преступником. Истец в момент выхода
публикации четвертый год сидел в следственном изоляторе, преступником себя
не считал. Советский районный суд отклонил иск на том основании, что фамилия
Насыфуллин, названная в публикации, отличается от фамилии истца.
МАЙ, 7. В Ростовский Фонд защиты прав прессы обратился главный редактор
газеты “Волгодонская неделя плюс” Григорий Заболотский. Он сообщил, что в
ходе исполнения решения Волгодонского городского суда от 3 февраля 1997 года
по иску Татьяны Катамахиной к редакции газеты “Волгодонская неделя” судебным
исполнителем Волгодонского городского суда Евгением Алексеенко были нарушены
имущественные права работников газеты “Волгодонская неделя плюс”, так как в
акт описи и ареста имущества были включены предметы, являющиеся
собственностью сотрудников новой газеты “Волгодонская неделя плюс”. На эти
предметы не может быть обращено взыскание, так как в соответствии с решением
суда обязанность возместить моральный вред в сумме 2 миллиона рублей
возложена на редакцию газеты “Волгодонская неделя”. Это издание было
ликвидировано, следовательно, претензии могут быть направлены в
ликвидационную комиссию, но никак не к работникам самостоятельного
юридического лица, газеты “Волгодонская неделя плюс”.
МАЙ, 11. В Избирательную комиссию Красноярского края поступили две жалобы от
гражданина Владислава Кузнецова, по мнению которого в газетах “Красноярский
край” за 7 мая и “Совершенно секретно” N 4 за 1998 год содержатся ложные
сведения. Имеются в виду статья Антона Силина “Закон и Совесть”, где
утверждается, что “сегодня у власти находятся бессовестные люди”, и статья
Дмитрия Кнышева “Казнь Сибирская”, где говорится, что “длинный шлейф
финансовых скандалов и злоупотреблений годами тянется за губернатором и его
окружением”. Владислав Кузнецов просит крайизбирком разобраться и привлечь к
ответственности виновных.
МАЙ, 12. В Казани сотрудниками Вахитовского РУВД задержан шеф-корреспондент
отдела журналистских расследований газеты “Казанское время” Марат Хайруллин.
Для проверки обращений граждан в газету о жестоком обращении милиционеров с
задержанными он по заданию редакции выпил две бутылки пива и стал
прогуливаться около РУВД, где и был задержан, согласно формулировке
милицейского протокола, за нецензурную брань на центральной улице города и
оскорбление работников милиции. Всю ночь Марат Хайруллин провел в отделении
милиции, где его периодически избивали и не давали спать до пяти часов утра.
МАЙ, 13. Пресненский межмуниципальный суд Москвы отложил на 29 июля
рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, который
был предъявлен бывшим вице-премьером РФ Максимом Бойко к журналисту
Александру Минкину и радиостанции “Эхо Москвы”. Истец требует опровержения
ряда заявлений в свой адрес, сделанных Александром Минкиным в прямом эфире
радиостанции “Эхо Москвы” в связи со скандалом вокруг гонораров, полученных
группой высокопоставленных чиновников за работу над книгой “История
приватизации в России” (см. мониторинг за ноябрь, декабрь 1997 года, апрель
1998 года). В ходе заседания судья удовлетворила два ходатайства адвоката
Семена Ария, представляющего интересы Александра Минкина, – суд обязал истца
явиться на следующее заседание и решил истребовать из прокуратуры Москвы
документы, касающиеся участия Максима Бойко в написании в качестве одного из
соавторов книги об истории российской приватизации. От заключения мирового
соглашения, текст которого в предварительном порядке был согласован
адвокатами, Александр Минкин отказался.
МАЙ, 13. В Центральном районном суде Красноярска состоялось заседание по
иску к Управлению печати и информации администрации Красноярского края,
который был предъявлен Людмилой Царевой, последней исполняющей обязанности
редактора газеты “Евразия”, прекратившей свое существование из-за отсутствия
бюджетного финансирования. Несмотря на то, что назначение Людмилы Царевой
было произведено приказом Управления печати, последнее отказалось
выплачивать ей заработную плату за время работы в должности редактора.
Решением суда с Управления печати в пользу Людмилы Царевой взыскано 8 100
рублей.
МАЙ, 14. Волгоградская областная дума на своем очередном заседании
рассматривала законопроект “О государственной поддержке СМИ в Волгоградской
области”, которым предусмотрены налоговые и иные льготы для всех средств
массовой информации независимо от форм собственности. Законопроект был снова
отклонен (первая попытка принять его была сделана в марте этого года – см.
мониторинг).
МАЙ, 14. 14 мая В Калуге судья Ленинского окружного суда Игорь Хавричев
удалил оператора Государственной телерадиовещательной компании “Калуга” из
зала суда, где должно было состоятся слушание гражданского дела по иску о
защите чети и достоинства.
