Мониторинг Фонда защиты гласности, ноябрь 1999

НОЯБРЬ, 1. В типографии города Рузаевка (Республика Мордовия) утеряна одна
из полос саранской газеты “Время”, на которой должен был публиковаться
критический материал о деятельности администрации Саранска. По словам
директора типографии Сергея Голикова, “секретарь газеты “Время” не привез с
собой эту полосу”, хотя, как сообщил представитель редакции, она вместе со
всеми остальными полосами газеты была сдана в типографию вовремя.
НОЯБРЬ, 2. По сообщению газеты “Вечерние ведомости из Екатеринбурга”,
участвовавший в проведении Дня открытых дверей в администрации Ленинского
района Екатеринбурга глава города и кандидат на эту должность на новый срок
Аркадий Чернецкий согласился ответить на вопросы собравшихся на мероприятие
представителей прессы только после того, как помещение, где должна была
состояться встреча мэра с журналистами, покинул репортер “Вечерних
ведомостей из Екатеринбурга”.
НОЯБРЬ, 3. В Екатеринбурге руководитель пресс-службы “Свердловэнерго”
Валерия Горонкова не пропустила на пресс-конференцию, посвященную повышению
тарифов на электроэнергию, журналиста телекомпании “Авторские Телевизионные
Новости” Георгия Летова, указав ему на то, что он опоздал на это
мероприятие.
НОЯБРЬ, 4. Избирательная комиссия Красноярского края признала незаконной
предвыборной агитацией публикацию в газете “Вечерний Красноярск” интервью
одного из кандидатов в депутаты, аудитора Счетной палаты Государственной
Думы РФ Вениамина Соколова.
НОЯБРЬ, 5. Саровский городской суд (Нижегородская область) рассмотрел
материалы дела об административном правонарушении, которое было возбуждено
прокуратурой войсковой части 9370 после публикации 9 сентября 1999 года в
местной газете “Городской курьер” статьи Сергея Холина “Ястреб Михайлов или
коммунист Никитчук”. Дело в отношении автора публикации было возбуждено в
связи проведением предвыборной агитации в период ее запрещения.
Постановлением суда С. Холину объявлено устное замечание, производство об
административном правонарушении прекращено.
НОЯБРЬ, 5. По сообщению газеты “Рыбак Сахалина” (город Южно-Сахалинск),
губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов обязал все структурные
подразделения администрации области организовать подписку на газету
“Губернские ведомости” на первое полугодие 2000 года в подведомственных и
курируемых организациях и учреждениях.
НОЯБРЬ, 5. Газета “Время МН” опубликовала опровержение сведений, изложенных
в статье “Скандал с “Транснефтью” перерос в уголовное дело”, помещенной в 73
номере этой газеты за 1998 год. Опровержение напечатано по решению Тверского
межмуниципального суда Москвы, признавшего эти сведения не соответствующими
действительности. В частности, опровергаются сведения о том, что фирма
“Беневент” “начала скупать акции, распределенные среди трудового коллектива
“Транснефти”.
НОЯБРЬ, 5 . По сообщению газеты “Деловой Петербург”, в Северо-Западном
таможенном управлении приказом внутреннего пользования всем работникам, за
исключением начальника пресс-службы Дмитрия Кокко, запрещены какие-либо
контакты с прессой. Сотрудники пресс-службы Северо-Западного таможенного
управления отказались представить журналистам газеты какую-либо информацию
по этому вопросу.
НОЯБРЬ, 6. По сообщению газеты “Симбирский курьер” (Ульяновск), заместитель
губернатора Ульяновской области Юрий Колпаков отказался предоставить
редакции этого издания сведения о деятельности возглавляемой им комиссии,
осуществлявшей отбор среди претендентов на участие в президентской программе
подготовки управленческих кадров. Корреспондент “Симбирского курьера” Сергей
Гогин хотел узнать у Ю. Колпакова, как действует президентская программа в
Ульяновской области и какова судьба ее участников, но заместитель
губернатора информацию давать отказался и заявил журналисту: “С “Симбирским
курьером” мы не работаем. Переходите в другую газету – тогда будем
говорить”.
