Мониторинг Фонда защиты гласности, декабрь 1999

ДЕКАБРЬ, 1. Вечером в Туле совершено нападение на корреспондента радиостанции
“Эхо Москвы” Владимира Ураева. После выхода в эфир его авторской передачи “Гость
студии”, в которой генерал Александр Коржаков критически высказался в адрес
тульского губернатора Василия Стародубцева и мэра Тулы Сергея Козакова, на улице
журналиста остановили трое неизвестных. В. Ураеву было заявлено, что он вместе с
А. Коржаковым “испоганил имена Стародубцева и Козакова”. Один из нападавших
нанес журналисту удар головой по лицу, после чего неизвестные сели в автомобиль
и уехали. По факту нападения на В. Ураева Пролетарским РОВД Тулы возбуждено
уголовное дело.

ДЕКАБРЬ, 2. В Санкт-Петербурге сотрудниками охранного предприятия “Центр-Балт”
избит журналист местной телекомпании “6-й канал” Валерий Драгалев. Вместе со
съемочной группой он прибыл в Гуманитарный университет профсоюзов, где проходил
второй съезд “Конгресса интеллигенции Российской Федерации”, но охранники не
пропустили журналиста в конференц-зал и попытались силой изъять кассету с уже
отснятым видеоматериалом. Свои действия охранники объяснили отсутствием у В.
Драгалева личной аккредитации. По словам директора информационного вещания
телекомпании “6-й канал” Вячеслава Макарова, аккредитация на съемочную бригаду
из трех человек была оформлена своевременно.

ДЕКАБРЬ, 3. Избирательная комиссия Красноярского края вынесла решение “О
нарушении условий проведения предвыборной агитации редакцией “Красноярской
газеты”. Поводом послужили публикации в пользу ряда зарегистрированных
кандидатов, размещенные в этом издании без оплаты из избирательных фондов либо
без указания, из какого фонда была произведена оплата. По итогам рассмотрения
дела на исполняющего обязанности редактора “Красноярской газеты” Вадима
Кривоноса был составлен протокол об административном правонарушении.
Избирательная комиссия также обратилась в УВД края с предложением принять
срочные и действенные меры по пресечению распространения выпусков газеты,
содержащих публикации незаконных предвыборных агитационных материалов.

ДЕКАБРЬ, 4. В Екатеринбурге в 7 часов 35 минут было прервано вещание
телекомпании “Студия-41″, так как неизвестными лицами была вырезана часть
оптико-волоконного кабеля, связывающего студию с передатчиком. Восстановить
трансляцию программы удалось только к 15 часам. Руководитель телекомпании
Владимир Злоказов расценил происшествие как давление на прессу в период выборов,
связанное с тем, что “Студия-41″ поддерживают на выборах в Государственную Думу
РФ и на должность главы Екатеринбурга нынешнего мэра города Аркадия Чернецкого.

ДЕКАБРЬ, 5. В городе Донецке (Ростовская область) по окончании проходившего в
здании дома культуры “Шахтёр” вечера-встречи с артисткой Людмилой Хитяевой, где
проводилась агитация в пользу кандидата в депутаты по Каменскому одномандатному
округу Игоря Корягина, корреспондент местной газеты “Наше зеркало” Елена
Димитрова спросила кандидата, не считает ли он нарушением закона о выборах
агитацию за него на творческом вечере актрисы. В ответ на вопрос один из
сопровождавших И. Корягина охранников выхватил из рук журналиста диктофон и
разбил его.

ДЕКАБРЬ, 6. Заместитель прокурора Белгородской области Д. Хлебников в ответ на
запрос Фонда защиты гласности сообщил, что в связи с избиением 17 ноября в
Белгороде сотрудниками местного ОМОНа корреспондента “Комсомольской правды”
Андрея Егонянца, опубликовавшего несколько критических материалов о местной
милиции (см. монитор за ноябрь), прокуратурой Белгорода возбуждено уголовное
дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом “а” части 3 статьи 286
УК РФ (“Превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой
его применения”). Лица, признанные виновными в совершении этого преступления,
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

ДЕКАБРЬ, 7. В городе Волгодонске (Ростовская область) журналисты не были
допущены на территорию ростовской атомной электростанции, где утром 7 декабря
бронетранспортер с шестью солдатами сорвался в заполненный водой пятиметровый
котлован, вырытый под третий энергоблок АЭС. Пресс-служба атомной электростанции
отказалась давать комментарии, а военный прокурор Северо-Кавказского военного
округа Сергей Фридинский пояснил, что АЭС – это “объект режимный и присутствие
на его территории посторонних запрещено”.