МАЙ, 14. В Томске коллегия областного суда по протесту Прокурора Советского
района полностью отменила решение, принятое Советским районным судом по
искам о защите чести, достоинства и деловой репутации, которые были
предъявлены мэром Томска Александром Макаровым и начальником Томского
межрегионального отдела по борьбе с экономическими преступлениями Ниной
Егоренковой к редакции газеты “Томская неделя”, ее главному редактору Олегу
Плетневу и журналисту Андрею Белоусу. Поводом для обращения в суд стала
публикация в этой газете статей, в которых сообщалось о финансовых
махинациях, совершаемых родственниками истцов. Ранее Советским районным
судом оба иска были удовлетворены (см. мониторинг за март, апрель 1998
года).
МАЙ, 14. В Красноярский фонд “Защита гласности” обратились польские
журналисты, освещающие ход выборов губернатора Красноярского края, Вацлав
Радзинович (“Газета Выборча”) и Анджей Зауха (Польское радио). Они сообщили,
что 13 мая к ним в коридоре гостиницы “Турист” подошел человек в штатском,
представившийся офицером милиции Алексеем Сенниковым, и попросил предъявить
документы и открыть номера, где они проживают. Цель своих действий он не
объяснил. Журналисты документы предъявили, однако номера открыть отказались.
Красноярский фонд “Защита гласности” направил в УВД Красноярского края
сообщение об этом инциденте, после чего со стороны УВД края журналистам были
принесены извинения.
МАЙ, 15-20. В Кинешме (Ивановская область) совершено нападение на директора
ООО “Волжский бульвар”, бывшего главного редактора газеты “Волжский бульвар”
Игоря Мясникова. Неизвестные нанесли ему ножом ранение в спину, с большой
потерей крови пострадавший был доставлен в больницу. 20 мая Игорь Мясников
скончался от полученных ран. По мнению коллег, нападение на Игоря Мясникова
могло быть связано с публикациями в газете “Волжский бульвар”.
МАЙ, 18. Прокурор Советского район Орла Анатолий Кулешов обратился в суд с
иском к газете “Орловская правда”. Он требует опровержения сведений,
содержащихся в опубликованной 28 апреля статье “С ворами все ясно, а вот с
прокурорами?”, в которой группа работников прокуратуры утверждает, что
Анатолий Кулешов, пользуясь своим служебным положением, строил себе дом за
государственный счет. Эти сведения ранее уже публиковались в статье “Воры и
прокуроры” в газете “Известия” 8 декабря 1997 года. Уголовное дело,
возбужденное в декабре в связи с этой публикацией, в марте 1998 года было
прекращено.
МАЙ, 18-25. Председатель Московского городского суда Зоя Корнева
приостановила исполнение решения Преображенского суда, согласно которому
лидер ЛДПР Владимир Жириновский должен опровергнуть как несоответствующие
действительности сведения, распространенные им в отношении корреспондента
телекомпании НТВ Елены Масюк, и выплатить ей в возмещение морального вреда
15 000 000 неденоминированных рублей (см. мониторинг за декабрь 1997 года,
январь 1998 года). В Московском городском суде “учли просьбу Жириновского,
который в своей кассационной жалобе сообщил, что единственным источником его
дохода является зарплата депутата”. 25 мая Елена Масюк вновь направила в
Преображенский межмуниципальный суд Москвы исковое заявление с просьбой
взыскать с лидера ЛДПР Владимира Жириновского 500 000 рублей в качестве
компенсации за моральный вред, причиненный ей неоднократными оскорбительными
высказываниями ответчика в ее адрес.
МАЙ, 19. По сообщению “Независимой газеты”, директор акционерного общества
“Краснодарский завод измерительных приборов” Ринат Попов запретил посещение
предприятия обозревателю этого издания Борису Земцову. Свое решение Ринат
Попов объяснил тем, что ему не нравится “Независимая газета”.
МАЙ, 19. Кунцевский межмуниципальный суд Москвы рассмотрел иск о защите
чести, достоинства и деловой репутации, предъявленный мэром Москвы Юрием
Лужковым к лидеру партии “Демократический выбор России” Егору Гайдару.
Поводом для иска стала опубликованная 22 февраля 1998 года в газете
“Московские новости” статья Егора Гайдара “Почему в Москве жить хорошо”, в
которой, в частности, говорилось, что “экономическая жизнь в Москве: страшно
забюрократизирована, зарегламентирована и результатом этого являются
массовое распространение коррупции”. По мнению Юрия Лужкова, “высказывания
подобного рода не соответствуют действительности”, поэтому он обратился в
суд с просьбой обязать ответчика опровергнуть распространенные им сведения в
ближайшем номере газеты “Московские новости” (см. мониторинг за февраль,
март 1998 года). Рассмотрев материалы дела, суд вынес решение в иске Юрию
Лужкову отказать.