НОЯБРЬ, 9. В редакцию газеты “Рефт: Новости. Комментарии. Реклама” (поселок
Рефтинский, Асбестовский район Свердловской области) поступило постановление
главы администрации поселка Михаила Шантарина, в котором предписывалось в
срок до 11 ноября освободить занимаемое редакцией помещение. Выселение
редакции с занимаемых площадей связано с тем, что администрация, выйдя из
состава соучредителей газеты “Рефт: Новости. Комментарии. Реклама”, подала
заявление на регистрацию нового издания, в котором она станет единственным
учредителем.
НОЯБРЬ, 10. Управляющий делами администрации Кировской области Владимир
Малышев подписал письмо номер 3274, которым главам муниципальных образований
предписано организовать подписку на газету “Кировская правда” для всех
учреждений бюджетной сферы. Им также предложено совместно с редакцией газеты
“Кировская правда” организовать розничную торговлю газетой на территории
каждого муниципального образования.
НОЯБРЬ, 10. Новгородский областной суд оставил в силе решение городского
суда от 23 августа 1999 года, обязавшего Новгородскую государственную
телерадиокомпанию “Славия” принести публичное извинение руководителю
проектно-строительной компании “Селигер” Левону Мелькикову, обвиненному в
программе этой телерадиокомпании “N-бюро 2000″ в присвоении финансовых
средств при строительстве поселка для пенсионеров Норильска. В качестве
денежной компенсации морального вреда суд первой инстанции взыскал с НГТРК
“Славия” 5 000 рублей (монитор за август).
НОЯБРЬ, 11. В Москве во время пожара в одном из зданий Федеральной службы
безопасности на Лубянской площади сотрудники ФСБ не давали журналистам
возможности производить фото- и видеосъемку. По сообщению газеты
“Коммерсант”, у фотокорреспондента Интернет-газеты “Московская альтернатива”
Дмитрия Аремаева они отняли фотоаппарат и засветили пенку, а оператору НТВ
попытались разбить камеру.
НОЯБРЬ, 12. Восточно-Сибирским территориальным управлением министерства
печати к учредителю газеты “Ваш дом” и ее редактору Николаю Кондратьеву
предъявлен иск о признании недействительным свидетельства о регистрации
газеты. За прошедший после регистрации период ни редакция газеты, ни ее
учредитель не представили в регистрирующий орган копию устава редакции или
заменяющего его договора.
НОЯБРЬ, 12. В Екатеринбурге городская избирательная комиссия, рассмотрев
вопрос “О нарушении сроков предвыборной агитации в ходе подготовки выборов
Главы города Екатеринбурга”, указала редакциям местных газет “Ва-банкъ”, “В
каждый дом”, “Вечерние ведомости из Екатеринбурга”, “Местное время.
Екатеринбург”, а также редакции московской газеты “Известия” на
недопустимость нарушения сроков ведения предвыборной агитации. Публикации,
вызвавшие претензии избирательной комиссии, появились в указанных изданиях в
период со 2 по 11 ноября 1999 года, все они содержат агитационные печатные
материалы как за, так и против кандидата в мэры Екатеринбурга Семена
Спектора до регистрации его в качестве кандидата.
НОЯБРЬ, 12. В региональный Центр защиты прав СМИ (Екатеринбург) обратилась
главный редактор газеты “Камышловские известия” из города Камышлова
Свердловской области Людмила Чиркова, которая сообщила, что налоговая
инспекция Камышловского района при проведении проверки финансовой
деятельности редакции стала рассматривать ее как субъект предпринимательской
деятельности, а не как муниципальное учреждение, частично финансируемое за
счет средств городского и районного бюджетов, в связи с чем была изменена
система взимания налогов с редакции. Л. Чиркова считает эти действия
налоговой инспекции незаконными, поскольку редакция не занимается никакой
иной деятельностью, кроме выпуска муниципальной газеты, в которой доля
рекламы не превышает 40 процентов объема отдельного выпуска.
НОЯБРЬ, 13. По сообщению газеты “Вечерний Екатеринбург”, в Кировском
районном суде Екатеринбурга начинается рассмотрение дел по искам о защите
чести, достоинства и деловой репутации, предъявленным к редакции газеты
“Вечерние ведомости из Екатеринбурга” в связи с публикациями, появившимися в
газете в период выборов губернатора Свердловской области в июле-сентябре
1999 года. Всего подано около пятидесяти исковых заявлений, истцами
выступают глава города Аркадий Чернецкий, который был одним из кандидатов на
должность губернатора, общественно-политическое движение “Наш дом – наш
город”, Екатеринбургский комитет по управлению государственным имуществом и
целый ряд чиновников городской администрации.