ДЕКАБРЬ, 8. В казанский Центр защиты прав прессы обратился заместитель
генерального директора акционерного общества “Казанское время” Дмитрий Михайлин.
Он сообщил, что адвокат банка “Заречье” Наталья Сосновская обратилась в
Вахитовский районный суд Казани с иском о защите чести и достоинства к редакции
“Столичной газеты” (учредителем СМИ является АО “Казанское время”) и журналисту
Марату Хайруллину. Поводом для иска послужила напечатанная а этом издании статья
М. Хайруллина “Адвокат “Заречья” захотела на нары”, в которой сообщалось о том,
что истица занималась подделкой документов. Н. Сосновская просила суд обязать
ответчиков принести извинения, напечатать опровержение и взыскать с них в
качестве денежной компенсации морального вреда 5 000 рублей. Решением суда иск
удовлетворен в полном объеме.

ДЕКАБРЬ, 9. По сообщению газеты “Ведомости Нижегородской губернии”, редакция
“Аргументов и фактов” в НН” отказалась печатать агитационный предвыборный
материал независимого кандидата в депутаты Государственной Думы РФ Александра
Корименко несмотря на то, что статья была оплачена из избирательного фонда
кандидата. В редакции “Аргументов и фактов” в Нижнем Новгороде” А. Корименко не
получил никаких объяснений по поводу отказа в публикации оплаченной статьи.

ДЕКАБРЬ, 10. В екатеринбургский региональный Центр защиты прав СМИ обратился
председатель Пермской областной организации Союза журналистов РФ Василий Мосеев,
который сообщил, что в городе Кудымкаре (Коми-Пермяцкий автономный округ
Пермской области) директор Коми-Пермяцкой государственной телерадиокомпании
Леонид Злобин за перестановку в эфире передач без согласования с ним уволил
главного редактора окружного радио Евгения Клещина.

ДЕКАБРЬ, 14. По сообщению газеты “Московские новости”, Тверской межмуниципальный
суд Москвы рассмотрел иск о защите деловой репутации, предъявленный
администрацией Тульской области к редакции этого издания. Поводом для иска
послужила напечатанная “Московскими новостями” 10 ноября 1998 года статья
“Тульский социализм”, в которой, по мнению истца, содержатся несоответствующие
действительности и порочащие его сведения. В частности, ответчику
инкриминировалась фраза: “Техника подзадержалась, но к осенним дождям пришла”.
Истец просил суд обязать редакцию опубликовать опровержение и взыскать с нее в
качестве денежной компенсации морального вреда 477 240 рублей, но суд принял
решение в иске отказать.

ДЕКАБРЬ, 15. В Фонд защиты гласности обратился редактор казанской газеты “Новая
вечерка” Игорь Дурманов, сообщивший, что директор Татарского газетно-книжного
издательства Ислам Ахметзянов в нарушение имеющегося договора отказался печатать
тираж “Новой вечерки” после публикации в одном из последних номеров этого
издания критических материалов о деятельности мэра Казани Камиля Исхакова. И.
Ахметзянов мотивировал отказ загруженностью типографии и пообещал, что тираж
будет напечатан после 20 декабря.

ДЕКАБРЬ, 16. В волгоградский Центр защиты прав прессы поступила информация о
том, что в Центральном районном суде Волгограда состоялось судебное заседание,
на котором был рассмотрен иск о защите чести и достоинства, предъявленный главой
городской администрации Юрием Чеховым к редакциям газет “Волгоградская трибуна”
и “Царицын – Сталинград – Волгоград. День за днем”. Поводом для иска послужили
опубликованные в газете “Волгоградская трибуна” в октябре 1999 года статьи
“Мошенники” и “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”, в которых
утверждалось, что результаты выборов мэра Волгограда подтасованы, к чему
непосредственно причастен одержавший победу Ю. Чехов (см. монитор за октябрь).
Статья “Мошенники” также была помещена в газете “Царицын – Сталинград –
Волгоград. День за днем”. Своим решением суд обязал редакцию “Волгоградской
трибуны” поместить опровержение, а ее учредителя – выплатить истцу в качестве
денежной компенсации морального вреда 1 000 рублей. Редакция газеты “Царицын –
Сталинград – Волгоград. День за днем” обязана напечатать сообщение о решении
суда.