МАЙ, 20. По сообщению телекомпании “Волга”, в нижегородском областном суде
началось рассмотрение уголовного дела по факту гибели выпускающего редактора
нижегородской газеты “Биржа плюс свой дом” Лидии Лазаренко, чье тело было
найдено недалеко от города Дзержинск в Нижегородской области (см. мониторинг
за октябрь 1997 года). Представители прессы на судебное заседание допущены
не были, так как по ходатайству адвоката обвиняемого судья Валерий Семенов
провел заседание за закрытыми дверями.
МАЙ, 20. По сообщению руководителя пресс-службы ГУВД Свердловской области
Анатолия Феоктистова, Кировским РОВД Екатеринбурга проведена доследственная
проверка по заявлению Сергея Дубинкина, председателя Свердловкого областного
отделения Пенсионного фонда России и кандидата в депутаты Законодательного
собрания Свердловской области на выборах 12 апреля 1998 года, и возбуждено
уголовное дело по статье 129, часть 2 УК РФ (клевета) в отношении собкора
“Российской газеты” по Уралу Алексея Владыкина. Поводом для обращения Сергея
Дубинкина а правоохранительные органы стала публикация Алексея Владыкина
“Бизнес на слезах стариков”, помещенная в “Российской газете” 20 января 1998
года, в которой сообщалось о растрате С.Дубинкиным казенных денег и
прокручивании в банках средств из Пенсионного фонда (см. мониторинг за
февраль).
МАЙ, 20. В Екатеринбургское общество защиты гласности обратилась главный
редактор газеты “Белоярские новости” (город Белоярский Ханты-Мансийский
автономный округ) Татьяна Пронина, сообщившая, что городской суд Белоярского
отказал в удовлетворении иска Ханты-Мансийской окружной прокуратуры и
редакции об отмене решения администрации города о выходе из состава
учредителей газеты и прекращении ее финансирования (см. мониторинг за март
1995 года, май 1997 года, январь, февраль 1998 года) как незаконного.
Окружная прокуратура обжаловала это решение в кассационном порядке.
МАЙ, 20. В Савеловском межмуниципальном суде Москвы состоялось заседание по
иску о защите чести и достоинства, который был предъявлен находящимся в
швейцарской тюрьме Сергеем Михайловым к газете “Комсомольская правда”.
Поводом для иска послужила напечатанная в этой газете в марте 1998 года
статья “Братки” решили торговать российским оружием”, в которой Сергей
Михайлов не только обвинялся в причастности к торговле оружием, но и был
назван лидером “солнцевской братвы”. Заключенный через адвокатов обратился в
суд и потребовал взыскать с ответчика в качестве компенсации за моральный
ущерб 150 000 рублей, после чего “Комсомольская правда” принесла Сергею
Михайлову извинения и сообщила, что “не нашло подтверждения утверждение о
том, что г-н Михайлов является лидером “солнцевских”. Представителей истца
это вполне удовлетворило и они отозвали иск.
МАЙ, 20. Пресненский межмуниципальный суд рассмотрел иск о защите чести и
достоинства, который был предъявлен к редакции газеты “Московский
комсомолец” бывшим министром по делам СНГ Аманом Тулеевым “по поводу
материала двухлетней давности”, в котором, по мнению истца, было опорочено
его доброе имя. По сообщению газеты “Московский комсомолец”, в ходе
судебного разбирательства доводы истца были опровергнуты представителями
редакции, суд вынес решение в иске Аману Тулееву отказать.
МАЙ, 21. В Савеловский межмуниципальный суд Москвы акционерным обществом
“Москвич” предъявлен иск к газете “Комсомольская правда” и ее корреспонденту
Юрию Гейко. Поводом для обращения в суд стала публикация Юрия Гейко под
заголовком “Скажи-ка, дядя, ведь недаром “Москвич” французу отдан даром?”,
которая вышла в начале марта. Автор статьи ставил под сомнение эффективность
проекта столичного правительства, АО “Москвич” и французской компании “Рено”
по совместному выпуску автомобилей. Истец просит суд взыскать с редакции
“Комсомольской правды” 500 000 рублей в качестве компенсации морального
вреда, а также обязать ответчиков опубликовать опровержение.
МАЙ, 21. В Санкт-Петербургский Центр защиты гласности обратилась главный
редактор газеты “Невская заря” (Всеволожский район Ленинградской области)
Ирина Гуреева. Она сообщила, что администрация муниципального образования
“Всеволожский район” отказала ей в предоставлении информации, сославшись на
ненадлежащую форму запроса. Запрос был выполнен на официальном бланке газеты
в рукописном виде.