НОЯБРЬ, 13. По сообщению “Независимой газеты”, Псковский городской суд
рассмотрел иск о защите чести и достоинства, предъявленный собственным
корреспондентом этого издания по Псковской области Андреем Рискиным к
редакции местной газеты “Панорама”. Поводом для обращения в суд послужила
напечатанная в сентябре текущего года в газете “Панорама” статья “Вторая
древнейшая на службе теневого капитала”, в которой сообщалось о том, что
“депутат областного собрания Игорь Савицкий уплатил за статью против
генерала Подзноева корреспонденту “Независимой газеты” Андрею Рискину 2
тысячи долларов наличными”. Своим решением суд обязал редакцию “Панорамы”
опубликовать опровержение и выплатить А. Рискину в качестве денежной
компенсации морального вреда 1 000 рублей.
НОЯБРЬ, 16. Прокуратурой Оренбургской области проведена проверка заявления
председателя Оренбургской областной общественной организации “Комитет
граждан за честные выборы” П. Мельникова о проведении редакцией газеты
“Слово правды” предвыборной агитации с нарушением установленных законом
сроков. Претензии заявителя связаны с рядом публикаций в этом издании в
интересах главы администрации Оренбурга, кандидата в губернаторы области
Геннадия Донковцева. В ответе прокуратуры заявителю сообщается о том, что
публикуемые в газете “Слово правды” материалы носят информационный характер,
а содержащаяся в них критика в адрес областной администрации является
реализацией права журналиста на личные суждения, оценку и “не подпадает под
признаки агитации”. Оснований для возбуждения уголовной или административной
ответственности в отношении редактора газеты “Слово правды” Николая
Плешакова, указывается в ответе прокуратуры, не имеется.
НОЯБРЬ, 16. В помещении Калининского федерального суда Санкт-Петербурга во
время задержания Юрия Шутова представителями милиции была повреждена
телевизионная аппаратура съемочных групп телекомпаний НТВ и ТВ-6.
НОЯБРЬ, 16. В региональный Центр защиты прав СМИ (Екатеринбург) обратилась
директор телекомпании “6 канал” из города Талица Свердловской области Нина
Рубцова, которая сообщила, что администрация Талицкого района, являющаяся
учредителем этого средства массовой информации, с весны 1998 года прекратила
финансирование деятельности телекомпании. На протяжении этого времени
журналисты зарабатывали небольшие средства в период предвыборных кампаний,
но этого явно недостаточно для существования редакции. Люди уходят в другие
СМИ, телекомпания разваливается.
НОЯБРЬ, 17. Уральское региональное управление регистрации и контроля за
соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации, рассмотрев
сообщение комитета по печати и СМИ администрации Оренбургской области о том,
что редакция газеты “Южный Урал” (Оренбург) в ряде выпусков вместо реального
тиража в 63150 экземпляров указала несоответствующий действительности тираж
в 150000 экземпляров, провела дополнительную проверку по данному обращению,
после чего направила в Ленинский РОВД Оренбурга письмо с предложением
привлечь к административной ответственности главного редактора газеты
Владимира Никитина за нарушение порядка объявления выходных данных.
НОЯБРЬ, 17. В Белгороде сотрудниками ОМОНа был жестоко избит собственный
корреспондент “Комсомольской правды” по Белгородской области Андрей Егонянц,
опубликовавший несколько критических материалов о местной милиции, в
частности, о проводимых в городе облавах на кавказцев. При входе на
продуктовый рынок его остановили двое сотрудников ОМОНа и потребовали
документы. Затем А. Егонянцу было заявлено, что в его журналистском
удостоверении фотография вклеена неправильно, а печать не просматривается.
Сотрудники ОМОНа потребовали от журналиста проследовать к их автомобилю. А.
Егонянца привели к микроавтобусу с тонированными стеклами без каких-либо
опознавательных знаков, номер машины был замазан грязью. В машине журналиста
избили, после чего привезли в четвертый отдел милиции Белгорода и поместили
в комнату для задержанных. Медицинская помощь получившему сотрясение мозга,
ушибы грудной клетки и почек А. Егонянцу была предоставлена лишь после
вмешательства милицейского начальства. В автомобиле “скорой помощи”
журналист был доставлен в первую городскую больницу и госпитализирован. Фонд
защиты гласности обратился в прокуратуру Белгородской области с письмом, в
котором выражается чрезвычайная обеспокоенность в связи с избиением
журналиста сотрудниками милиции и содержится просьба “сообщить о действиях,
которые прокуратура намерена предпринять”.