ДЕКАБРЬ, 16. По сообщению агентства “Эхо Москвы”, бывший руководитель ФСБ
Николай Ковалев направил в прокуратуру заявление с просьбой возбудить уголовное
дело по части 3 статьи 129 УК РФ (“Клевета, соединенная с обвинением лица в
совершении тяжкого или особо тяжкого преступления”) в отношении тележурналиста
Сергея Доренко. Поводом для обращения в прокуратуру послужило прозвучавшее в
одной из телепередач сообщение С. Доренко о том, что Н. Ковалев “как бы не
препятствовал готовящемуся убийству” Умара Джабраилова, нынешнего владельца
гостиницы “Рэдиссон-Славянская”.

ДЕКАБРЬ, 17. В Санкт-Петербурге ночью жителям Васильевского острова в почтовые
ящики была подброшена листовка с логотипом газеты “Петербург-экспресс”. Текст
листовки направлен против избирательного блока “Отечество – Вся Россия”. Главный
редактор “Петербург-экспресса” Михаил Иванов заявил, что это издание не имеет к
листовке никакого отношения. Редакция газеты “Петербург-экспресс” обратилась в
городскую прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту
распространения фальшивки.

ДЕКАБРЬ, 18. По сообщению екатеринбургской “Областной газеты”, в редакцию этого
издания обратился генеральный директор ООО “Медиа-холдинг “Уральский рабочий”
Вадим Аверьянов, который потребовал опубликовать ответ-опровержение в связи с
появлением в “Областной газете” статьи Рудольфа Колескина “Почему я отказался
быть редактором “Вечерки”. Претензии В. Аверьянова связаны с тем, что “общая
направленность указанного материала вызывает у читателя отрицательное отношение
к холдингу и тем самым влияет на складывающийся годами авторитет газет
“Уральский рабочий” и “Вечерний Екатеринбург”. Редакция “Областной газеты”
отказала в публикации ответа-опровержения, указав на то, что Р. Колескин изложил
в статье личные суждения и дал свои оценки событиям, потому понятие “лживые
обвинения”, употребляемые В. Аверьяновым в письме в редакцию, к вызвавшим
претензии высказываниям автора не применимо. В ответ на этот отказ В. Аверьянов
прислал в “Областную газету” копию искового заявления в арбитражный суд
Свердловской области с требованием обязать редакцию опубликовать опровержение.
При этом истец просит взыскать с редакции “Областной газеты” в качестве денежной
компенсации морального вреда 500 000 рублей.

ДЕКАБРЬ, 19, 20. В городе Нижнекамске (Республика Татарстан) 19 декабря
сотрудники милиции не допустили съемочную группу местной телекомпании “Эфир – 8
канал” на избирательные участки, а 20 декабря – в здание городской
администрации, где в одном из кабинетов происходил подсчет избирательных
бюллетеней. При этом милиционеры ссылались на приказ начальника УВД Нижнекамска
И. Гараева.

ДЕКАБРЬ, 20. В Фонд защиты гласности обратилась главный редактор газеты “Центр
Азии” из города Кызыла (Республика Тува) Надежда Антуфьева. Она сообщила, что в
течение недели редакция этого издания дважды подвергалась ограблению. В ночь с
15 на 16 ноября неизвестные злоумышленники вскрыли дверной замок и похитили два
диктофона, а в ночь с 19 на 20 ноября преступники, проникшие в помещение
редакции тем же путем, украли факсовый аппарат.

ДЕКАБРЬ, 20. Европейский институт средств массовой информации объявил в Москве
предварительные результаты мониторинга российских СМИ. В ходе этого наблюдения,
финансировавшегося Европейской комиссией в рамках “Инициативы по демократии и
правам человека”, оценивалась, в частности, степень беспристрастности средств
массовой информации в период избирательной кампании. Европейский институт пришел
к выводу, что освещение выборов было тенденциозным. По словам генерального
директора ЕИСМИ Йо Гребеля, “телекомпании ОРТ и РТР не выполнили свою функцию,
которая состояла в наиболее полном, беспристрастном и взвешенном информировании
о политических партиях. Тенденциозность была заметна и в других программах.
Наиболее объективным было НТВ”. Пресса разделилась на две партии, одна их
которых поддерживала блок “Единство”, другая – блок “Отечество – Вся Россия”.
Авторы мониторинга отметили, что профессиональные стандарты и техническое
исполнение освещения избирательной кампании стали значительно выше по сравнению
с предыдущими выборами, но журналистская этика при этом произвела “удручающее
впечатление”.