МАЙ, 21. В Вахитовский суд Казани поступило исковое заявление от командира
отдельного батальона конвойной службы милиции УВД Казани Владимира
Автономова к редакции газеты “Казанское время” и заместителю редактора
Дмитрию Михайлину. Поводом для предъявления иска о защите чести, достоинства
и деловой репутации послужила публикация Дмитрия Михайлина в номере газеты
от 14 мая 1998 года “Милиция бьет стариков и журналистов”, в которой
сообщалось о том, что в отношении подследственных и задержанных в
административном порядке граждан милиционеры применяют физическое насилие.
Не оспаривая самого факта применения насилия, истец в заявлении указывает,
что в данном случае участниками конфликта были не его подчиненные, а
сотрудники другого подразделения МВД. Редакция газеты в очередном номере
исправила эту ошибку, указав, что она допущена по вине пресс-службы МВД, но
истец требует публикации опровержения и компенсации морального вреда в
размере 20 000 рублей.
МАЙ, 21. По сообщению газеты “Обнинск”, в подмосковном городе Обнинске
состоялось очередное судебное заседании по иску о защите чести и
достоинства, который был предъявлен к этому изданию бывшим военным
контрразведчиком Владимиром Мирошниченко. Поводом для иска стала газетная
статья “Энергожилстрой считает деньги, а что считать офицерам?”, в которой,
по мнению истца, содержатся порочащие его сведения. Суд отложил рассмотрение
дела.
МАЙ, 22. В Екатеринбурге вечером по дороге домой нападению неизвестных
подвергся журналист телекомпании “Авторские телевизионные новости” Кирилл
Дербенев. Четыре человека избили его и сказали, что он “слишком много знает”
и что “не все, что знаешь, нужно говорить”. В заключение нападавшие заявили
журналисту, что в одной из передач на прошлой неделе он “обидел серьезных
людей”. По мнению Кирилла Дербенева, речь шла о сюжете в программе новостей
“Известия АТН” от 15 мая, в котором он рассказывал об убийстве четырех
человек в городе Краснотуринске (Свердловская область) и связал его с
борьбой между поделившими город криминальными структурами.
МАЙ, 22. Прокурор Нижегородской области Александр Федотов заявил в
информационном выпуске телекомпании “Волга”, что намерен подать иск о защите
чести и достоинства областной прокуратуры и следователя по особо важным
делам областной прокуратуры Бориса Гребченко. Ответчиком должна выступить
телестанция “Сети НН”, которая сообщила, что в последнее время Борису
Гребченко якобы не доверяли серьезных дел из-за предпринятой им попыткой
самоубийства.
МАЙ, 22. Журналисты, прибывшие для освещения официального визита
премьер-министра Сергея Кириенко в город Саров, не были допущены за ворота
аэропорта. По рациям оцепления службы безопасности была дана команда
“Журналистов не прогонять, но отжать!”
МАЙ, 22. В Волгограде корреспондент газеты “Деловые вести” Галина Левченко
не была допущена в помещение, где проходило собрание акционеров открытого
акционерного общества “Конфил”. Кроме того, внештатному сотруднику “Новой
газеты в Волгограда” Александру Чернову было запрещено проводить телесъемку
этого мероприятия.
МАЙ, 22-27. Во Владивостоке следственная группа УФСБ по Тихоокеанскому флоту
завершила следствие по делу журналиста флотской газеты “Боевая вахта”
капитана второго ранга Григория Пасько, обвиняемого в государственной измене
в форме шпионажа (см. мониторинг за ноябрь, декабрь 1997 года, январь,
февраль, март, апрель 1998 года). Инкриминируемая журналисту статья 275 УК
РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 12 до 20 лет.
Материалы уголовного дела переданы для ознакомления обвиняемому и его
адвокатам. 27 мая собравшиеся в Москве на свой Всемирный Конгресс члены
Международного института прессы (IPI) обратились к российским властям с
письмом, в котором содержится просьба освободить Григория Пасько, так как он
“делал то, что и должен делать честный журналист: разоблачал угрозы
интересам общества”. В обращении также говорится: “Если у властей есть
обвинения, которые выдержат испытание открытым заседанием суда – пусть
проведут открытый суд. Во всех остальных случаях Пасько должен быть
немедленно освобожден”.
МАЙ, 23. В городе Волгодонске Ростовской области телекомпания “ВТВ” в
программе новостей передала сообщение о том, что главный редактор газеты
“Волгодонская неделя плюс” Григорий Заболотский задержан работниками
городского отдела милиции. Сообщение было передано на телевидение
пресс-центром ОВД Волгодонска. На самом деле никакого задержания не было.