НОЯБРЬ, 17, 18. Во Владивостоке прекращено вещание независимой радиостанции
“Лемма”. По словам главного редактора этой радиостанции Валерия Муравьева,
примерно в 19 часов “неизвестные в сопровождении шестерых сотрудников
милиции, не представившись и не предъявив документов, потребовали от
сотрудников радио покинуть помещение”. Получив отказ, они опечатали
помещение вместе с людьми, а возле дверей выставили охрану. Журналистов
освободил прибывший к месту происшествия депутат Приморской краевой Думы
Сергей Грац. 18 ноября здание, в котором находится редакция радиостанции
“Лемма”, было обесточено. Руководство радиостанции связывает инцидент с тем,
что “Лемма” регулярно предоставляет эфир не только сторонникам губернатора
Евгения Наздратенко, но и его оппонентам.
НОЯБРЬ, 19. По сообщению волгоградской газеты “Областные вести”, генеральный
директор Волжской телерадиокомпании “Ахтуба-ТВ” Андрей Клименко распорядился
прекратить трансляцию телевизионной программы “На самом деле”. Поводом для
этого послужила проверка, произведенная представителями областной
избирательной комиссии, региональной комиссии по телевидению и радиовещанию,
а также прокуратуры. Проверкой установлено, что указанная телепрограмма не
имеет лицензии на телевещание, не заявляла себя в качестве субъекта
избирательного процесса и потому не может вести предвыборную агитацию. В то
же время она вела такую агитацию, в частности, против одного из кандидатов в
депутаты Государственной Думы, генерального директора ОАО “Сады Придонья”
Андрея Самохина, который и обратился в областную избирательную комиссию с
требованием пресечь противоправную агитационную деятельность телепрограммы
“На самом деле”.
НОЯБРЬ, 19. В Москве большое жюри Союза журналистов определило на своем
заседании, что программа Сергея Доренко на телеканале ОРТ не соответствует
нормам журналистской профессиональной этики. По словам председателя жюри
Михаила Федотова, нарушения норм профессиональной этики выразились в том,
что С. Доренко допускает “смешение информации и комментария, а также
отождествление мнений и версий с установленными фактами, выпуск в эфир
компрометирующей информации без принятия должных мер ее проверки с
обращением к объекту критики, несоблюдение требования качественно равного
изложения позиций обвинения и защиты, проведение информационной кампании по
целенаправленной дискредитации граждан и организаций”.
НОЯБРЬ, 19. По сообщению нижегородской газеты “Дело”, представители местных
средств массовой информации не были допущены на проходившее в загородном
комплексе для отдыха “Березка” совещание нижегородского губернатора Ивана
Склярова с депутатами областного Законодательного собрания. Когда журналисты
потребовали объяснений у главного юриста Законодательного собрания Василия
Ольнева, то он им ответил: “Такого закона я не слышал, чтобы журналисты
могли приходить на любое мероприятие. Журналисты имеют право получать
информацию, но депутаты могут их и не пускать!”
НОЯБРЬ, 20. По сообщению газеты “Воронежский курьер”, Воронежская областная
прокуратура возбудила уголовное дело по статье 242 УК РФ (“Незаконное
распространение порнографических материалов или предметов”) в отношении
директора телеканала “Воронеж” Сергея Насонова. Уголовное дело было
возбуждено после демонстрации в ночном эфире этого телеканала
видеоматериала, который был признан специально созданной комиссией
порнографическим. “Воронежский курьер” сообщил также, что прокурор
Воронежской области Александр Фролов намерен обратиться в суд с иском о
лишении телеканала “Воронеж” лицензии на вещание.
НОЯБРЬ, 20. Вечером в Екатеринбурге совершено нападение на ведущего одной из
программ телекомпании “47 Канал” Сергея Сизого. В подъезде дома неизвестные
преступники сбили его с ног ударом в лицо, после чего их спугнули
спускавшиеся с верхнего этажа люди. Пострадавший связывает нападение со
своей профессиональной деятельностью. По телефону ему неоднократно угрожали
расправой, а несколько дней назад позвонил неизвестный мужчина и сообщил,
что “это последнее предупреждение”.