ДЕКАБРЬ, 20. В екатеринбургский региональный Центр защиты прав СМИ обратился
заместитель редактора газеты “Бизнес-класс-Челябинск” Георгий Кочуров, который
сообщил, что типография челябинского Дома печати, отпечатав часть тиража газеты
“Бизнес-класс-Челябинск” от 10 декабря 1999 года, содержащего агитационные
предвыборные материалы, отказалась выполнять заказ в целом. Отпечатанная часть
тиража была уничтожена. Редакции пришлось печатать данный выпуск газеты в
типографии на территории Свердловской области. Свои действия руководство
типографии челябинского Дома печати мотивировало тем, что редакцией не
произведена предварительная оплата за услуги по тиражированию выпуска газеты.
Однако ни до этого, ни после данное обстоятельство не служило препятствием для
выполнения типографией заказов редакции. Журналисты считают, что действительной
причиной отказа в производстве тиража газеты является то, что агитационные
материалы, содержащиеся в выпуске от 10 декабря 1999 года, по своему содержанию
не устраивали областную администрацию, в чьей собственности находится типография
Дома печати.

Декабрь, 20. В волгоградский Центр защиты прав прессы поступила информация о
том, что 22 сентября 1999 года в Центральном районном суде Волгограда состоялось
рассмотрение иска о защите чести и достоинства директора частного
стоматологического предприятия “Металлокерамика” Алевтины Скаковской к редакции
газеты “Городские вести” и журналисту Лидии Ковалевой. Поводом для иска
послужила статья “Бриллиантовая челюсть”, напечатанная в этой газете 28 декабря
1995 года. В данной публикации сообщалось о некачественном изготовлении протезов
для граждански С., которая затем по этому поводу судилась с предприятием
“Металлокерамика”. Дело по иску А. Скаковской неоднократно рассматривалось
различными судебными инстанциями. Решением суда от 22 сентября 1999 года иск был
удовлетворен. Редакция обязана опубликовать опровержение и выплатить денежную
компенсацию морального вреда, о размере которой информации нет. Ответчик
обжаловал это решение в областной суд.

Декабрь, 20. В волгоградский Центр защиты прав прессы поступила информация о
том, что после выборов мэра Волгограда в ночь с 3 на 4 октября 1999 года на ряде
избирательных участков журналисты не были допущены на процедуру подсчета
бюллетеней. Корреспондента радио “Новая волна” Виктора Винькова и съемочную
группу телепрограммы “Альтернативная вещательная сеть” не пустили на
избирательный участок номер 215, съемочную группу телепрограммы “На самом деле”
– на избирательный участок номер 305, а журналистов газеты “Царицын – Сталинград
– Волгоград. День за днем” – на избирательный участок номер 307.

ДЕКАБРЬ, 20, 29. В екатеринбургский региональный Центр защиты прав СМИ обратился
редактор газеты “Искра” из города Лысьва (Пермская область) Сергей Ворожеин,
сообщивший, что глава этого города В. Фионина настоятельно предложила редакции
“Искры” заключить с администрацией договор о предоставлении с января 2000 года
дважды в месяц одной полосы в номере газеты для публикации материалов,
редактируемых работником мэрии, которому это будет вменено в обязанность
специальным распоряжением. На соответствующий запрос в Уральское региональное
управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ 29
декабря в редакцию был направлен ответ, что предложение главы города вступает в
противоречие с законодательством РФ, представляя собой не предусмотренное
законом вмешательство в профессиональную деятельность редакции.

ДЕКАБРЬ, 22. Начальник Северо-Кавказского территориального управления
министерства печати РФ Татьяна Селедцова в ответ на запрос редакцией ростовской
газеты “Стандарт” сведений о выявленных нарушениях Закона “О выборах депутатов
Государственной Думы РФ”, допущенных местными СМИ, сообщила, что данная
информация относится к категории служебной и может быть представлена только по
письменному запросу с обязательным указанием цели её получения.