Информировавший об этом Ростовский Фонд защиты прав прессы Григорий
Заболотский связывает это сообщение с компанией, организованной
администрацией города Волгодонска против него лично и против газеты
“Волгодонская неделя плюс”. Целью этой акции Григорий Заболотский считает
попытку воспрепятствовать проведению им журналистского расследования по
выявлению фактов коррупции в местных органах власти.
МАЙ, 23. В городе Горно-Алтайске (Республика Алтай) у входа на центральный
рынок города трое мужчин, представившиеся сотрудниками органов внутренних
дел, конфисковали у агитатора Михаила Лапшина партию газет “Советская
Россия” и “Рубеж Родины”.
МАЙ, 24. В Москве неизвестными ограблена редакция газеты Западного округа
столицы “Московский запад”. Преступники вскрыли три железные двери редакции
и похитили два компьютера с архивом газеты за пять лет.
МАЙ, 25. В Омске генеральный директор финансовой компании “Акция” Сергей
Калинин предъявил в Первомайский районный суд иск о защите чести,
достоинства, деловой репутации и о компенсации морального вреда в размере 1
млн. рублей к журналисту Александру Грассу и телекомпании “Антенна-7″.
Поводом для иска послужила вышедшая 16 марта 1998 года телепрограмма “Омский
Мавродий”, в которой рассказывалось об участии компании “Акция” в финансовых
“пирамидах”.
МАЙ, 25. Дзержинский районный суд Волгограда рассмотрел находящееся в
производстве с 1995 года гражданское дело по иску журналиста Ирины Черновой
к Управлению внутренних дел Волгоградской области и его начальнику Василию
Дергачеву о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда.
Поводом для иска стало выступление начальника УВД на пресс-конференции в
декабре 1995 года, когда он обвинил журналиста в том, что за ее критическими
публикациями в адрес УВД стоят коррумпированные лица. Одновременно
рассмотрен встречный иск УВД и Василия Дергачева к Ирине Черновой и газете
“Комсомольская правда”, поводом для которого стала опубликованная в этой
газете в ноябре 1995 года статья “Волгоградская милиция объезжает закон на
джипах” (см. мониторинг за март 1998 года). Согласно решению суда, признаны
не соответствующими действительности и подлежат опровержению все сведения,
изложенные начальником УВД, ответчики обязаны также выплатить Ирине Черновой
в качестве компенсации морального вреда 15 000 рублей. Решением суда признан
порочащим честь и достоинство Василия Дергачева фотомонтаж с его портретом,
в связи с чем с редакции газеты “Комсомольская правда” взыскано в его пользу
в качестве компенсации морального вреда 6 000 рублей.
МАЙ, 26. Вечером в Волгограде сотрудники отдела по борьбе с экономическими
преступлениями УВД Волгоградской области пришли в типографию АОЗТ “Концерн
“Городские вести” и, не имея санкции, произвели обыск помещения, после чего
опечатали типографию. Свои действия милиционеры мотивировали анонимным
письмом, в котором сообщалось о том, что на оборудовании типографии могут
печататься фальшивые деньги. По мнению генерального директора АОЗТ “Концерн
“Городские вести” Анатолия Кармана, акция против типографии может быть
связана с тем, что в ней печатался номер “Новой газеты в Волгограде”,
содержащий критическую публикацию о начальнике ОБЭП УВД Волгоградской
области полковнике милиции Муковникове. После вмешательства в конфликт мэра
Волгограда Юрия Чехова работа типографии была возобновлена.
МАЙ, 26. В Фонд защиты гласности обратился журналист газеты “Московские
новости” Дмитрий Бальбуров, сообщивший, что мэр города Шахты (Ростовская
область) Сергей Пономаренко предъявил в Шахтинский городской суд с иск о
защите чести, достоинства и деловой репутации и о компенсации морального
вреда к редакциям газет “Московские новости”, “Российский Донбасс” (Шахты),
“Молот” (Ростов-на-Дону) и журналистам Дмитрию Бальбурову и Юрию Литвинову.
Поводом для иска послужила опубликованная 1 февраля 1998 года в газете
“Московские новости” статья Дмитрия Бальбурова “Куда уходят деньги”, в
которой, по мнению истца, он обвинялся в “хищении и обмане”. Газета
“Российский Донбасс” 6 февраля перепечатала эту статью, а ростовская газета
“Молот” 5 февраля в публикации Юрия Литвинова “Своя рубашка ближе к телу”
привела те же факты, что и упомянутые выше статьи. Сергей Пономаренко просит
суд признать изложенные в публикациях сведения не соответствующими
действительности и обязать редакции газет опубликовать опровержение, а также
взыскать с ответчиков 850 000 рублей в компенсации морального вреда.