НОЯБРЬ, 22. Бывший директор ФСБ Николай Ковалев обратился в прокуратуру
Москвы с заявлением, в котором просит возбудить уголовное дело по статье 129
УК РФ (“Клевета”) в отношении ведущего ОРТ Сергея Доренко после того, как в
нескольких последних своих программах журналист обвинил его в предательстве
во время прошлой чеченской войны.
НОЯБРЬ, 22. По сообщению ряда столичных СМИ, министерство печати отказалось
продлить разрешение на вещание учрежденным правительством Москвы
радиостанциям “Говорит Москва” и “Радио-спорт”, так как вещатели не
выполнили требование министерства предоставить регистрационные журналы и
полные аудиозаписи всех программ, выходивших в эфир с 8 августа по 8
сентября.
НОЯБРЬ, 22. В волгоградский Центр защиты прав прессы обратился главный
редактор газеты “Интер” Ефим Шустерман, сообщивший, что он обратился в
Центральный районный суд Волгограда с иском о защите чести и достоинства к
редакции газеты “Волгоградская правда” и журналисту Ларисе Хон, руководителю
пресс-службы кандидата в депутаты Государственной Думы Евгения Ищенко.
Поводом для иска послужила напечатанная 29 сентября 1999 года в
“Волгоградской правде” статья Л. Хон “О мастерах ножниц и подтасовок”, в
которой шла речь о том, что Е. Шустерман якобы обращался за помощью к Е.
Ищенко и обещал “отработать”. Именно эти сведения истец просит опровергнуть.
Сумма морального вреда в иске не указана.
НОЯБРЬ, 23. В Хабаровске избит главный редактор газеты “Мой город” Леонид
Кугушев. Утром, когда журналист вышел из подъезда своего дома и направился к
остановке автобуса, кто-то окликнул его по фамилии и сразу же ударил по
голове обрезком металлической трубы. После того, как Л. Кугушев упал, его
ударили еще несколько раз. Согласно поставленному в больнице диагнозу,
журналист получил сотрясение мозга и ушибы. Коллеги Л. Кугушева связывают
нападение с его профессиональной деятельностью.
НОЯБРЬ, 22. Советский районный суд Казани рассмотрел иск о защите чести и
достоинства, предъявленный председателем республиканского фонда помощи
беженцам и вынужденным переселенцам Юнусом Камалутдиновым к редакции газеты
“Милиция, законность и порядок” и ее корреспонденту Елене Рахимовой после
публикации в этом издании 27 ноября 1998 года статьи “За бедного беженца
замолвите слово”, в которой сообщалось о злоупотреблениях руководства Фонда
помощи беженцам. Истец просил суд обязать редакцию газеты опубликовать
опровержение и взыскать в качестве денежной компенсации морального вреда 50
000 рублей с редакции и 10 000 рублей с Елены Рахимовой. Решением суда Ю.
Камалутдинову в иске было отказано.
НОЯБРЬ, 24. Городской суд Волгодонска (Ростовская область) рассмотрел иск о
защите деловой репутации, предъявленный 12 октября текущего года
администрацией Волгодонска к главному редактору газеты “Волгодонская неделя”
Григорию Заболотскому и журналисту Александру Жабскому после публикации
статьи “Не позволим всем миром”, в которой, по мнению истца, содержались
несоответствующие действительности сведения. В частности, ответчикам
инкриминировались фразы: “привыкшие заботиться лишь о своём благе”, “как все
“троечники” по жизни не прочь прикарманить, что плохо лежит”. Администрация
Волгодонска в статье не упоминалась, фамилии должностных лиц или
муниципальных служащих также не назывались (см. монитор за октябрь).
Рассмотрев материалы дела, суд признал несоответствующими действительности
сведения, приведённые в вышеуказанной статье и обязал каждого из ответчиков
возместить администрации моральный вред в размере 5 000 рублей.
НОЯБРЬ, 25. В Калуге неизвестными злоумышленниками ограблена редакция газеты
“Калуга Вечерняя”. Похищены жесткие диски компьютеров, на которых длительное
время хранилась вся газетная информация. По мнению сотрудников газеты,
преступление связано с нынешней избирательной кампанией.