ДЕКАБРЬ, 22. В екатеринбургский региональный Центр защиты прав СМИ обратился
генеральный директор ООО “Русское радио” – Орск” Юрий Морозиков, который
сообщил, что преподаватель педагогического института Ольга Костышева направила в
Ленинский районный суд Орска иск о защите чести и достоинства к редакции
радиопрограммы “Русское радио” – Орск” и журналисту Инне Бурик. Иск связан с
прозвучавшей в эфире информацией об избиении истицей студентки филологического
факультета пединститута. О. Костышева просит суд признать распространенные о ней
сведения не соответствующими действительности, обязать ответчиков опровергнуть
порочащие ее сведения и взыскать в качестве денежной компенсации морального
вреда 20 000 рублей с редакции и 5 000 рублей – с журналиста.

ДЕКАБРЬ, 23, 27. Главный редактор журнала “Индекс/Досье на цензуру” Наум Ним 23
декабря обратился в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного
дела по статье 237 УК РФ (“Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих
опасность для жизни и здоровья людей”) в отношении председателя правительства РФ
Владимира Путина и подчиненных ему должностных лиц. Обращение в прокуратуру
последовало в связи с тем, что в ответ на неоднократные запросы редакцией
журнала “Индекс/Досье на цензуру” информации о результатах проводящихся в рамках
антитеррористической операции в Чечне действий начальник департамента
правительственной информации А. Коротков прислал ответ, являющийся отпиской (см.
монитор за ноябрь). Полагая, что “непредоставление запрашиваемой информации
нарушает конституционные права граждан и дезориентирует их, что, в свою очередь,
создает реальную опасность жизни и здоровью людей, находящихся на территории
Чеченской республики”, главный редактор журнала Н. Ним направил прокурору Москвы
Сергею Герасимову заявление с просьбой провести проверку по фактам сокрытия от
средств массовой информации и граждан сведений о конкретных событиях, связанных
с проведением контртеррористической операции в Чечне. 27 декабря А. Коротков
сообщил редактору: “Департаментом правительственной информации на Ваши запросы
готовятся ответы. Количество и характер поставленных Вами вопросов, требует
продолжительной работы, в том числе, с привлечением информации, от сторонних
организаций. В связи с этим сообщаю Вам, что ответы на Ваши запросы будут
предоставлены не позднее 30-дневного срока со дня поступления в Департамент”.

ДЕКАБРЬ, 24. В Красноярске журналисты телекомпании “ТВК – 6 канал” и
радиопрограммы “Авторадио” не были допущены на пресс-конференцию заместителя
губернатора края Николая Вернера. Охрана сослалась на существование специального
распоряжения, которое, однако, журналистам не предъявили. Сам Н. Вернер на
попытки корреспондентов узнать, почему их не пускают, ответил оскорблениями.

ДЕКАБРЬ, 25. В городе Ачинске (Красноярский край) в результате захвата
неизвестными лицами передающей станции было прервано вещание телекомпании
“Ачинск-ТВ”. Свои действия захватчики мотивировали решением совета директоров
Ачинского глиноземного комбината, являющегося одним из учредителей указанной
телекомпании. По мнению руководства “Ачинск-ТВ”, решение совета директоров АГК
является незаконным, поскольку у телекомпании есть еще несколько учредителей. К
вечеру силами милиции на передающей станции был наведен порядок, вещание
телекомпании “Ачинск- ТВ” восстановлено.

ДЕКАБРЬ, 27. В Центральном суде Красноярска состоялось заседание по иску о
защите чести и достоинства, который был предъявлен гражданкой Еленой Белых к
редакции информационно-аналитического еженедельника “Да” и магазину “Kodak”.
Поводом для иска послужила несанкционированная публикация фотографии Е. Белых с
рекламой магазина “Kodak”. По итогам заседания дело передано по подсудности в
суд другого района.