МАЙ, 26. Государственный комитет по печати РФ вынес официальное
предупреждение газете “Завтра”. Поводом для этого стала статья Александра
Лыскова “Партизанская война” в майском номере газеты, а также опубликованные
на первой полосе этого же номера лозунги. Госкомпечать квалифицировала эти
публикации как злоупотребление редакцией газеты “Завтра” свободой массовой
информации и нарушение статьи 4 закона “О СМИ”.
МАЙ, 26. В Ростовский Фонд защиты прав прессы обратился главный редактор
газеты “Волгодонская неделя плюс” (город Волгодолнск Ростовской области)
Григорий Заболотский, сообщивший, что 14 мая 1998 года в газете “Московский
комсомолец-Юг” был опубликован материал “Власть тьмы или тьма власти?” о
фактах нарушения законности администрацией города Волгодонска и давлении,
которое оказывается на газету “Волгодонская неделя плюс”. 18 мая в редакцию
газеты “Московский комсомолец-Юг” приехала заместитель главы администрации
города Волгодонска Наталья Шелимова и потребовала опубликовать опровержение,
так как, по ее мнению, сведения, содержащиеся в публикации, не соответствуют
действительности. Главный редактор газеты “Московский комсомолец-Юг” Юрий
Беспалов отказал в этом требовании, так как не нашёл его достаточно
обоснованным.
МАЙ, 26. По сообщению нижегородской телекомпании “Диалог”, судья
нижегородского областного суда Валентина Макарова не допустила съемочную
группу этой телекомпании на судебное заседание, где в качестве ответчика
выступала городская администрация. Судья мотивировала свое решение тем, что
“журналисты надоели ей” на другом процессе.
МАЙ, 26. В Нижегородский центр защиты прав прессы обратился главный редактор
газеты “Зеркало плюс” (город Дзержинск Нижегородской области) Владимир
Корнев, который сообщил, что против него возбуждено уголовное дело по факту
клеветы. Поводом для возбуждения дела послужила публикация в газете
писем-откликов читателей на материалы о мэре Дзержинска Александре Романове,
помещенные в газете “Зеркало плюс” (см. мониторинг за март, апрель).
Следователь УВД Дзержинска Ольга Патрина сообщила Владимиру Корневу о том,
что он должен явиться к ней на допрос в качестве подозреваемого по
вышеназванному делу. Владимир Корнев сообщил также, что после публикации
писем читателей его вызывали в УВД Дзержинска, прокуратуру, налоговую
инспекцию, суд. Более того, Владимир Корнев получал телефонные звонки с
угрозами. В банк, где находится расчетный счет газеты, приходили люди,
желавшие получить информацию о финансовых делах газеты “Зеркало плюс”. У
редакции также начались проблемы с арендой помещения.
МАЙ, 27. Костромская областная телерадиокомпания “Русь” обратилась к
редакции нижегородской газеты “Ваша антенна” с претензией по поводу
незаконного использования телевизионных программ передач ТРК “Русь”.
Телерадиокомпания требует заключить договор на право распространения
указанных программ, либо предъявить права на объявление данных программ в
газете в срок до 1 июня 1998 года. В противном случае телерадиокомпания
“Русь” оставляет за собой право обратиться в арбитражный суд.
МАЙ, 27. В Екатеринбургское общество защиты гласности обратился председатель
Курганского областного Комитета по печати Анатолий Катаев. Он сообщил, что
Курганский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по печати
Курганской области, отменил решение Курганского городского суда о признании
незаконным распоряжения областного Комитета по печати о назначении главным
редактором газеты “Голос целинника” (село Целинное Курганской области)
Валентины Шепелевой и направил гражданское дело в тот же суд на повторное
рассмотрение в ином составе. Решение суда первой инстанции, отмененное
Курганским областным судом, было принято в результате рассмотрения искового
заявления журналиста и одновременно председателя профсоюзной организации
редакции газеты “Голоса целинника” Клары Галимжановой (см. мониторинг за
март).
МАЙ, 27. В Ростове-на-Дону на собрании рабочих АО “Электроинструмент”
конкурсный управляющий предприятия Владимир Лакшин запретил корреспонденту
газеты “Город N” Владимиру Русанову производить фотосъёмку и потребовал
отдать ему уже отснятую плёнку.
МАЙ, 27. Сотрудник Управления по связям с общественностью Администрации
Санкт-Петербурга Ярослав Мешавкин заявил корреспонденту Санкт-Петербургского
корпункта “Новой газеты” Владимиру Ковалеву о том, что впредь не будет
предоставлять журналисту аккредитацию на протокольные мероприятия в связи с
тем, что последний нарушил правила протокола. Причиной конфликта послужил
вопрос, заданный Владимиром Ковалевым на пресс-конференции Короля Норвегии
по поводу дела Александра Никитина.