НОЯБРЬ, 25. По сообщению газеты “Коммерсант”, московское управление
налоговой полиции потребовало от телекомпании ВГТРК представить в течение
пяти дней всю финансово-хозяйственную документацию за последние пять лет. В
противном случае налоговая полиция намерена блокировать банковские счета
телекомпании. Основанием для такого заявления стал запрос в
правоохранительные органы депутата Государственной Думы Александра Кравца, в
котором он сообщил о злоупотреблениях бывшего заместителя председателя
ВГТРК, а ныне министра печати Михаила Лесина.
НОЯБРЬ, 25. В Куйбышевском федеральном суде Центрального района
Санкт-Петербурга началось слушание по иску о защите чести, достоинства,
деловой репутации и денежной компенсации морального вреда в размере 110 000
рублей, который был предъявлен предпринимателем Владимиром Хильченко к
газете “Смена” и журналисту Валерию Имантову. Причиной конфликта стала
публикация в газете “Смена” 28 августа 1999 года статьи “Проблемы нефтяного
бизнеса решаются взрывами?”, в которой истец обвиняется в организации
заказных убийств.
НОЯБРЬ, 26. Заместитель главного редактора курской газеты “Хорошие новости”
Александр Добин и журналист этого издания Денис Шайгин не были допущены на
посвященную деятельности областного УВД пресс-конференцию губернатора
Курской области Александра Руцкого. Охранник у входа в здание администрации
заявил, что журналистов в списке нет, поэтому они не могут быть допущены. А.
Добин и Д. Шайгин обратились к начальнику комитета по печати администрации
Курской области Олегу Шахову, который заявил, что списки были подготовлены в
УВД. Однако в УВД журналистам сообщили, что составлением списков они не
занимались.
НОЯБРЬ, 29. В Саратове между 16 и 17 часами двое неизвестных напали на
корреспондента независимой газеты “Богатей” Александра Крутова и избили его,
нанеся серьезные травмы. Коллеги связывают нападение на А. Крутова с
публикацией в последнем номере “Богатея” первой части его исследования
отношений в кругах местной политической и экономической элиты. По факту
нападения на журналиста возбуждено уголовное дело.
НОЯБРЬ, 30. В Железнодорожном суде Красноярска началось рассмотрение дела по
иску депутата Государственной Думы РФ Владимира Тетельмина о защите чести и
достоинства к редакции “Красноярской газеты”. Поводом для иска послужила
публикация в этом издании 26 января 1999 года статьи “Нам вдалбливают:
русские! Вы дерьмо!”, в которой истец дважды был упомянут в негативном
контексте. Помимо требования опубликовать опровержение В. Тетельмин просит
суд взыскать с редакции в качестве денежной компенсации морального вреда 50
000 рублей.
НОЯБРЬ, 30. В Фонд защиты гласности обратились сотрудники газеты
“Южно-Сибирские вести” из Абакана (Республика Хакасия). Они сообщили, что
директор типографии города Минусинска Л. Гришечко в нарушение имеющегося
договора отказалась печатать очередной номер газеты “Южно-Сибирские вести” и
заявила, что разрывает договорные отношения с ее редакцией. При этом
директор типографии сообщила, что печатать газету ей запретил заместитель
начальника управления печати администрации Красноярского края Борис Сикора.
По мнению сотрудников “Южно-Сибирских вестей”, причиной запрета печатать
газету является размещение в ней политической рекламы независимых кандидатов
в депутаты Государственной Думы РФ.

Приложение к журналу
“Законодательство и практика средств массовой информации”
Руководитель службы мониторинга Олег Панфилов, заведующий корреспондентской
сетью Борис Тимошенко
Издается Центром “Право и СМИ”

http://www.gdf.ru

Мнение редакции может не совпадать с позицией авторов.
Приведенная в отчете информация основана на материалах службы мониторинга
Центра защиты прав прессы Фонда защиты гласности, а также на сообщениях
российской и зарубежной прессы, данных правозащитных организаций.
Мониторинг публикуется в сокращении.
Полностью с материалами мониторинга можно ознакомиться в ФЗГ
Адрес редакции журнала:
103009, г. Москва, Моховая 9,
факультет журналистики МГУ, комн. 338
тел./факс: (095)203-6571, 203-9388,
737-3371

Почтовый адрес службы мониторинга:
119021, Россия, Москва, а/я 536
телефон: (095) 201-32-42,
тел/факс (095) 201-49-47,
e-mail: oleg@fond91.msk.ru

У Фонд защиты гласности,1999