ДЕКАБРЬ, 29. В Чечне недалеко от Грозного российскими военными задержаны
журналисты Дэниель Вильямс (газета “Washington Post”), Дэвид Филипов (“The
Boston Globe”), Маркус Уоррен (“The Daily Telegraph”), Родриго Фернандес (“El
Pais”), Рикардо Ортега и Теймураз Габашвили (испанская телекомпания “Antenna
3″), а также британский независимый фоторепортер Михаил Яссулович. Журналистов
обвинили в нарушили порядка пребывания и работы на территории Российской
Федерации, так как они не имели разрешения находиться в зоне военных действий.
Получившие аккредитацию при российском МИД, задержанные сотрудники иностранных
средств массовой информации не были аккредитованы ни при пресс-службе
объединенной группировки войск на Северном Кавказе, ни при представительстве
Правительства России в Чечне. На вертолете журналистов доставили в Моздок и
девять часов спустя, после уточнения деталей происшедшего, отпустили на свободу.

ДЕКАБРЬ, 29. В екатеринбургский региональный Центр защиты прав СМИ обратился
заместитель главного редактора газеты “Челябинский рабочий” Юрий Емельянов,
который сообщил, что работник Кировского РУВД Челябинска Сергей Белогрудов
направил в Центральный районный суд города иск о защите чести и достоинства к
редакции газеты “Челябинский рабочий” и журналисту Екатерине Минеевой. Претензии
истца связаны с публикацией в этом издании 27 января 1999 года статьи “Пацаны” в
погонах”, в которой сообщается, что при задержании нарядом милиции молодых
людей, отмечавших день рождения в соседней квартире, истец нецензурно выражался
и избивал задержанных. С. Белогрудов просит суд обязать ответчиков опровергнуть
эти сведения и взыскать с них в качестве денежной компенсации морального вреда
100 000 рублей. Ю. Емельянов сообщил также, что директор челябинского
предприятия “Уралдомнаремонт” Анатолий Петуров, его родители Алексей Петуров и
Евдокия Петурова направили в Центральный районный суд иск о защите чести,
достоинства и компенсации морального вреда к редакциям газет “Челябинский
рабочий” и “Вечерний Челябинск”. Претензии истцов связаны с опубликованным в
этих газетах 23 марта 1999 года сообщением о гибели Анатолия Петурова и времени
проведения гражданской панихиды. Истцы указывают в заявлении, что сообщенные
сведения не соответствуют действительности, а сама публикация привела к тому,
что два истца были госпитализированы с тяжелыми диагнозами, а третий в течение
девяти дней проходил лечение в амбулаторном порядке. Истцы просят суд взыскать с
ответчиков 1 000 000 рублей.

ДЕКАБРЬ, 30. В Центрально-Черноземный Центр защиты прав СМИ (Воронеж) обратилась
главный редактор газеты “Время и мы” из села Мантурово Курской области Елена
Хомутова, которая сообщила, что в Мантуровский районный суд к редакции этого
издания местной центральной районной больницей был подан иск о защите деловой
репутации. Поводом для обращения в суд послужила статья “Поможем больным
овощами!”, опубликованная в газете “Время и мы” 13 октября 1999 года. По мнению
истца, в статье содержатся сведения, не соответствующие действительности и
порочащие деловую репутацию больницы. В частности, к таким сведениям относится
фраза: “Жители райцентра готовы поделиться соленьями и маринадами, но дойдут ли
они до больных? Слухи о том, что отдельные продукты пациенты ЦРБ так и не
увидели, уже будоражили окрестность. Кто развеет их?”. Истец просит суд обязать
ответчика опубликовать опровержение и взыскать с него 30 000 рублей в качестве
денежной компенсации морального вреда.

Приложение к журналу
“Законодательство и практика средств массовой информации”
Руководитель службы мониторинга Олег Панфилов, заведующий корреспондентской
сетью Борис Тимошенко

Издается Центром “Право и СМИ”

http://www.gdf.ru

Мнение редакции может не совпадать с позицией авторов.
Приведенная в отчете информация основана на материалах службы мониторинга Центра
защиты прав прессы Фонда защиты гласности, а также на сообщениях российской и
зарубежной прессы, данных правозащитных организаций.

Мониторинг публикуется в сокращении.
Полностью с материалами мониторинга можно ознакомиться в ФЗГ
Адрес редакции журнала:
103009, г. Москва, Моховая 9,
факультет журналистики МГУ, комн. 338
тел./факс: (095)203-6571, 203-9388,
737-3371

Почтовый адрес службы мониторинга:
119021, Россия, Москва, а/я 536
телефон: (095) 201-32-42,
тел/факс (095) 201-49-47,
e-mail: oleg@fond91.msk.ru

У Фонд защиты гласности,1999