МАЙ, 27. В Вахитовском суде Казани состоялось заседание по иску директора
общеобразовательной школы N 125 Советского района Казани Людмилы Охолиной к
газете “Казанское время” о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Поводом для иска послужило опубликованное в этой газете 5 марта 1998 года
письмо родителей посещающих эту школу детей, в котором школьная
администрация обвиняется в том, что занимается денежными поборами. Суд
удовлетворил иск директора, взыскав с газеты 20 000 рублей в качестве
компенсации морального вреда.
МАЙ, 27. В Уфе работники милиции взяли штурмом офис независимой радиостанции
“Титан”, ее сотрудники задержаны и доставлены в следственное управление МВД.
До этого инцидента на радиостанцию оказывалось давление, выразившееся, в
частности, в том, что сначала мэр Уфы Фидус Ямалетдинов потребовал от
арендодателя расторгнуть договор аренды с радио “Титан”, затем
государственный секретарь Республики Башкирия Манцур Аюпов позвонил
президенту радио “Титан” Альтафу Галееву и заявил: “Не ругайте администрацию
Рахимова”. После этого радиостанцию “Титан” проверяли представители
“Башэнерго” и Госсвязьнадзора, 23 мая в офисе радио были отключены телефоны,
25 мая – вода и электричество. Затем сотрудники МВД изъяли передатчик, а
после того, как радио “Титан” с помощью собственной электростанции начала
вещание с помощью усилителей, состоялся штурм здания, во время которого
Альтаф Галеев сделал предупредительный выстрел в воздух из газового
пистолета. Всех задержанных в здании радиостанции “Титан” в течение трех
суток отпустили, кроме Альтафа Галеева. Ему предъявлено обвинение по статье
213 часть 3 УК РФ (злостное хулиганство с применением оружия), по которой
грозит наказание от 4 до 7 лет лишения свободы.
МАЙ, 28. Советский районный суд Брянска вынес решение по иску о защите
чести, достоинства и о возмещении морального вреда, который был предъявлен
Ильей Борисовым к редакции брянской газеты “Суббота” и журналисту Сергею
Новикову. Поводом для иска, стала напечатанная 22 ноября 1996 года статья
“Кидала ошибается один раз в жизни, причем расплата следует
незамедлительно”. Автор статьи Сергей Новиков использовал термины,
являющиеся оскорбительными и делал утверждения, право на которые имеет
только суд, поэтому истец требовал публикации опровержения и компенсации
морального вреда в размере 30 миллионов неденоминированных рублей (см.
мониторинг за январь 1998 года). Суд частично удовлетворил требования истца,
взыскав с ответчиков 2 000 деноминированных рублей и обязав редакцию
опубликовать опровержение.
МАЙ, 28. Уральским региональным управлением Госкомпечати РФ вынесено
письменное официальное предупреждение редакции газеты “Трудовая Тюмень” за
злоупотребление свободой массовой информации в форме разжигания
межнациональной нетерпимости и розни. Поводом для вынесения предупреждения
стала публикация в 39 номере газеты статьи В. Дронова “Юки” на старте”,
содержание которой, согласно тексту предупреждения, направлено на
формирование негативного отношения к жителям Тюменской области украинской
национальности, ко всем людям, носящим украинскую фамилию. Эта публикация
связана с состоявшимися 14 декабря 1997 года выборами в Тюменскую областную
Думу и посвящена слишком активному, по мнению редакции и автора, участию в
выборах представителей украинской диаспоры из северной части территории
области.
МАЙ, 28. По сообщению главного редактора газеты “Заря” (село Исетское
Тюменской области) Тамары Муромцевой, житель деревни Турушево механизатор
Сергей Шилков направил в Исетский районный суд иск о защите чести,
достоинства и деловой репутации к редакции газеты “Заря” и главному инженеру
ООО “Бобылевское” Леониду Преображенскому. Поводом для иска стала
опубликованная в газете “Заря” 12 сентября 1997 года статья “Беды и победы
хлеборобские”, в которой, по мнению истца, содержатся не соответствующие
действительности и порочащие его сведения. Речь идет о приведенном в статье
высказывании главного инженера о нерадивом отношении истца к работе в период
уборочной кампании, о том, что у механизатора только “пьянка на уме”. Истец
просит суд обязать ответчиков опровергнуть порочащие его сведения и взыскать
с них в качестве компенсации морального вреда 30 000 рублей.
МАЙ, 28. В поселке Каменоломни Ростовской области Октябрьским сельским
районным судом было вынесено решение по иску депутата Законодательного
собрания Ростовской области Василия Мокрикова к газете “Сельский вестник”.
Поводом для предъявления иска послужила публикация во время предвыборной
кампании в Законодательное собрание Ростовской области в номере от 20 марта
1998 года материала под названием “Голосуйте за лучшую жизнь”. В газете было
опубликовано обращение жителей района (всего 104 подписи), не одобряющих
действия Василия Мокрикова на должности руководителя ассоциации крестьянских
и фермерских хозяйств “Донская нива”. Истец счёл содержащиеся в статье
сведения не соответствующими действительности и 21 марта обратился в суд с
просьбой обязать газету опубликовать опровержение и взыскать с редакции в
его пользу в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей. В соответствии
с решением суда с газеты в пользу истца будет взыскано 5 000 рублей.
Редакция газеты “Сельский вестник” обжаловала это решение суда в
кассационном порядке.
МАЙ, 29. В Екатеринбургское “Общество защиты гласности” обратилась главный
редактор газеты “Заря” (село Исетское Тюменской области) Тамара Муромцева,
которая сообщила, что государственным инспектором по пожарному надзору УВД
Тюменской области Евгением Ульяновым она привлечена к административной
ответственности в виде предупреждения за несвоевременное опубликование
оперативной информации по вопросам пожарной безопасности. Тамара Муромцева
считает, что предупреждение вынесено несправедливо, ибо направленное в
редакцию сообщение по вопросам пожарной безопасности, на ее взгляд не
относится к оперативной информации.
МАЙ, 29. Редактор газеты “Провинция” из города Гуково Ростовской области
Виктор Нестеренко направил в адрес директора областного департамента по
печати и телерадиовещанию Надежде Бабич письмо, в котором оценил проводимую
департаментом практику дотирования только тех средств массовой информации,
учредителями которых выступают органы исполнительной власти, как
“издевательство, либо как юридическую неграмотность”.
МАЙ, 29. В Ростовский Фонд защиты прав прессы обратился редактор газеты
“Читай – теленеделя” Юрий Голубев, который сообщил, что Азовским городским
судом принято к производству дело по иску начальника управления культуры
администрации города Азова Юрия Голованева к редакции азовской газеты “Читай
– теленеделя”. Поводом для иска послужила публикация в двенадцатом номере
этой газеты статьи “Размышления у парадного подъезда управления культуры
города”, в которой преподаватели музыкально-педагогического колледжа (всего
10 подписей) высказывают свое негативное мнение по поводу того, как
происходило заселение квартиры, освободившейся после смерти их коллеги. Эта
квартира была предоставлена Юрию Голованеву, причем при заселении квартиры,
по мнению педагогов, была проявлена необъяснимая поспешность, оскорбившая
родственников и коллег покойного. Такой поступок человека, занимающего пост
начальника управления культуры, был расценен авторами письма, как
безнравственный и постыдный. После публикации статьи Юрий Голованев направил
в суд исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации, в
котором просит обязать газету опубликовать опровержение, так как, по его
мнению сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности.
Кроме того, он выдвигает требование о взыскании морального вреда в сумме 100
000 рублей. Слушание дела назначено на 11 июня 1998 года.
МАЙ, 29. В Ростове-на-Дону представители печатных средств массовой
информации не были допущены на состоявшуюся после концерта пресс-конференцию
певца Александра Розенбаума, так как организовавшая концерт фирма “Квин”
пригласила на пресс-конференцию только тележурналистов.
МАЙ, 29. В Коминтерновском народном суде Воронежа состоялось заседание по
иску о защите деловой репутации и компенсации морального вреда,
предъявленному 11 декабря 1997 года директором Территориального агентства
Госкомимущества России по Воронежской области Ефимом Часовым к редакции
газеты “Коммуна” и журналисту Станиславу Чернышеву. Поводом для иска стала
статья Станислава Чернышева “Так кто же победит: Меркурий или Каисса?”,
опубликованная в газете “Коммуна” 14 ноября 1997 года. В статье речь шла о
судьбе Воронежского областного шахматного клуба, который в связи с неуплатой
арендной платы должен был покинуть занимаемое им помещение. Истец счел
опубликованные в статье сведения не соответствующими действительности и
порочащими деловую репутацию Территориального агентства и обратился в суд с
просьбой обязать редакцию газеты “Коммуна” и журналиста Станислава Чернышева
опровергнуть изложенные в статье сведения, а также взыскать с ответчиков в
качестве возмещения компенсации вреда 45 096 000 неденоминированных рублей.
Слушание дела перенесено на неопределенный срок.
МАЙ, 30. Ночью в Москве совершено нападение на корреспондента журнала
“Медведь” Андрея Масальцева. Двое неизвестных зашли вслед за ним в подъезд
дома на Профсоюзной улице, где проживает журналист, жестоко избили его,
забрали рюкзак и скрылись. Получивший сотрясение мозга Андрей Масальцев был
доставлен в институт имени Склифосовского.